Украинский газ к дерибану готов
Если в Украине начинаются разговоры о «реформах» — дело идет к дерибану.
Если в Украине начинаются разговоры о «реформах» — дело идет к дерибану. Эта «народная примета» вспомнилась, когда новое руководство НАК «Нафтогаз» анонсировало новую же порцию реформ газового рынка и самой акционерной компании.
Правда, при ближайшем рассмотрении оказывается, что ничего нового в этих «реформах» нет. Суть их сводится к старой, известной еще с 1990-х годов схеме: крупный производственно-технологический комплекс, каковым является «Нафтогаз», — разделить, а его наиболее лакомую часть в виде «Укргаздобычи» — украсть… пардон, приватизировать в интересах «эффективного собственника». Особо умиляет тот факт, что приватизация, по «гениальной» задумке нового менеджмента, должна сопровождаться всенепременнейшим привлечением к этому увлекательному процессу отечественного капитала. Фамилии «привлекаемых капиталистов», то есть планируемых счастливых владельцев газодобычи, пока не называются, но люди политически грамотные могут их озвучить сами. В качестве теоретико-идеологического обоснования «реформ» приводится крайняя необходимость срочного внедрения Украиной Третьего энергетического пакета для создания либерального, конкурентного, транспарентного (следует стандартно-бессмысленный набор слов иностранного происхождения) и так далее — газового рынка, каковой приведет Украину и ее граждан в «светлое будущее».
Если же отбросить обычное в таких случаях политико-бюрократическое словоблудие, то в сухом остатке получим следующее. С утратой своей газодобычи, государство окончательно утратит не просто влияние на газовом рынке, но и возможность проводить активную политику в такой важнейшей сфере как коммунальное хозяйство. Это представляет крайнюю опасность для Украины, которая еще не оправилась от кровавого побоища на майдане, но уже стоит на пороге общественного взрыва по причине антинародной социально-экономической политики нынешнего правительства, да еще в условиях московской агрессии.
Имиджево-презентационное интервью нового главы «Нафтогаза» Андрея Коболева в издании «Зеркало недели. Украина» (№ 13 12 апреля 2014 года) на фоне нынешних бурных событий оказалось почти незамеченным. Вместе с тем сей бенефис содержит тревожную информацию относительно планов нового менеджмента отрасли, в частности, указанные идеи по окончательному внедрению Третьего энергопакета (ТЭП) и приватизации отечественной добычи газа, о которых пойдет речь дальше.
Следует задаться вопросом: чьи интересы выражает нынешний менеджмент «Нафтогаза»? На сей счет имеются некоторые догадки, о которых далее, но можно уверенно сказать, что это интересы явно не страны и ее граждан…
«Пакетирование газа»
В указанном интервью глава «Нафтогаза» заявил: «Мы продолжаем работу по выполнению до 1 января 2015 г. требований Третьего энергопакета с целью либерализации энергетической отрасли и создания эффективного рынка газа в Украине. Наша страна приняла на себя такие обязательства еще в 2011 г., но фактически только сейчас начата активная работа в этом направлении… В случае эффективной имплементации положений Третьего энергопакета, в т. ч. интеграции в общий европейский рынок газа, проблема цены российского газа вообще перестанет существовать. Все будет прозрачно. Непрозрачные схемы поставок газа станут невозможны, нам будут доверять наши европейские партнеры и, что для нас самое главное, нам будут доверять украинские потребители, граждане… Основные принципы либерализации определены в Третьем энергопакете: разделение добычи, транспортировки, хранения и поставки газа; равный доступ к газотранспортной системе и хранилищам. Мы прекрасно понимаем, что, несмотря на формальное разделение на отдельные компании («Укртрансгаз», «Укргаздобыча», «Газ Украины», облгазы), мы не соответствуем этим принципам ни по форме, ни по сути».
Таким образом, Коболев считает ТЭП этакой волшебной палочкой, которая решит все проблемы. Внедрить же требования ТЭП, по мнению главы «Нафтогаза», Украина должна срочно и обязательно, поскольку взяла на себя такие обязательства еще в 2011 году, но до конца этого так и не сделала.
Но есть и другое мнение. Внедрение Третьего энергопакета многими европейскими странами тормозится уже 5 лет, поскольку далеко не все его требования оказались приемлемыми. Реализация ТЭП отнюдь не гарантирует равный доступ к газопроводам и хранилищам, а главное, удешевление топлива для потребителей. В Европе существует несколько подходов к ТЭП, и в рамках некоторых из них Украина требование документа уже внедрила, о чем, похоже, глава «Нафтогаза» или не догадывается, или умалчивает, преследуя некие другие цели. Наконец, ни «пакет», ни даже либерализация рынка не гарантируют ни избыток топлива, ни снижения цены, а внедрять в столь критическое время ТЭП вовсе не обязательно. Предшественник Коболева Юрий Бойко отмечал: «Энергопакеты вообще не ратифицированы. По законам мы соблюдаем реально два энергопакета — 1-й и 2-й. Третий энергопакет ни у кого не прижился, поскольку нет реального полного разделения практически ни в одной стране, как это предусмотрено этим документом».
Следует кратко взглянуть на смысл и содержание энергопакетов как таковых, на весьма неоднозначный процесс внедрения ТЭП в Европе, а также проблемы, которые в связи с этим возникают.
Энергетические пакеты — это набор директив Евросоюза в сфере поставок газа и электроэнергии, а также связанных с ними нормативных актов. Содержащиеся в этих документах требования являются обязательными для исполнения странами, присоединившимися к Европейской энергетической хартии, в число которых входят все страны Евросоюза и Украина.
Первый пакет (1998 год) устанавливает общие правила на рыке электроэнергии и газа. В основу Второго пакета (2003) заложено требование о необходимости разделения вертикально интегрированных компаний. Это значит, что, например, в секторе газа деятельность компаний, транспортирующих газ, должна быть отделена от деятельности по добыче и дистрибуции газа. Разделение касается, в том числе, бухгалтерской отчетности, но не прав собственности. Третий энергопакет (2009) завершает (пока!) преобразования энергорынка Европы, являясь логическим продолжением Второго. Главной особенностью ТЭП стал фактический запрет компаниям одновременно и продавать, и транспортировать газ и электроэнергию. Также ТЭП обязывает предоставлять третьим сторонам доступ к газотранспортным мощностям, что серьезно препятствует планам России относительно газопроводов в обход Украины. Например, Еврокомиссия ограничила «Газпром» в использовании «Северного потока» на половину его мощности, а сейчас ЕС резко противится сооружению «Южного потока». В этом смысле ТЭП на руку Украине.
Именно поэтому Третьему пакету и Энергохартии в целом воспротивился «Газпром» и вообще Россия. С одной стороны, ТЭП позволяет поставлять газ по трубопроводам непосредственно конечным потребителям в ЕС, минуя оптовых перекупщиков, что является положительным моментом. Но с другой стороны, «Газпром» в таком случае превращается в простого поставщика, отправляющего груз из пункта А в пункт Б, не контролируя коммуникации, а потому не имея никакого влияния на энергетическую политику, а в Кремле «влиять» любят. Но сие несогласие является отнюдь не только следствием империалистических устремлений Кремля. Кое в чем Москва права…
Стабильные поставки топлива требуют масштабных инвестиций в разведку, разработку месторождений, добычу и транспортировку газа, техническое обслуживание всех систем. Все это окупается десятилетиями. Для гарантированного возврата капиталовложений требуется стабильность спроса, предсказуемость правил игры, регулирующих поставки энергоносителей в долгосрочной перспективе. Одной из важнейших гарантий является право собственности.
Есть еще одна проблема. Когда вертикально-интегрированная компания (ВИК) типа «Газпрома» сама добывает газ и сама его поставляет по трубе, которую она же сама и построила, она стремится заполнить трубу по максимуму, чтобы поскорее вернуть вложенные инвестиции, включая заемные средства, в чем, кстати, заинтересованы и банки, предоставившие кредиты. «Отдельно стоящего» оператора ГТС подобные вопросы не интересуют. Возникают так называемые контрактные несоответствия, приводящие к сбоям в поставках из-за большого числа контрагентов в транспортно-сбытовой цепочке.
Наконец, ЕС настаивает, чтобы ВИК продали транспортные мощности или передали в управление третьим лицам, которые абсолютно не заинтересованы в возврате инвестиций, а цена продажи явно не компенсирует капиталовложения честно и в полном объеме. Поэтому во многом прав Путин, назвавший ТЭП «конфискацией».
И это проблема не только «Газпрома», но также — «Нафтогаза» и, что еще интереснее, европейских энергокомпаний. Именно поэтому внедрение Третьего пакета тормозится по всей Европе. ТЭП вступил в силу 3 сентября 2009 года, но он не является документом прямого действия, и его положения должны быть включены в национальные законодательства стран-членов ЕС, на что было дано 18 месяцев. Срок неоднократно переносили, последний раз — на начало 2014 года, но реально ТЭП в полном объеме не внедрен по сей день.
Вопросы к новому руководству «Нафтогаза»: зачем торопиться внедрять европейские нормы, которые в самой Европе вызывают неоднозначную реакцию? Чтобы быть «святее Папы Римского»? Или в целях дерибана лакомых кусков «Нафтогаза»?
К тому же, что глава «Нафтогаза» имеет в виду под «нормами» Третьего пакета? Ведь страны ЕС могут выбирать один из трех вариантов. Первый из них предполагает принудительное разделение собственности вертикально интегрированных холдингов: энергетические компании должны продать свои транспортные сети независимому оператору и не смогут иметь в нем контрольного пакета. Второй вариант позволяет добывающим компаниям оставаться владельцем транспортных сетей, но управлением сетью в этом случае должен заниматься специально созданный «независимый оператор системы». Третий вариант также предполагает сохранение вертикально интегрированных корпораций, но их деятельность будет контролировать специальный «наблюдательный орган». По сути, второй-третий варианты в Украине реализованы, за исключением наличия «наблюдательного органа», который можно создать, включив туда, наряду с чиновниками, представителей общественности, профсоюзов, независимых экспертов. Почему гражданин Коболев лоббирует самый жесткий вариант и не поведал широкой общественности о других возможностях? Чьи интересы при этом преследуются?
Можно по-разному относиться к Москве, но вызывает уважение тот факт, что там не «растащили» концерн «Газпром», который позволяет исправно «кормить» Россию валютной выручкой и экспортными пошлинами. Подобная концентрация нужна и Украине, особенно с учетом того, что страна находится в жесточайшем кризисе и в состоянии войны, в том числе и газовой, с Россией.
Европа: «пакеты» есть, либерализации и снижения цены — нет
К тому же, результаты «энергетического пакетирования» в Европе пока, мягко говоря, не впечатляют своими результатами. Приведем лишь несколько примеров.
Классический пример со Словакией касается Украины. Вопреки требованиям ТЭП, Словакия препятствует реверсным поставкам газа в Украину немецким концерном RWE, поскольку транспортные мощности заблокировал «Газпром». Конечно, виноват Кремль, но ведь на территории ЕС имеет место грубое нарушение норм того же ЕС при полнейшей импотенции Брюсселя. Именно поэтому Янукович и Бойко в свое время заговорили о выходе Украины из Третьего пакета и даже из Энергохартии.
Второй классический пример — Болгария. После вступления в ЕС «бывшая шестнадцатая республика бывшего СССР» переусердствовала с внедрением европейских норм. На внутренний энергорынок в полном соответствии с либеральными догмами были запущены иностранные фирмы-посредники, поставляющие населению электроэнергию и газ, якобы конкурируя друг с другом. Цены были взвинчены до небес якобы по причине дороговизны ресурсов у оптовиков, что привело в начале 2013 года к социальному бунту. Преимущества конкуренции и либерализации обнаружить не удалось.
Вообще, «пакетирование» энергорынка никоим образом не снизило конечные цены для потребителей, включая населения, поскольку в Европе критически вырос вес крупных корпораций, главной целью которых является прибыль любой ценой, а не какие-то там либерально-демократические ценности. К тому же, либерализация без профицита энергоресурсов превращается в демагогию, а профицита в Европе пока нет, и не предвидится, а уж в Украине, мертво завязанной на одного поставщика, — и подавно.
Даешь отечественный газ в «нужные руки»!
В Украине же либерализация и вовсе является шулерством. После того, как в 2012-2013 году была торжественно разрушена монополия «Нафтогаза» на импорт газа, такое право тут же получили олигархи. Из 25,8 млрд кубов, закупленных у «Газпрома» в 2013 году, половину импортировал «Нафтогаз», а половину — подконтрольный олигарху Фирташу Ostchem. Было много разговоров о том, что структуры Фирташа и Курченко импортируют газ по реверсу, но пока это мизерные объемы, и говорить особо не о чем. Следует напомнить, что Фирташ контролирует львиную долю облгазов, то есть сбытовую сеть.
Но никакого снижения цены не произошло, что признал глава «Нафтогаза». По его словам, украинские компании импортируют газ по цене выше, чем цена «Газпрома» (!), экономя исключительно на НДС, поэтому 10 апреля 2014 года Верховная Рада приняла решение, согласно которому государство будет взимать НДС с операций по импорту газа, осуществляемых всеми компаниями, кроме НАК «Нафтогаз Украины», а премьер Яценюк пообещал, что если до сентября частные импортеры смогут заключить контракты на поставку газа по меньшей цене, чем «Нафтогаз», правительство не будет вводить НДС по таким контрактам, и это якобы приведет к удешевлению газа. Налицо то, что называется «шахер-махер»! В сухом остатке — ни малейшего намека на декларируемые либерализацию, конкурентность, транспарентность и прочее. А главное, снижения цен на газ нет, и не предвидится!
Более того, ликвидация монополии «Нафтогаза» на импорт газа резко ухудшила и без того катастрофическое финансовое положение НАКа. Компания лишилась значительного числа самых платежеспособных потребителей в лице промышленных предприятий, которые разобрали частные поставщики. Зато «Нафтогазу» осталось население и жилкоммунхоз, получающие топливо по регулируемым ценам.
Но руководство «Нафтогаза» продолжает расхваливать мифические возможности либерализации и внедрения Третьего пакета, в результате чего на рынок выйдет множество торговцев, которые, дескать, снизят цены путем конкуренции. На рынок выйдут, прежде всего, Фирташ, Коломойский и, возможно, еще кто-нибудь. Собственно, уже вышли. Вместо государственной монополии, которую общество может хоть как-то контролировать, возникнет олигархический картель, поскольку олигархи всегда найдут, как сговориться. А дешевое импортное топливо отсутствует в природе, поскольку все источники его импорта дорогие. Это касается российского, реверсного, сжиженного катарского, норвежского, сланцевого, азербайджанского и прочего газа. Конкуренцию могло бы составить только туркменское топливо, но Россия по своим трубам пропускать его не собирается.
Единственным источником дешевого газа является внутренняя добыча, прежде всего, на государственном предприятии «Укргаздобыча», входящем в структуру «Нафтогаза». Только государственный газ обеспечивает хоть какую-то конкурентность и либеральность газовому рынку. Но именно «Укргаздобычу» новоявленные руководители «Нафтогаза» вознамерились приватизировать.
Напомним, что из примерно 50 млрд кубов потребленного в 2013 году в Украине газа, внутренняя добыча составила около 21 млрд. куб. м. Предприятия «Нафтогаза Украины» добыли 18 млрд. 663 млн. куб. м, в том числе ПАО «Укргаздобыча» — 15 млрд. 110 млн. куб. м, ГАО «Черноморнефтегаз» — 1 млрд. 651 млн. куб. м, ПАО «Укрнафта» — 1 млрд. 903 млн. куб. м. Еще 2 млрд. 335 млн. куб. м производят другие газодобывающие компании, являющиеся, как правило, частно-государственными. Сразу отметим, что «отпадение» ГАО «Черноморнефтегаз» вместе с «вышками Бойко» и остальным Крымом особого вреда газовому балансу Украины не нанесет, поскольку добывавшиеся там 1,65 млрд кубов обеспечивали только 80% потребностей Крыма.
Согласно действующему законодательству, весь газ отечественной добычи должен поставляться в жилищно-коммунальный сектор. Но известно, что строгость отечественных законов с лихвой компенсируется необязательностью их исполнения. Существует целый преступный бизнес, построенный на превращении отечественного голубого топлива по цене 50-100 долл. за 1 тыс. куб. м в «импортный» газ, стоящий в разы дороже, с целью извлечения сверхприбыли. Руководство «Нафтогаза» уверяет, что с этими преступными деяниями ведется нещадная борьба, но о ее результатах широкой общественности пока ничего не известно.
В любом случае, из добываемых в Украине 21 млрд только о 15 млрд кубах газа, производимых ПАО «Укргаздобыча», можно с некоторой уверенностью сказать, что они попадают в ЖКХ. О том, куда деваются 2,34 млрд кубов топлива, добываемого получастными фирмами, контролируемыми, как правило, «очень уважаемыми и часто мелькающими в телевизоре» людьми, никто даже не вспоминает.
Зато в СМИ периодически всплывает информация о ПАО «Укрнафта» и добываемых этой компанией без малого 2 млрд куб. м газа. Формально контрольный пакет «Укрнафты» в размере 50%+1 акция принадлежит государству. Но реально компанией руководит менеджмент, близкий к группе «Приват» и олигарху Коломойскому. Злые языки твердят, что туда же, вопреки закону, уходит и добываемый газ. Тем более что «Приват» имеет химические производства, где газ используется не как энергоноситель, а как сырье для производства, например, минеральных удобрений.
Руководство «Нафтогаза» заявляет о планах по приватизации «Укргаздобычи» и государственной доли в уставном капитале «Укрнафты», причем последняя добывает также существенные объемы отечественной нефти и располагает мощностями по ее переработке.
Обращает на себя внимание любопытная деталь. Глава «Нафтогаза» Коболев подчеркивает, что приватизация должна происходить с «вовлечением внутреннего рынка капитала». «В Украине критически важно создать эффективный внутренний рынок акционерного капитала, ликвидную биржевую торговлю ценными бумагами. Без этого невозможно добиться устойчивого экономического роста, минимизировать коррупцию, изменить страну, в конце концов. Для успешного размещения акций в Украине нужно решить массу вопросов как в отрасли, так и в целом в стране, но откладывать решение этих проблем нельзя. Неразвитый внутренний рынок капитала — ключевая проблема Украины, ее нужно неотложно решать. Размещение акций «Укргаздобычи» и «Укрнафты» может стать действенным механизмом для реанимации биржевой торговли на внутреннем рынке Украины», — заявил Коболев.
Приватизация остальных составляющих «Нафтогаза», включая газотранспортную систему, если верить Коболеву, пока не планируется, очевидно, потому, что на данный момент не представляют интереса.
Чего это вдруг глава «Нафтогаза» так озаботился развитием фондового рынка Украины настолько, что готов пожертвовать ради этой «священной цели» предприятиями, обеспечивающими хотя бы частичную энергонезависимость страны, да еще в условиях агрессии Кремля? Ведь фондовый рынок не является компетенцией «Нафтогаза»…
Можно уверенно утверждать, что приватизация, в лучших отечественных традициях, произойдет за копейки, а реальными собственниками отечественной газодобычи в объеме 17 млрд кубов в год станут отечественные олигархи. В числе «счастливых обладателей активов, кроме «Привата» и Коломойского, могут оказаться Фирташ и его структуры, сконцентрировавшие львиную долю химического производства и сбытовой сети. Возможно, еще кто-то «подсядет на тему». Внедрение Третьего пакета удешевит олигархам доставку топлива до потребителей, включая их же предприятия, в результате чего, вместо либерализации, получим монополизацию. В свою очередь, государство и граждане утратят источник относительно дешевого топлива отечественной добычи.
Ради этого приватизация и затевается. Нужно немедленно остановить эту аферу под лозунгами реформ по внедрения в Украине «европейских ценностей» в виде Третьего энергопакета, который в Европе ценностью не считается!