Экономическая деградация военного времени
Экономические итоги первой половины 2014 года стали провальными, хотя пока не катастрофическими
Экономические итоги первой половины 2014 года стали провальными, хотя пока не катастрофическими. За редким исключением, снизились все макроэкономические и отраслевые показатели, и даже реальная заработная плата показала падение, чего уже не наблюдалось с 2009 года, то есть со времени глобального кризиса.
Дальнейшие перспективы до конца года ничего хорошего тоже не обещают. Несомненно, экономическая ситуация заметно улучшилась бы, если бы удалось победно завершить войну. Но в это пока мало не верится, поскольку каждый день поступает новая информация об очередных порциях наемников и военной техники, переправляемых Москвой на нашу территорию, а также об обстреле приграничных районов Донбасса с территории России. Очевидно, одна из важнейших целей, которую преследует путинский режим, — это экономически обескровить Украины, как можно сильнее разрушить промышленность, сельское хозяйство, инфраструктуру. И в этом смысле, к сожалению, перспективы пока крайне безрадостны — скорее всего, в ближайшие месяцы Украина будет экономически деградировать. К тому же, действия правительства Яценюка также провоцируют социально-экономическую деградацию...
Государственная служба статистики опубликовала экономические результаты первого полугодия 2014 года. Впервые расчет произведен с поправкой на аннексию Крыма. По сравнению с аналогичным периодом прошлого, 2013 года, имеет место падение практически по всем показателям.
«Военно-террористическое ускорение макроэкономического падения»
Еще в марте, когда пересматривался «азаровский» бюджет на 2014 год, ожидания были относительно «радужными», если сравнивать их с нынешним реальным положением вещей. Прогноз падения ВВП составлял «всего» 3%, а прогноз среднегодового курса доллара — 10, 5 грн/долл. В ходе работы последней миссии МВФ в июле прогноз падения ВВП был ухудшен до 6,5%.
Кстати, забавная деталь. Макроэкономические прогнозы для бюджетных корректировок нам теперь устанавливает МВФ, когда решается вопрос о выделении очередного кредитного транша. Сами разучились?.. Очевидно, в сентябре, когда в Киев приедет очередная миссия фонда для решения вопроса о выделении следующего транша, прогноз падения ВВП будет опять корректироваться и, похоже, опять в сторону ухудшения. Собственно, «прогноз прогноза» такого ухудшения уже циркулирует в СМИ и экспертных оценках — 8% падения экономики по году.
Прогнозы остальных макроэкономических параметров тоже неутешительны. Очевидно, что о курсе доллара в размере 10,5 грн/долл уже можно забыть. Не факт, что удастся удержать гривну к «зеленому» даже на отметке 12. Даже Нацбанк в лице новоиспеченной главы Валерии Гонтаревой признает, что инфляция по году составит 17-19%, хотя есть прогнозы и похуже — до 20%. Вполне возможен еще один скачок девальвации гривны. Безработица прогнозируется на уровне 10%.
Нельзя исключать энергетический кризис из-за крайне опасной ситуации с газом. Напомним, что закупки российского топлива прекращены, а радужные надежды на реверс из Европы пока, мягко говоря, не слишком оправдываются. Газа внутренней добычи недостаточно даже для обеспечения ЖКХ. Энергетический кризис может еще более дестабилизировать общую макроэкономическую ситуацию.
Неуклонно ухудшается платежная дисциплина, прежде всего, в промышленном секторе Донбасса. К тому же, предприятия региона останавливаются из-за военных действий, а также по причине паралича транспортных коммуникаций, прежде всего, железнодорожных перевозок. Естественно, что по тем же причинам останавливается экспорт, а, следовательно, и поступления валюты.
Дыры в бюджете
Рецессия и война в Украине закономерно привели к резкому сокращению поступлений в бюджет. По оперативным данным Госказначейства, в январе-июле 2014 года поступления общий и специальный фонды государственного бюджета составили 229,6 млрд грн, что на 16,2 млрд грн или на 6,6% ниже запланированного.
Ситуация с наполнением общего фонда несколько лучше, но тоже не радует. За семь месяцев поступления составили 202,2 млрд грн, что «не дотягивает» до плана на 8,3 млрд грн или на 3,9%.
При этом крайне тревожит ощутимое ухудшение динамики. Поступления в бюджет в июле составили 33,4 млрд грн, и это ниже плана уже на 7,2% или на 2,6 млрд грн. Налицо рост процента недоимки поступлений по отношению к плану, что, очевидно, и стало одной из важнейших причин недавнего секвестра бюджета.
По данным Госказначейства, Государственная фискальная служба за январь-июль 2014 года выполнила план по мобилизации средств в бюджет только на 95,3%, не добрав в общий фонд бюджета 8,5 млрд грн. При этом поступления от налогов были ниже плана на 3,4% или на 4 млрд грн, а поступления от таможенных сборов и платежей оказались ниже запланированных вообще на 7% или на 4,5 млрд грн.
Еще раз подчеркнем, что под «планом» имеется в виду существенно скорректированная в сторону уменьшения в марте нынешнего года редакция бюджета. Пересчет показателей выполнения бюджета с учетом поправок в главную смету страны, внесенных 31 июля, еще не производились.
Есть еще одна важная особенность. Напомним, что в первом полугодии «бюджетные концы» кое-как все же удалось свести за счет того, что Нацбанк перевел в бюджет так называемый аванс прибыли в размере 22 млрд грн. По сути, это было затыканием бюджетной дыры за счет денежной эмиссии. Для сравнения отметим, что в прошлом 2013 году, подобное перечисление в первом полугодии составило «всего» 10 млрд грн, и таким образом в нынешнем году имеет место своего рода антирекорд эмиссионного покрытия бюджетных поступлений и расходов.
Еще одна особенность состоит в том, что законом о госбюджете подобный перевод средств, по сути, эмиссия подобным способом, разрешен в сумме не более 22,8 млрд грн, Лимит текущего года практически выбран, и во втором полугодии заткнуть бюджетные дыры печатным станком не выйдет хотя бы потому, что этот параметр жестко контролируется МВФ. Фонд относится к эмиссии крайне неодобрительно, и попытка наращивать эмиссию дальше чревата тем, что МВФ откажет в выделении дальнейших кредитных траншей. Напомним, что следующая техническая миссия МВФ ожидается в сентябре.
Промышленность катится под откос
Столь существенные макроэкономические и бюджетные провалы обусловлены падением практически во всех секторах экономики.
Так, в первом полугодии 2014 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, общий объем выпуска промышленной продукции снизился на 4,7%. Но это «средняя температура по палате», поскольку в ряде основных отраслей падение намного глубже.
Больше всего сокращение производства коснулось машиностроения — 18%. Причин, как минимум, две. Во-первых, многие предприятия находятся в зоне боевых действий, производство там просто парализовано как непосредственно, так и из-за блокирования транспортных коммуникаций. Во-вторых, резкое падение производства в машиностроении обусловлено тем, что отрасль в значительной мере сориентирована на страны бывшего СССР, прежде всего, на Россию, с которой Украина фактически пребывает в состоянии войны, как «обычной», так и торгово-экономической. Ситуация складывается крайне сложная. Чтобы компенсировать потери от утраты российского и других постсоветских рынков, в ближайшее время украинские производители, включая машиностроителей, должны искать замену в третьих странах объемом примерно 15 млрд долларов в год, а это весьма сложно.
Существенно «просели» главные поставщики валютной выручки в страну. В химической промышленности объемы выпуска продукции в первом полугодии нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократились на 14,1%, а в металлургии — на 8,7%. Причины все те же: ряд предприятий находится в зоне боевых действий, торгово-экономическая война с Россией, общее разрушение экономических связей из-за кризиса и войны. Кроме того, на 5% сократилась добыча угля.
Объемы строительства также просели на 8,9%, В том числе строительство нежилых зданий и сооружений, прежде всего торгово-офисных помещений, сократилось на 25%, а строительство жилья — на 10,5%. Объяснение здесь простое — падение покупательной и инвестиционной способности как у населения, так и у бизнеса
Небольшой рост на 1,2% продемонстрировала пищевая промышленность. В том числе производство мяса и мясопродуктов выросло на 6,3%, молочной продукции — на 1,4%, растительных и животных жиров — на треть. Соответственно выросло и сельхозпроизводство — на 4,7%.
Небольшой рост показали фармацевтика — на 1,1%, текстильная промышленность — на 2%.
«А значит, нам нужна победа...»
Переломить или хотя бы остановить деградационные тенденции в экономике могло бы победоносное завершение войны и кардинальная смена социально-экономической политики в стране.
По данным Министерства финансов, ежедневные военные расходы составляют 50 млн грн, а президент Порошенко озвучил даже цифру в 70 млн грн. Но это только те цифры, которые поддаются исчислению. Намного больше теряется из-за остановки предприятий, разрушения объектов производства и инфраструктуры, разрыва экономических связей из-за боевых действий и торгово-экономической войны с Россией. Эти цифры точному учету пока не поддаются.
Очевидно, что скорейшее, обязательно победное окончание войны должно существенно улучшить экономическую ситуацию в стране. Но вопрос в том, насколько это реально. Ежедневные сообщения об обстрелах приграничных районов с территории России и о концентрации российских войск на границе с Украиной не дают поводов для оптимизма. Похоже, путинская агрессия против Украины — это надолго. Даже если нашим войскам удастся уничтожить боевиков и/или выдавить их с нашей территории, то диверсионно-подрывная деятельность при поддержке Москвы может продолжаться еще очень долго, особенно при наличии практически открытой границы огромной протяженности.
Очевидно, что путинский режим взял курс на экономическое обескровливание, изматывание Украины, а потому не следует слишком тешить себя иллюзиями о скором окончании войны и террора. Впрочем, даже прекращение войны не решит проблем, поскольку останутся послевоенная разруха и всепроникающая коррупция.
Крайне негативное влияние на экономику оказывает курс на «затягивание поясов», взятый правительством Яценюка под давлением МВФ для получения кредитов фонда. Ситуацию усугубляют гигантское повышение тарифов на ЖКХ, девальвация и инфляция, а также фактическое продолжение кризиса в Европе, что отражается и на Украине. Это уже привело к тому, что впервые за последние пять с половиной лет реальная средняя зарплата снизилась, правда, пока всего на 0,4%, но это может быть только началом.
Сокращение доходов населения убивает платежеспособный спрос граждан и инвестиционную способность бизнеса, изматывает экономику не хуже войны, лишает стимула отечественных производителей. Кроме того, нынешняя политика правительства убивает малый и средний бизнес и проводится, по факту, только в интересах олигархов, которые единственные и выигрывают от такой политики.
Вообще, меры жесткой экономии по европейским и американским лекалам как средство выхода из кризиса, да еще в странах с мягкой валютой и слабой экономикой, всегда вели и ведут к обратным результатам, то есть к углублению кризиса.
Дело в том, что в Европе и США строгая экономия в бюджетной сфере сочетается с так называемыми количественными смягчениями, а проще говоря, с денежной эмиссией. Запуск в экономику все новых порций ликвидности ведет к явлению, известному как инфляционное оживление деловой активности. Правда, доллар США и, с рядом оговорок, евро Евросоюза являются так называемыми резервными валютами или, в терминах Маркса, «мировыми деньгами», что позволяет США и ЕС покрывать свои внешние обязательства своими же денежными знаками, чего не скажешь о гривне.
Но в любом случае, в Украине необходима срочнейшая смена социально-экономической политики с целью стимулирования доходов населения, потребительского и инвестиционного спроса, а через них — производства и деловой активности, конечно, с оглядкой на инфляцию.
Поэтому, наряду с победой над путинской агрессией, стране крайне необходима еще одна победа — над «либералистической» глупостью и ограниченностью правительства, которое, тупо следуя советам «посторонних», которым этой страны не жалко, поскольку им в ней не жить, убивают отечественное производство, потребление и инвестиции.