Коломойский получает все
Стрый девиз гласит: «Победитель получает все!»
Стрый девиз гласит: «Победитель получает все!» Трагические события последних месяцев в Украине заставляют это изречение несколько переиначить: все у нас получают, прежде всего, олигархи. Революция, аннексия Крыма московским империализмом, гражданская война, нарастающий хаос и развал в экономике и всех сферах социального бытия закономерно ведут к тому, что рядовые граждане неумолимо беднеют и погружаются в нищету. Но олигархи продолжают обогащаться, подтверждая тем самым еще один известный афоризм: бедные становятся еще беднее, а богатые еще богаче.
Пальму первенства в этом вопросе, несомненно, держат днепропетровская бизнес-группа "Приват" и ее (не)формальный лидер Коломойский, который к своей весьма сомнительной олигархической репутации в последнее время добавил «высокое звание» губернатора Днепропетровщины и «спасителя отечества». Недавно информационное пространство взорвало сообщение о том, что контролируемое группой "Приват" ПАО «Укрнафта» решением суда получило право продать на сторону 2 млрд куб м природного газа отечественной добычи, которые по закону должны пойти в ЖКХ. И это в то время, когда Москва опять перекрыла газ, и во весь рост встает все более угрожающий вопрос: как дожить до зимы, а тем более ее пережить? А отечественный газ по «смешной» цене 2006 года уйдет не на отопление жилья зимой, а на предприятия все того же Коломойского.
Но, пожалуй, больше всего возмутило полнейшее молчание в этом вопросе глав «Нафтогаза» и профильного министерства энергетики, а также высшего руководства страны в лице премьера Яценюка и президента Порошенко. Они «в доле» или это политико-экономическая взятка лояльному к власти олигарху? Или власти думают, что, спекулируя на войне, развале экономики, тяжком наследии режима Януковича и требованиях МВФ, можно для компенсации потерь от олигархического дерибана повышать тарифы ЖКХ до бесконечности? Ведь это чревато новым, еще более разрушительным социальным взрывом...
Справедливости ради следует отметить, что олигархи тоже несут потери, но они успешно их компенсируют, используя влияние в коррумпированных органах власти, обслуживающих интересы крупного капитала. Напомним, что от войны на Донбассе сильно пострадал бизнес Ахметова, но он добился компенсации за счет рядовых граждан в виде повышения для столичного «Киевэнерго» тарифов на тепло и горячую воду в обмен на политическую лояльность к новой власти. (Подробнее — в материале «Тарифный взрыв: Ахметову дают взятку?»). В то же время, как заявил глава НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев, контролируемое ахметовской ДТЭК «Киевэнерго» имеет перед «Нафтогазом» большие долги за топливо.
Группа «Приват» Коломойского тоже несет значительные «военные потери». Банковский бизнес «Привата» в Крыму уничтожен, а в России — подвергается гонениям. Против самого Коломойского в России возбуждено уголовное дело, и он объявлен в розыск, очевидно, за нелицеприятные высказывания в адрес «Великого Пу». Таким образом, олигарх получил еще одно высокое звание — «личный враг Путина», по аналогии с тем, как когда-то были списки «личных врагов Гитлера».
Но Коломойский выгодно компенсирует потери путем получения от украинской власти все более дорогостоящих преференций для его бизнеса. Тем более, что возможности группа «Приват» имеет и без того немалые. Например, она долгие годы контролирует практически всю нефтедобычу, включая попутный газ, и львиную долю оставшейся в живых нефтепереработки в Украине. Именно с этим связан последний скандал, на который власть стыдливо закрывает глаза.
-- Газ если и есть, то его как бы нет!
19 мая 2014 года Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ) поставил точку в многолетней тяжбе между ПАО «Укрнафта» и НАК «Нафтогаз». Предметом спора, дошедшего до самой высшей специализированной судебной инстанции, стали 2 млрд кубометров природного газа, который был добыт ПАО «Укрнафта» в далеком 2006 году и с тех пор хранится в подземных газовых хранилищах (ПГХ) ПАО «Укртрансгаз». Вызывает удивление и сомнение, что все эти годы газ сберегался в ПГХ. Отметим, также что «Укртрансгаз», равно как и «Укрнафта», является дочерним предприятием «Нафтогаза», но тот факт, что «дочка» судится с «материнской» структурой, не будет казаться экзотикой с учетом подробностей, о которых речь пойдет дальше.
В постановлении ВСХУ говорится «Обязать „Укртрансгаз“ и НАК „Нафтогаз Украины“ не препятствовать „Укрнафте“ в осуществлении ее права собственности на природный газ общим объемом 2,062 млрд кубометров, в том числе, в его отборе из ПХГ и реализации промпотребителям — производителям азотных минудобрений». Здесь очень важно, что судебный вердикт не просто позволяет предприятию использовать газ по своему усмотрению, а прямо говорит о том, куда его направить.
Отметим, что, наряду с нефтью, ПАО «Укрнафта» также добывает определенное количество сопутствующего природного газа. Объем добычи составляет в среднем 2 млрд кубометров в год.
Подтвердив решение суда первой инстанции, ВХСУ отменил вердикт Киевского апелляционного хозяйственного. В результате, «Нафтогазу» и «Укртрансгазу» было отказано в просьбе запретить выдачу указанного объема газа промышленным потребителям. Их позиция, поддержанная апелляционной инстанцией, основывалась на нормах Закона Украины «О рынке природного газа». Согласно этому документу, газ внутренней добычи должен использоваться исключительно на газоснабжение населения и ЖКХ.
В свою очередь, суды первой и высшей инстанции отказали в требованиях на том основании, что этот газ якобы был добыт в 2006 году, до принятия закона. А закон, как известно, обратной силы не имеет.
-- «Молчание ягнят»
Зато имеет место следующие весьма печальные обстоятельства. Как известно, в дополнение к террористической войне, Москва объявила Украине еще очередную войну газовую и перекрыла газ. Теперь вся надежда на увеличение реверсных поставок топлива из Европы через Словакию, но это ожидается не ранее сентября. Кстати, такая проволочка вызывает подозрения в том, что здесь не обошлось без «руки Москвы», позиции которой в Словакии, как известно, сильны. К тому же, чем ближе к зиме, тем выше будет цена реверсного газа, если речь идет о его закупке на спотовом рынке.
Еще одним важнейшим элементом энергобезопасности является газ внутренней добычи, но его, как видим, растаскивают.
Глава «Нафтогаза» Коболев заявил, что в настоящий момент в ПГХ накоплено около 14 млрд кубометров природного газа, которого должно хватить до осени. С учетом газовой войны правительство заявило о принятии экстренных мер по переводу экономики, прежде всего, ЖКХ и систем жизнеобеспечения, на режим строгой экономии. Также Кабмин подал на рассмотрение в парламент законопроект «О функционировании топливно-энергетического комплекса в особый период», где под эвфемизмом «особый период» следует понимать, прежде всего, войну.
И в такой критической ситуации выясняется, что 2 из накопленных 14 миллиардов кубометров газа будут изъяты у государства и отданы приватным структурам!
Больше всего возмущает молчание, бездействие и какое-то демонстративное «непротивление злу» со стороны всех без исключения государственных органов от отраслевых до самых высших. Помнится, когда недавно из тюрьмы по незаконному решению суда был выпущен убийца Лозинский, президент Порошенко выступил с гневным и абсолютно справедливым обвинением в адрес коррумпированной судебной системы.
Впрочем, в случае с газом вердикт суда вроде бы вполне законный. Но ведь затрагивается вопрос национальной безопасности, да еще фактически в военное время. К тому же, Высший хозяйственный суд — это все-таки не самая последняя инстанция, поскольку над ним есть еще Верховный Суд Украины. Но что-то не слышно о планах чиновников обжаловать решение высшего спецсуда.
-- Как общее становится частным
К тому же, формально государство имеет абсолютно законное право без всякого суда использовать этот газ по своему усмотрению, конечно, если бы не было коррупции. Ведь этот газ принадлежит тоже государству. Сложилась парадоксальная ситуация, когда одна формально государственная структура отсудила ресурс у другой государственной структуры в пользу частного капиталиста именно благодаря коррупции.
Вернемся еще раз к «действующим лицам и исполнителям» этого «коррупционной порнограции». Право «Укрнафты» использовать по своему усмотрению газ оспаривала, повторим, материнская структура в лице национальной акционерной компании «Нафтогаз», которая является на 100% государственной и управляется от имени государства правительством, а конкретно — Министерством энергетики и угольной промышленности. С «Укрнафтой» ситуация сложнее. Контрольный пакет этого публичного акционерного общества в размере 50%+1 акция принадлежит НАК «Нафтогаз», то есть государству, 42% акций принадлежат группе компаний, связанных с акционерами Приватбанка, остальное — мелким держателям акций.
Казалось бы, государство как владелец контрольного пакета в лице менеджмента Минэнергоугля должно было направить газ туда, куда положено по закону. И вообще предотвратить просто идиотическую ситуацию, когда одна госструктура отсуживает у другой госструктуры ресурс, принадлежащий государству!
Но дело в том, что группа «Приват», имеющая, повторим, только 42%, при поддержке коррумпированных чиновников сумела поставить в «Укрнафте» свой менеджмент, получив контроль практически над всей нефтью украинской добычи. Не говоря уже о таких «мелочах», как сопутствующий газ, магистральные нефтепроводы и ПАО «Укртатнафта», в которое входит Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, являющийся, по сути, единственным в Украине, поскольку остальная нефтепереработка сейчас практически стоит. Ситуация, когда частный капитал паразитирует на государственной, то есть народной, собственности длится уже многие годы, несмотря на смену властей. Это вопиющее следствие «прихватизации» 1990-2000-х годов, а также ярчайший образчик так называемого частно-государственного партнерства
Что же касается указанных 2 млрд кубов государственного газа, то их планируется направить структурам группы «Приват», в частности, на предприятие «Днепразот». Следует отметить, что здесь газ используется не как топливо, а как сырье для производства аммиака и других азотных удобрений. Предприятие использует, по имеющимся данным, около 600 млн кубометров сырья в год. Таким образом, «Днепразоту» указанного объема газа хватит примерно на три с половиной года весьма прибыльной работы, поскольку газ якобы 2006 года добычи наверняка имеет «смешную» цену.
-- Не газом единым, но также и нефтью
Но «Укрнафта» — это, прежде всего, нефть. И здесь при соучастии коррумпированных чиновников открываются поистине сказочные возможности. Вот только некоторые, ставшие достоянием СМИ, схемы обогащения.
Напомним, что 27 мая 2014 года ПАО «Укрнафта» на специальном аукционе, который проводился на базе Украинской межбанковской валютной биржи (УМБВ), продала 383 тыс. тонн нефти и 11 тыс. тонн газового конденсата. Нефть была продана по цене 91 долл./баррель, хотя цена сравнимой по качеству с украинским сырьем нефти Dated Brent составляет 109,6 долл./барр; в результате государственная пока еще «Укрнафта» недосчиталась 660 млн грн. (См. материал «Дерибан «Нафтогаза»: война все спишет?!»).
Эксперт нефтяного рынка Сергей Куюн обращает внимание на тот вопиющий факт, что, вопреки обычной практике, УМБВ не раскрывала результаты аукциона, и о его результатах стало известно из неофициальных источников. Ситуация криминальная: фирма, контрольный пакет которой находится у государства, тайно продает ресурс, также принадлежащий государству. Сию таинственность можно объяснить исключительно огромными размерами упущенной выгоды, понесенными государством от этой сделки.
Впрочем, тайное стало явным, да и тайным быть не могло, поскольку контролируемая «Приватом» «Укрнафта» могла продать нефть только также формально государственной и также контролируемой «Приватом» «Укртатнафте», а проще говоря, на Кременчугский НПЗ для переработки.
И это далеко не единичный случай, а долговременная система обворовывания государства. По данным возглавляемой Сергеем Куюном «Консалтинговой группы А-95», структурам «Привата» удалось пролоббировать в Минэнергоугля специальный понижающий ценовой коэффициент в размере 0,85. То есть добываемая «Укрнафтой» нефть продается на 15% дешевле эталонного сорта Brent, что существенно дешевле цены на российский сорт Urals, хотя качество украинской нефти значительно выше, чем Urals. Заниженный ценовой коэффициент был установлен Министерством энергетики и угольной промышленности, даже несмотря на резкие возражения Министерства экономики и Министерства финансов. Занижение цены сырья позволяет структурам группы «Приват» получать более высокую прибыль от оптовой и розничной торговли нефтепродуктами. При этом нефть по заниженной цене у «Укрнафты» имеют возможность покупать только структуры группы «Приват», то есть «Приват» покупает сырье сам у себя, монопольно перекрыв доступ к украинской нефти другим субъектам хозяйствования. Что же касается занижения цен, то, по оценкам «Консалтинговой группы А-95», убыток «Укрнафты» от таких манипуляций оценивается приблизительно в 1 млрд долларов в год, половина из которых относится к государству, исходя из его пакета акций.
* * *
Итак, олигарх Коломойский и его структуры демонстрируют изрядный патриотизм, но «не за просто так». Они не просто извлекают из этого немалую выгоду, но еще и наносят огромный ущерб бюджету и национальной безопасности.
Происходит это при явном соучастии коррумпированных отраслевых чиновников и, как минимум, при молчаливом согласии нынешнего высшего руководства страны. А где же нещадная борьба с коррупцией, которую обещали премьер Яценюк и новоизбранный президент Петр Порошенко?
Почему государство, по сути, рядовые граждане должны все более затягивать пояса, но оплачивать из своего кармана патриотизм Коломойского и его лояльность правящей власти?