Социально-экономическая пропасть военно-террористического периода
Бандитский террор и война с ним на Востоке Украины отвлекает внимание общества от социально-экономической ситуации в стране, которая становится все более угрожающей, даже катастрофической.
Бандитский террор и война с ним на Востоке Украины отвлекает внимание общества от социально-экономической ситуации в стране, которая становится все более угрожающей, даже катастрофической. Существует несколько причин провала макроэкономических показателей и в сфере занятости.
Здесь следует отметить и общую понижающую тенденцию, начавшуюся еще в 2013 году, и тяжкое наследие «янукизма», перешедшие в острый политический и социально-экономический кризис в начале 2014 года, и отрицательное влияние резкого падения гривны, а также рьяного выполнения правительством Яценюка рецептов МВФ. А в последнее время к этому добавились ужасающие последствия терроризма и борьбы с ним на промышленном Донбассе, на который выпадает существенная доля промышленного производства и экспортного потенциала.
Угрожающее падение социально-экономических показателей страны хорошо видно, если взглянуть на ряд макроэкономических параметров и занятость населения.
По данным официальной статистики, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, в апреле 2014 года падение производства составило 6%, а в целом за четыре месяца спад в промышленности достиг 5,3%. Кстати, в прошлом году тоже наблюдалось снижение, но «всего» на 3,9%, — то есть, налицо общая тенденция, к которой добавились острый политический и социальный кризис, революция, а затем терроризм и война с ним.
Если рассмотреть по отраслям, то более всего с начала 2014 года пострадала химическая промышленность, спад в которой составил более 11%, а за год он превысил 23%. Существенно обвалилось машиностроение, где падение составило соответственно 8% и почти 19%. Большой спад показывает один из главных источников экспортных валютных поступлений — металлургия, сокращение в которой достигло соответственно 2,3% с начала 2014 года и 12,8% за год. В нефтеперерабатывающей промышленности производство упало соответственно на 7,7% и 10%, а в легкой промышленности обвалилось на 6,6% в 2014 и почти на 15% за год.
Следует отметить, что промышленность в Украине обеспечивает 21% ВВП и свыше 40% валютных поступлений.
В то же время, статистика «радует» сравнительно небольшим падением ВВП, которое по итогам 1-го квартала 2014 года составило «всего» 1,1%, что при 5-6% промышленном спаде вроде бы и «немного». Подозревать уважаемые государственные органы в подтасовке данных не будем, а попробуем найти причины такого несоответствия.
Во-первых, инфляция, девальвация и накачка экономики денежной массой в начале 2014 года в значительной мере компенсировали падение экономики в силу явления, известного как инфляционное оживление. Это в Советском Союзе экономические результаты любили показывать в натуральном выражении — в миллионах тонн угля, стали, молока, мясных и колбасных изделий, единиц одежды, пар обуви и так далее. Это было не так уж и глупо, по сравнению с измерением в денежных единицах, позволяющим манипулировать данными. Например, производство и потребление колбасы может сократиться из-за падения покупательной способности граждан, но инфляция взвинчивает цены на товар, в итоге в денежном выражении можно даже выйти на рост.
Кстати, складывается устойчивое подозрение, что именно это обстоятельство послужило причиной резкой девальвации гривны путем денежной эмиссии. Это формально улучшило бюджетно-финансовые показатели, что позволило получить кредит МВФ.
Во-вторых, спад резко ускорился с апреля, когда началась эскалация бандитского террора, дезорганизация производства и экономической жизни вообще. По некоторым данным, в связи с известными событиями на Донбассе остановлено около 60% предприятий, прежде всего крупных, дающих существенные поступления бюджетных отчислений и экспортно-валютной выручки. Думается, что результаты 2-го квартала будут намного более провальными, прежде всего по причине хаоса на Донбассе. Кроме терроризма, причиной сворачивания производства, в том числе и на Донбассе, также является разрыв экономических связей с Россией и другими странами СНГ в результате обострения отношений, вызванного империалистической агрессией Кремля.
Невежественную болтовню о том, что Украине «не нужен дотационный Донбасс», и лучше его отсоединить, оставим для самозваных «экспертов». Отметим лишь, что, возможно, Украина могла бы отказаться от Донбасса, но только после радикальной перестройки всей экономики, и явно в отдаленной перспективе.
Сейчас же остановка промышленности Донбасса влечет крайне негативные последствия для страны. В 2013 году Донетчина и Луганщина обеспечили почти четверть промышленного производства Украины. На Донбассе размещено более половины металлургических мощностей страны, которые обеспечивают около 70% производства металла и значительные объемы химической продукции. В то же время металлургия и химия являются важнейшими экспортными статьями, обеспечившими в 2013 году около 17 млрд. долл. валютных поступлений, что составляет 26,7%.
Если все это остановится, пусть даже не полностью, но хотя бы в значительной степени, то Украине может грозить дефолт по внешним долгам из-за резкого сокращения валютных поступлений.
Здесь всплывает еще одно обстоятельство. В настоящий момент Украина крайне зависима от кредитования МВФ. Лишение страны надежных источников поступления валюты в связи с остановкой промышленности Донбасса может привести к приостановке выделения фондом дальнейших траншей из-за неопределенности с погашением займов, причем формальная причина такой остановки может быть совершенно другой.
Возвращаясь к вопросу ВВП, отметим, что в случае остановки индустрии на Донбассе, могут сбыться крайне неблагоприятные прогнозы, например, Европейского банка реконструкции и развития о падении в 2014 году ВВП на 7%. По ряду других, еще более мрачных, оценок ВВП в нынешнем году может сократиться на 10% и более.
Очевидно, что столь серьезное сокращение производства неминуемо влечет за собой всплеск безработицы. Правда, официальные органы в этом вопросе предоставляют убаюкивающую цифирь. По данным Государственной службы статистики, в апреле 2014 года количество зарегистрированных безработных, по сравнению с мартом, даже уменьшилось на 3,6% и составило около 474 тыс. человек. В целом, в Украине в центрах занятости в статусе безработных официально зарегистрировано 1,8% трудоспособного населения.
Очевидно, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые зарегистрировались. Сколько насчитывается неучтенных безработных — никто не знает, да это, похоже, никого сейчас особо и не интересует. В то же время, по методике Международной организации труда, безработица в Украине оценивается в 7,2% трудоспособного населения.
К тому же, такая статистика никак не учитывает указанную массовую остановку предприятий Донбасса. Их работники отправляются в неоплачиваемые отпуска. Реально они теряют работу и средства для существования, но формально эти люди продолжают находиться в трудовых отношениях с работодателем и безработными не считаются. К тому же, в ситуации бандитского террора и кровавого хаоса на Донбассе едва ли сейчас можно зарегистрироваться в центре занятости в качестве официального безработного: местным жителям сейчас явно не до того, да и служба занятости в регионе сейчас вряд ли работает.
Таким образом, если сокращение производства и безработица в целом по стране становятся все большей проблемой, то на Донбассе они имеют все шансы превратиться в социально-экономическую и даже гуманитарную катастрофу. Можно уверенно сказать, что, наряду с бандитским террором и военными действиями, массовая, даже тотальная безработица в ближайшее время может привести к дальнейшей эскалации социального конфликта в донецких степях.
Собственно, крайне тревожная информация на эту тему уже поступает. По некоторым данным, многие шахтеры, сталевары и другие работники предприятий Донбасса покидают останавливающиеся заводы, фабрики и шахты и пополняют так называемое ополчение «донецко-луганских республик», а проще говоря, террористические банды.
Более того, даже с работающих предприятий работники начинают уходить. Ведь олигархи-владельцы предприятий и их менеджмент платят рабочим копейки, а за день «войны» можно получить, по слухам, до 500 долларов, которыми бандитов исправно снабжает Москва, а также «семья» Януковича и некоторые другие бывшие «хозяева Донбасса», утратившие власть и доходы.
Правда, на войне можно не только деньги заработать, но и жизни лишиться. Но ведь и в шахте можно погибнуть...
Итак, в стране все более разгорается социально-экономический кризис, а на Донбассе он уже вовсю полыхает. Но правительство продолжает успокаивать себя и общество красивыми цифрами. Пока окончательно не рванет...