Кредит на войну и проценты
После длительных проволочек МВФ, наконец, принял решение о выделении Украине второго транша кредита stand-by на сумму около $1,4 млрд
После длительных проволочек МВФ, наконец, принял решение о выделении Украине второго транша кредита stand-by на сумму около $1,4 млрд. Также МВФ предварительно согласился два следующих транша в конце 2014 года выделить одной суммой. Более того, фонд существенно смягчил условия выделения дальнейших кредитных траншей. Это позволит, по крайне мере, на некоторое время стабилизировать финансовую и валютно-курсовую ситуацию в стране. Но особо радоваться не стоит.
Наоборот, финансово-экономическое положение в Украине становится все более угрожающим, а средства фонда выделены на оплату предыдущих долгов, преимущественно тому же МВФ, а также на ведение кровопролитной войны в кредит. По последним оценкам того же МВФ, если балансирование государственных финансов в Украине будет и дальше продолжаться таким же образом, то есть падение поступлений от экспорта, прежде всего по причине войны, а также рост военных расходов будет компенсироваться за счет внешних и внутренних займов, то уже в 2015 году совокупный государственный долг превысит 83% ВВП. В итоге, Украина, которая еще недавно считалась страной с низким уровнем госдолга, превратится в страну с высоким уровнем государственных долгов, балансирующей на грани дефолта.
Напомним, что транш выделен в рамках рассчитанного на 2 года кредита stand-by на общую сумму $16,67 млрд. Нынешний транш уже второй, и общая сумма полученных Украиной средств составила $4,51 млрд, то есть более четверти всего объема кредитной линии.
-- А скоро нам еще дадут...
Более того, демонстрируя своего рода «аттракцион невиданной щедрости», МВФ заявил о готовности рассмотреть вопрос о выделении следующих двух траншей для Украины на общую сумму $2,7-2,8 миллиарда в декабре нынешнего года. Дело в том, что, согласно договору с фондом, Украина должна была в 2014 году ежеквартально получать по одному траншу. Но поскольку макроэкономические показатели Украины перманентно не соответствуют все более ужесточающимся требованиям фонда, выдача второго транша затянулась на 40 дней, в связи с чем возникла угроза того, что получение, как минимум, одного транша в нынешнем году будет сорвано, а значит, будет нарушена вся система кредитования, предусмотренная договором между Украиной и МВФ. Правительство Украины уже не раз выходило с предложением объединить два последних транша, запланированные на 2014 год. Руководство фонда вняло просьбам. Правда, это еще не значит, что два транша таки будут выданы одновременно, но такой вопрос, как минимум, фондом серьезно рассматривается.
Об этом свидетельствует заявление главы Миссии МВФ в Украине Николая Георгиева: «Мы ожидаем проведения последующего рассмотрения (вопроса по Украине. — Авт), который объединит сразу два транша, в декабре нынешнего года». Чиновник фонда пояснил: общая сумма по этим двум выплатам может составлять 1,8 млрд SDR (специальные права заимствования, Special Drowing Rights), что составляет около $2,7-2,8 млрд долларов США, в зависимости от курса.
В то же время, в последнем отчете МВФ по Украине отмечены два фактора, которые крайне негативно влияют на экономическую ситуацию в стране. Это конфликт с «Газпромом» и эскалация военного конфликта на востоке Украины. В отчете отмечается: «Если активные боевые действия будут продолжаться и дальше, небольшие буферные запасы (золотовалютных резервов — Авт.) согласно пересмотренной базовой линии будут быстро исчерпаны, нуждаясь в новой стратегии, в том числе, дополнительном внешнем финансировании. Дальнейшее повышение геополитической напряженности может также иметь значительные экономические последствия».
Экономические прогнозы фонда весьма неутешительны. По мнению экспертов МВФ, если боевые действия на востоке Украины продлятся до конца года, падение ВВП в 2014 году составит 7,25%, хотя пока в фонде придерживаются предыдущего прогноза, согласно которому падение экономики в нынешнем году составит «всего» 6,5%, что тоже очень и очень много. В докладе МВФ отмечается: «Программа (кредитование МВФ — Авт.) решительно зависит от надежды, что конфликт начнет утихать в ближайшие месяцы».
В фонде также весьма неодобрительно относятся к внеочередным выборам, которые, по справедливому мнению экспертов МВФ, еще больше разбалансируют и без того крайне сложную экономическую ситуацию в стране.
В отчете миссии МВФ в Украине также утверждается, что в случае продолжения конфликта в восточных регионах Украины только на покрытие недостатка резервов Национального банка Украины может дополнительно потребоваться еще $19 млрд к концу 2015 года сверх тех стредств, которые выделяются в рамках ныне действующего договора о кредите stand-by.
Если же конфликт начнет спадать прямо сейчас, то, по мнению, экспертов фонда, будет достаточно нынешнего кредита в объеме $16,67 млрд. Похоже, именно это является одной из важнейших причин того, что Украину и лично Порошенко «западные демократы» склоняют к «миру любой ценой». Ярким свидетельством этого стало перемирие, установленное на переговорах в Минске на более чем сомнительных условиях.
-- Мягкие намеки на жесткие последствия
Одной из причин затягивания решения по выделению второго транша кредита были долгие переговоры и, похоже, раздумья чиновников фонда на тему, давать или не давать деньги стране, в которой фактически идет война и которая не вписывается в предъявляемые фондом экономические параметры. Результатом стало существенное смягчение требований к Украине, после чего транш, собственно, и был выдан.
В заявлении фонда отмечено: «Конфликт на востоке Украины влияет на экономику и общество. Программа остается крайне сложной для выполнения и во многом зависит от того, будет ли снята острота конфликта в ближайшие месяцы. Совет директоров принял решение смягчить условия выполнения программы в связи с несоответствием критериев эффективности в части накопления международных резервов, кассового дефицита сектора государственного управления, изменения внутренних активов центрального банка, а также объема гарантированного государственного долга». Здесь же и прозвучали слова о том, что МВФ готов рассматривать вопрос об объединении в один платеж третьего и четвертого траншей осенью нынешнего года.
Глава МВФ Кристин Лагард позитивно оценила действия правительства Яценюка по оздоровлению экономики. Правда, подавляющее большинство граждан Украины категорически не согласны с мнением главной МВФ-ской начальницы, а наоборот, кроют Яценюка и компанию последними словами за рост цен и тарифов, обвальную девальвацию и инфляцию, рост безработицы, резкое падение уровня жизни, реальных и даже номинальных доходов. Но проблемы рядовых граждан никогда особо не волновали ни чиновников международных финансовых институций, ни национальные правительства, что часто приводило к социальным взрывам, одним из ярких примеров которых может служить кризис в Аргентине в 2001 году.
Вместе с тем, Лагард подчеркнула, что эскалация конфликта на востоке, усугубление экономического кризиса, геополитическая напряженность ложатся «тяжелым грузом на экономику и общество». Она отметила: «Такой неблагоприятный сценарий развития событий привел к углублению экономической рецессии и отклонению от выполнения показателей развития в краткосрочной перспективе. В особенности тех, что касаются чистых международных резервов Национального банка, дефицита бюджета и дефицита НАК «Нафтогаз Украины»... Лагард заявила, что негативные риски выполнения программы кредитования остаются очень высокими: «Успех программы зависит от своевременного решения конфликта на востоке страны, а также от активных усилий власти, направленных на внедрение и соблюдение запланированных реформ. В этой связи финансовая и техническая помощь со стороны международного сообщества в поддержку реформаторских усилий Украины является незаменимым фактором для достижения макроэкономической стабилизации и возобновления роста».
Но МВФ трудно заподозрить в альтруистическом стремлении помощь ближнему в беде. Если бы не смягчение и, как результат, не выделение транша, мог бы наступить дефолт из-за неспособности Украины платить по долгам. Это крайне невыгодно МВФ, который в Украине уже увяз и который, в числе других кредиторов, рискует в таком случае никогда не вернуть свои вложения в Украину, списав их на убытки.
-- Мыльный пузырь в закромах родины
Итак, повторим: чтобы выделить нашей стране средства, МВФ пришлось утвердить отказы от выполнения критериев эффективности, связанных с накоплением международных резервов НБУ и изменением чистых внутренних активов Нацбанка (денежная база без резервов), дефицитом сектора госуправления и гарантированного государством долга.
Важнейшее значение имело ослабление требований МВФ относительно накоплений международных резервов и изменения внутренних активов Нацбанка. Если бы не это послабление, то ситуация могла сложиться крайне плачевная. Дело в том, что, по данным НБУ, по состоянию на июль нынешнего года Нацбанк официально располагал резервными активами на сумму $16,07 млрд, из которых $10,07 млрд были вложены в ценные бумаги и только $4,31 млрд были в валюте и на депозитах. До сентября включительно необходимо выплатить $864 млн внешнего долга, из них $357 млн. — проценты по взятым ранее займам. Но дальше дела обстоят хуже.
В течение ближайших 9 месяцев, до июля 2015 г., Украина должна выплатить внешним кредиторам еще $4,025 млрд., в том числе $903 млн. процентов. Таким образом, сумма выплат в ближайшее время превышает имеющиеся в наличии «живые деньги». Для обслуживания внешних долгов Нацбанку пришлось бы прибегнуть к скупке валюты на валютном рынке, что в нынешней крайне напряженной экономической и военно-политической ситуации неминуемо повлекло бы дальнейший обвал гривны.
Выделение нынешнего транша, достаточно твердое намерение фонда выделить до конца года еще два транша одной суммой и вообще продолжение кредитования Украины позволят получить внешние заимствования и из других источников. По данным Минфина, дополнительно к кредиту МВФ Украина до конца года рассчитывает получить из разных источников (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Евросоюз, помощь США, Канады и других стран, выпуск евробондов) около $6,3 млрд. До мая, то есть до начала войны на Донбассе, правительство успело получить из этой суммы только $1,15 млрд, а остальное было заморожено до решения вопроса с продолжением кредитования МВФ. Но это теоретически. Практически же, макроэкономические проблемы, на которые указывает МВФ, а главное, эскалация войны могут заморозить если не все, то значительную часть из оставшихся $5,15 млрд.
Есть еще один аспект, на который почему-то мало обращают внимание. «Нафтогазу Украины» для расчетов за газ и планового погашения в сентябре еврооблигаций, по расчетам экспертов миссии, необходимо $6,935 млрд, если признать все долги, которые выставляет «Газпром». Изыскание такой суммы является крайне сложной проблемой. По данным издания «Зеркало недели. Украина», МВФ, другие международные организации и ряд зарубежных правительств, в частности США, Канады, Японии, ЕС, готовы фактически финансировать исключительно потребности «Нафтогаза» в валюте, чтобы смог осуществлять платежи и обеспечивать поставки топлива в Европу.
-- Война и деньги
В то же время позиция МВФ в вопросе кредитования воюющих стран является мутной и неконкретной. В сентябре на встрече с банкирами постоянный представитель МВФ в Украине Жером Ваше пояснил, что формально не существует такого правила, согласно которому фонд не может кредитовать страны, находящиеся в состоянии войны. Об этом не перестают напоминать и представители администрации президента Порошенко.
Однако упомянутый чиновник МВФ подчеркнул, что фонд не приветствует, если средства направляются на закупку и производство вооружений, а также в условиях эскалации военного конфликта. Иными словами, МВФ готов продолжать финансирование только при том условии, что война на Донбассе будет затухать. Принуждение к миру Порошенко и Украины вполне вписывается в такой сценарий.
Но как бы там ни было, а Украина ведет войну в кредит, расплачиваться за который с процентами придется всем гражданам страны. А еще кредиты МВФ используются для покрытия предыдущих долгов, прежде всего, перед тем же МВФ.