Киев-энерго-развод: приступы обмана и жадности приходят летом
Контролируемый структурами Ахметова столичный энергомонополист «Киевэнерго» пытается мошенничеством, шантажом и угрозами выдавить из граждан немалые деньги за несуществующие долги
Контролируемый структурами Ахметова столичный энергомонополист «Киевэнерго» пытается мошенничеством, шантажом и угрозами выдавить из граждан немалые деньги за несуществующие долги. Очевидно, на поддержку «ахметовских штанов», изрядно прохудившихся в связи с трагическими событиями на Донбассе. Впрочем, такое происходит уже далеко не первый раз.
Подобное уже было два года назад, летом 2012 года. Еще раньше, когда «Киевэнерго» заправляли «черновецкие», подобные факты также имели место быть. Словом, владельцы и организационно-правовые формы «Киевэнерго» меняются, но «лохотрон» остается, как говорят англо-американские друзья, forever!
Недавно автор этих строк обнаружил в почтовом ящике прелюбопытнейший образчик модной нынче корпоративной эпистолярности. Отправителем красивого с виду письма значилось якобы публичное акционерное общество (ПАО) «Киевэнерго». Якобы — потому что ни подписей, ни печатей на документе не наблюдалось, равно как и отметок государственной почты о приеме и пересылке корреспонденции, а подобную красивую бумажку может изготовить и сунуть в почтовый ящик любой имеющий компьютер и цветной принтер. Текст почтового отправления помещался на обеих сторонах листа формата А4.
Содержание одной из сторон, на первый взгляд, излучает огромнейшую, едва ли не материнско-отцовскую заботу «Киевэнерго» о своих клиентах. Здесь сообщается о том, что отныне заполнять абонентскую книжку совершенно не нужно, а следует оплачивать потребленную электроэнергию по счетам, которые, надо понимать, будут ежемесячно рассылаться компанией «Киевэнерго» такими письмами. Первый такой счет приложен на обороте письма. Правда, он представляет собой попытку мошенническим путем выудить у граждан денежные средства за несуществующие, взятые «с потолка» долги, о чем далее.
При этом составители послания ничтоже сумняшеся утверждают, что переход от оплаты по квитанциям из абонементной книжки к оплате по подобным счетам позволит «контролировать состояние расчетов с «Киевэнерго». Каким образом замена одной бумажки на другую позволит что-то контролировать? Ответ дается тут же, на соседней строчке послания: потому что «не будет возникать расхождений в начислениях между клиентом и «Киевэнерго». И то верно: вам пишут «от фонаря» некие «долги», чтобы поиметь с клиентов побольше денег, вы покорно указанную сумму платите, и расхождений действительно не возникает, по крайне мере, до тех пор, пока Донецкая топливно-энергетическая компания (ДТЭК), куда правдами и неправдами загнали и «Киевэнерго», не пожелает еще больше нажиться на гражданах, придумав для этого новые «долги».
Также в письме размещена уйма разного рода полезной информации: адреса, телефоны и интернет-сайты представительств «Киевэнерго». Содержится также напоминание о том, что с 1 июня 2014 года введены новые тарифы на электроэнергию для населения и приведены размеры тарифа в зависимости от месячного потребления.
Словом, типичный «спам», рассчитанный на простачков, не способных за лицемерным корпоративным гламуром рассмотреть «звериный оскал капитализма».
Причем «звериный оскал» также наличествовал в виде призыва немедленно прибыть в ближайший центр обслуживания клиентов «Киевэнерго» и заключить с ним договор, чтобы «потреблять энергию на законных основаниях». А вот это типичный торгашеский обман, с которого и начнем...
«Ибо много званных, да мало избранных»
Неожиданно проснувшееся желание «Киевэнерго» заключить с населением договора на поставку электроэнергии заставили вспомнить знаменитое изречение из Евангелия от Матфея (20,16). Фирма навязывает то, на что не имеет законного права.
Действительно, согласно пункту 1 статьи 19 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» гласит: «Відносини між учасниками договірних відносин у сфері житлово-комунальних послуг здійснюються виключно на договірних засадах». Автор, конечно, извиняется, но здесь сохранена стилистика оригинала: такой вот «абракадаброй» у нас законы пишутся! Впрочем, суть ясна даже при явной, мягко говоря, «размытости формулировки»: участники жилищно-коммунальных отношений должны действовать на договорной основе. Пункт 2 той же статьи 19 приводит перечень участников правоотношений в ЖКХ: «Учасниками відносин у сфері житлово-комунальних послуг є: власник, споживач, виконавець, виробник». В свою очередь, пункт 3 конкретизирует: «Виробник послуг може бути їх виконавцем».
Согласно пункту 3.1 статьи 20 Закона, «споживач зобов’язаний укласти договір на надання житлово-комунальних послуг, підготовлений виконавцем на основі типового договору». В свою очередь, согласно пункту 2.3 статьи 21 закона, «виконавець зобов’язаний підготувати та укласти із споживачем договір на надання житлово-комунальних послуг з визначенням відповідальності за дотримання умов його виконання згідно з типовим договором». В свою очередь, если производитель выступает также в роли исполнителя услуг, как это имеет место в случае с «Киевэнерго», которое производит и выполняет поставку электроэнергии, производитель должен заключать договор с потребителем, как отмечено, в пункте 2.1 статьи 22 закона: «Виробник зобов’язаний укласти договір з виконавцем (споживачем) про умови надання житлово-комунальних послуг».
Надо полагать, именно на эти нормы закона ссылается «Киевэнерго», требуя от граждан-потребителей, чтобы они заключили договоры на поставку энергии. Но при этом энергомонополист, пользуясь юридической неосведомленностью подавляющего большинства обывателей, лукаво игнорирует те нормы закона, которые не выгодны для «Киевэнерго».
Так, в пункте 1.3 статьи 22 закона идет речь о том, что производители жилищно-коммунальных услуг заключают договоры на производство этих услуг с органами местного самоуправления.
Но наиболее показательна в этом отношении статья 7 закона. Пункт 1.4 статьи гласит, что к полномочиям органов местного самоуправления относится, в частности, «визначення виконавця житлово-комунальних послуг відповідно до цього Закону в порядку, затвердженому центральним органом виконавчої влади з питань житлово-комунального господарства». В нормативных документах, к которым отсылает эта норма закона, речь идет, в частности, о том, что органы местного самоуправления определяют исполнителей услуг на конкурсной основе. Очевидно, что это касается производителей услуг, особенно, если они также выполняют функцию исполнителей. Но чаще всего, производители услуг являются местным или региональным монополистом, другие производители отсутствуют как таковые, как в случае с «Киевэнерго», а потому проведение конкурсов невозможно в принципе. В любом случае, согласно пункту 1.9 статьи 7 закона, на органы местного самоуправления возложены полномочия «укладання договорів з підприємствами різних форм власності на вироблення та/або виконання житлово-комунальних послуг».
Иными словами, любой исполнитель или производитель, любым способом в установленном законом порядке отобранный как субъект оказания жилищно-коммунальных услуг, должен заключить с уполномоченным органом местного самоуправления договор на производство и/или поставку жилищно-коммунальных услуг населению. В договоре отражаются предусмотренные действующими нормативно-правовыми документами существенные условия, а также ряд особых условий.
Здесь-то и начинается самое интересное, о чем в «Киевэнерго» предпочитают помалкивать, мошеннически пользуясь правовой неграмотностью подавляющего большинства столичного народонаселения. Такого договора между энергомонополистом и местным самоуправлением столицы нет. Более того, бывший депутат Киеврады, а ныне народный депутат от партии УДАР Наталья Новак в разговоре с автором как-то заявила, что «Киевэнерго» уже долгие годы под разными предлогами отказывается заключать подобный договор. Объясняется это простым нежеланием энергомонополиста брать на себя дополнительную ответственность. А зачем, если и так деньги платят? Поскольку указанный договор отсутствует, столичный энергомономолист, фактически являющийся производителем и поставщиком электроэнергии, тепла и горячей воды, юридически таковым не является.
Поэтому «Киевэнерго» не имеет права заключать договора с населением на поставку, в том числе, электроэнергии, а ежели такой договор «Киевэнерго» кого-то заставит заключить путем мошенничества или шантажа, то такой документ будет юридически никчемным! Если у руководства фирмы «ДТЭК-Киевэнерго» имеются по данному вопросу возражения, готовы дискутировать с привлечением независимых юристов и экспертов в области ЖКХ. Только пусть сначала в энергомонополии покажут соответствующий договор с уполномоченным органом местного самоуправления, заключенный с соблюдением всех норм действующего законодательства, чтобы зря не тратить время на пустые разговоры, которые вокруг этой темы идут уже много лет.
В свою очередь, граждане имеют полное право и даже обязаны не просто отказывать клеркам «Киевэнерго» в подписании навязываемых мошенническим путем юридически никчемных бумажек, но и сигнализировать о подобных фактах в прокуратуру и государственные органы вплоть до президента и правительства для соответствующего реагирования и принятия всех необходимых мер в рамках закона.
«Энерго-развод на бабло»: к истории вопроса
Разговор о второй части письма от «Киевэнерго», где по-корпоративному гламурно предлагается погасить несуществующие долги под угрозой отключения электричества, следует начать с не слишком далекой истории.
Отправка подобных «писем счастья» столичным обывателям уже не раз становилась хитом столичных новостей. Помнится, еще во второй половине 2000-х годов, в разгар «космической эры имени Черновецкого», жители Киева уже получали грозные уведомления о том, что, по данным «Киевэнерго», владелец личного счёта номер такой имярек задолжал за электроэнергию энную сумму, колебавшуюся от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч гривен. Иногда долг указывался не в деньгах, а в киловатт-часах якобы потреблённой, но типа не оплаченной электроэнергии.
Особо впечатлительные граждане бежали в местные представительства «Киевэнерго», где в жаре-духоте-очередях давили друг друга, дабы выяснить отношения с клерками этой бывшей общенародной фирмы «Киевэнерго», созданной трудом тех же граждан, их родителей и дедов. Но клерки были неприступны, требовали денег и угрожали отключением. Самые нервные бежали в сберкассу платить липовый долг. Больше всего страдали бедолашные пенсионеры, у некоторых из которых от этого случались инсульты-инфаркты и прочие приступы острых и обострения хронических заболеваний.
Кстати, в ходе таких визитов киевэнерговские клерки обычно требуют от потребителей предоставить документы об оплате за предыдущие 5, 7, даже 10 лет, хотя гражданским законодательством срок исковой давности установлен в размере 3 лет. Проще говоря, все долги, которые «старше» 3 лет, взыскать нельзя даже через суд, конечно, если одна из сторон заявит об исковой давности, в чем суд, по закону, отказать не имеет права. Даже всесильная и наглая налоговая инспекция, проверяя предпринимателя или фирму, требует документы только на 3 последних года, исходя именно из срока исковой давности. Но в «Киевэнерго» считают, что они там самые умные: пользуясь юридической неграмотностью и запуганностью граждан, требуют квитанции, к примеру, за 5-7 лет, которые очень часто где-то затерялись, и если таковые не находятся, под угрозой отключения назначают доплату за те периоды, на которые нет документов, исходя из среднемесячного потребления энергии. Вообще-то, такие действия можно оспорить в суде, но суд — это долго, нудно и дорого, а электричество «Киевэнерго» может обрезать за 5 минут.
В случае массированной рассылки монополистом подобной «корреспонденции» обычно разгорался вселенский скандал. Оказывалось, что это — «липа». Стрелки переводились на ошибку компьютера и «стрелочника», который за этим компьютером сидел. Какой-нибудь «главный клерк» энергомонополиста приносил извинения, но не гражданам, а городскому начальству, в частности Черновецкому. Ситуация успокаивалась. Никто ответственности не нёс. Больше всего страдали те, кто за эту «липу» заплатил, а потом ещё долго обивал пороги «Киевэнерго» для перерасчёта и писал письма в разные инстанции в тщетных поисках справедливости. Зато энергомонополист получал «на шару» значительные средства.
После окончательного взятия «Киевэнерго» под контроль структурами Ахметова сии «старые и добрые» традиции успешно сохранились, хотя наемный «пиар-пролетариат» Ахметова в подконтрольных СМИ утверждает, что в компании произошли невиданные сдвиги в сторону ведения цивилизованного бизнеса.
Летом 2012 года автор этих строк получил якобы от «Киевэнерго» некий, с позволения сказать, документ, поименованный уведомлением. «Якобы» — потому что ни подписи, ни фамилии уполномоченного должностного лица, ни, тем более, «мокрой» печати, на этой бумажке не было, и любой, мало-мальски умеющий пользоваться компьютером и принтером, может таких «уведомлений» наштамповать хоть миллион.
В тогдашних ценах указанная в бумажке сумма в 200 гривен составляла примерно 5-месячное потребление электроэнергии квартирой. И «Киевэнерго» было об этом хорошо известно, ибо оплата электроэнергии производилась регулярно ежемесячно, в квитанции указывались, как положено, предыдущие и текущие показания счётчика, месячное потребление электроэнергии, не превышающее обычно 100-150 кВт*ч. К тому же, ежемесячно, а иногда и дважды в месяц приходил контролер «Киевэнерго» и снимал показания, внося их в свою «амбарную книгу». Словом, все необходимые данные у «Киевэнерго» должны находиться в компьютере, но в присланной бумажке было нагло записано, что «по данным» компании имеются некие долги. Не было в «Киевэнерго» таких данных, и быть их не могло, поскольку им неоткуда было взяться, если, конечно, учет ведется правильно и честно.
К тому же, «Киевэнерго» угрожало в случае неуплаты этой «липы» отключить электроэнергию, за обратное подключение которой на тот момент следовало дополнительно уплатить около 78 гривен.
Словом, налицо классическая мошенническая схема. Любого, даже исправно платящего, можно «от фонаря» обвинить в том, что он недоплатил за электроэнергию энную сумму. Прислать бумажку. Если у потребителя есть время и желание, он может отстоять очередь и возможно даже «отгавкаться», принеся квитанции за 3-5-10 и так далее лет. А если времени нет, или потребитель бумажку не получил (сунули не в тот почтовый ящик или не сунули вообще), или отсутствовал дома, будучи в отъезде, или утерял квитанции за 10 лет, его отключают, а затем на ровном месте получают с него деньги за подключение и липовый долг. Кстати, подобные фокусы в «Киевэнерго» происходят обычно летом, когда многие в отъезде. Очевидно, это не просто так.
В 2012 году автор не стал никуда ходить и доказывать, а, воспользовавшись, так сказать, служебным положением, раздул эту тему в СМИ. Отметим, что фирмы, подобные «Киевэнерго», этого страшно не любят. Там зело пекутся о разных «положительных корпоративных имиджах», «программах лояльности» и прочем, что, правда, не мешает нагло «разводить» граждан на деньги. Кроме запуска информации в медиа-пространство, также было направлено обращение в прокуратуру столицы.
Все это вызвало в «Киевэнерго» весьма болезненную реакцию. Начались абсолютно неадекватные ситуации телефонные звонки и письма из пиар-службы энергомонополии. Поступили любезные приглашения посетить некий сервис-центр «Киевэнерго» на улице Мельникова и были названы телефоны консультационной линии. Также была дана уйма полезнейших советов о том, как, когда, в какие сроки и каким способом потребители должны расставаться со своими деньгами в пользу «частной лавочки», каковой нынче является «Киевэнерго», чтобы оная процветала, а ее владелец мог купить еще пару «футболёров» для «Шахтера».
Продолжением этого сценария стало явление на дом посыльной барышни, принесшей некий «акт сверки» за номером 1/15000713520 от 03.08.2012 г. Сей документ был составлен столь же неряшливо, как и предыдущий. Снова не было печати, от «Киевэнерго» значилось ФИО некоей особы, но без указания должности и оснований, на основании которой она действует (имеет должность, позволяющую подписывать финансовые документы, действует на основании доверенности и пр.). Подписи и реквизиты сторон значились на отдельно пришпиленном листке, который можно точно так же пришпилить хоть к смертному приговору. К тому же, основное тело акта сверки оканчивалось пунктом 5, реквизиты значились под пунктом 7, а куда делся пункт 6, и что в нем содержалось, — это тайна, покрытая мраком. Словом, сочинение школьного двоечника на тему: «Как я провел каникулы, собирая бутылки на ближайшей помойке с папашей-алкоголиком»
Содержательно-смысловое наполнение было столь же «изысканным». Сей, с позволения сказать, документ начинался нудным пересказом того, как менялись тарифы на электроэнергию, начиная с 1 января 2003 года, т. е. в течение почти 10 лет. А чего не 20? Повторим, существует срок исковой давности — 3 года! В своем ответе прокуратуре и инспекции по правам потребителей, куда прокуратура сбагрила запрос СМИ, «Киевэнерго» отвечало на этот вопрос слишком самонадеянно: дескать, согласно Гражданскому кодексу, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения решения. Со стороны «Киевэнерго» это манипулирование нормами закона. Например, главк по защите прав потребителей КГГА в своем ответе заявил о 3-летней исковой давности.
Еще одно заявление «Киевэнерго» за подписью директора по правовому обеспечению вызывало смех: дескать, действующим законодательством не предусмотрен срок хранения квитанций об оплате услуг. Отсюда, очевидно, делается вывод, что хранить их нужно вечно, а «Киевэнерго» будет искать должников времен Хрущева. В то же время, согласно действующему законодательству, финансовые документы хранятся 3 (три) года.
Наконец, самое интересное. Используя манипуляции, «Киевэнерго» пришло к глубокому выводу: за почти 10 лет потребитель задолжал 14 грн. 54 коп. В 2012 году это 50 кВт*ч. Методика расчета непонятна. Как платежи разносились по периодам с разными тарифами — не указано.
Более того, применялись изначально непонятные рядовому гражданину понятия, вроде «сальдо потребителя» в сумме указанных 14,56 грн. По крайней мере, автор, имеющий кое-какой опыт работы с финансовыми документами, сразу «не врубился». Только потом оказалось, что это долг потребителя.
Словом, имели место манипуляция и мошенничество на тему: «не сумели скачать 200 гривен, давай обдурим хотя бы на 14»! Платить их автор, конечно, не стал, а еще раз расписал все эти перипетии в СМИ, публично заявив, что если «Киевэнерго» нечего делать, а Ахметову не хватает 14 гривен на футбол, то пускай подают в суд. Дело не в 14 гривнах, а в принципе, а судебный процесс о «14 гривнах» обещал быть очень «плодотворным» для корпоративного имиджа «ДТЭК-Киевэнерго».
После этого имела место «трехгрошовая», точнее «четырнадцатигривневая рэкет-опера». На домашние и/или мобильные телефоны стали поступать звонки с угрозами, что если упомянутые 14 гривен с копейками не будут срочно уплачены, то последуют кары в виде то ли обращения в прокуратуру, то ли подачи в суд, то ли еще чего-то.
Отметим, что указанные телефоны являются персональными данными гражданина и охраняются законом. Сам факт их наличия у неких непонятных лиц содержит признаки нарушения этого закона, по сути, преступления, на что через СМИ было обращено внимание прокуратуры. После этого все затихло, как теперь очевидно, на два года.
Лето, жара и очередной приступ обмана и жадности
И вот — далее внимательно следите за датами! — 22 июля 2014 года автор этих строк обнаруживает в почтовом ящике упомянутое выше письмо, содержащее счет № 17571472 от 2 июля 2014 года, которым предписывается до 20 июля 2014 года оплатить долг за электроэнергию.
Начинается сей дивный документ откровенно неправдивой информацией. А именно, указано, что состоянию за 23 июня 2014 года показания счетчика составили 7206 кВт*ч. Очевидно, в этот день приходил контролер «Киевэнерго». Но это вранье! По состоянию на 19 июня показания составляли 7248 кВт*ч, что подтверждается квитанцией об оплате, причем с запасом, то есть с переплатой. Зачем «Киевэнерго» занижает показания? Очевидно для того, чтобы создать на бумаге искусственный долг и требовать его уплаты.
Под витиевато-бухгалтерским названием «сальдо на 01.06.2014» долг не преминул появиться в сумме 61,12 грн. Поскольку до 1 июня действовал тариф 0,28 грн за 1 кВт*ч, то в натуральном измерении задолженность на начало июня составляла более 216 кВт*ч. Но и это вранье, поскольку оплата всегда производилась и производится с запасом в несколько десятков киловатт-часов, например, при расходе 125 кВт*ч оплачиваются 150 кВт*ч. Возможно некоторое техническое отставание, поскольку оплата производится в 10-20 числах текущего месяца за предыдущий, а контролер может прийти раньше, но это отставание выравнивается следующим платежом.
Дальнейшие арифметические упражнения в указанном счете относятся к разряду неадекватных. Сначала «от фонаря» потребление в июне принимается равным 70 кВт*ч, хотя согласно квитанции от 21 июля 2014 года потребление равно 100 кВт*ч, а главное, меньше 100 кВт*ч в месяц никогда не оплачивается. Затем «Киевэнерго» почему-то насчитывает за июнь 13,88 грн, хотя согласно все той же квитанции от 21 июля уже по новым тарифам начислено 30,84 грн. Затем идет еще более невменяемое начисление 7,71 грн с формулировкой «до 01.07.2014 по 7231 кВт*ч», хотя уже 19 июня по квитанции значилось, повторим, 7248 кВт*ч, а 21 июля — и вовсе 7348 кВт*ч. Единственной правдивой цифрой в этом «счете» является оплата в размере 42,03 грн в июне за май 2014 года еще по старым тарифам за 150. кВт*ч, кстати, тоже с запасом.
И вот, на основании подобной галиматьи в «Киевэнерго» делают «глубочайшее» умозаключении о долге в размере 40, 68 грн и требуют его срочно погасить под страхом отключения. Кстати, не рекомендуем пугать отключениям: как «Киевэнерго» отключит, так назад энергию подключат «народные умельцы», которые умеют отличать «ноль» от «фазы».
Вся вышеописанная «белиберда» в очередной уже раз рассылается «Киеэнерго» с единственной целью запутать пугливых и доверчивых обывателей и «отжать» у них немного денег. Впрочем, не так уже и «немного», ведь если с каждой киевской квартиры взять по 40 гривен, то наберется очень и очень немалая сумма.
Советы непостороннего
Сии перипетии описаны столь подробно потому, что сейчас, похоже, у «Киевэнерго» наступил очередной летний припадок жадности и стремления обмануть ближних своих, то есть жителей столицы. Подобные письма и акты сейчас уже получают или в ближайшее время будут получать очень многие.
В связи с этим — совет. Если у вас всё уплачено, ни в коем случае не ходите по адресам, которые услужливо подсовывает «Киевэнерго». Звонить по указанным телефонам тоже не следует. Вообще, не вступайте в таких случаях в дебаты с коммунальщиками любых уровней и не подписывайте «бегом на колене» бумажки, которые вам подсовывают. Это бессмысленно, непродуктивно и просто опасно. По закону, на их изучение и подписание документов отводится месяц. Не платите липовых долгов, даже если это три копейки, ибо это дело принципа. Для общения потребителей с коммунальщиками и прочими инстанциями есть законные способы в виде заказных писем, желательно с уведомлением. Не скупитесь в этих случаях на конверты и марки. Обращайтесь с заявлением прямо в городскую прокуратуру, приложив копию «малявы», присланной из «Киевэнерго». Для разнообразия можете послать письма Порошенко и Яценюку. Копии своих обращений к правоохранителям и высшим должностным лицам обязательно направляйте на центральный офис «Киевэнерго», чтобы там меньше «борзели», особенно с учётом того, что и без того не слишком светлый образ Ахметова в последнее время еще более потемнел в связи с известными событиями.
Наконец, старайтесь подобные факты предавать как можно большей гласности всеми возможными способами. Уже одно это заставляет «Киевэнерго» и прочие подобные «конторы» существенно умерить пыл, а чаще всего и вовсе отказаться от домогательств. Хотя бы на два года...
Поэтому надеемся, что вышеизложенного текста будет достаточно, чтобы закрыть вопрос, как минимум, до 2016 года. А лучше навсегда...
А внимание государственных и правоохранительных органов на указанные выше поползновения «Киевэнерго» к получению незаконного дохода по факту публикации в СМИ обращаем. Таковы законы жанра...