Жилищно-коммунальные обещания Виталия Кличко: пора выполнять...
Неумолимо утекающее время и бурные социальные процессы в стране позволяют политическим персонажам давать избирателям новые обещания и не выполнять старые, не неся за это никакой ответственности
Неумолимо утекающее время и бурные социальные процессы в стране позволяют политическим персонажам давать избирателям новые обещания и не выполнять старые, не неся за это никакой ответственности. Дескать, кризис, время и война все спишут!
Но, как известно, рукописи не горят, и это дает возможность напомнить некоторым нынешним политическим деятелям об их обещаниях, которые они давали избирателям, когда были в оппозиции и рвались к власти. Ведь власть эту они, наконец, получили, во многом, благодаря тем обещаниям, о которых теперь предпочитают не вспоминать.
Далее речь пойдет о более чем трехлетней давности клятвенном обещании Виталия Кличко отменить незаконное повышение бывшим мэром Черновецким жилищно-коммунальных тарифов в 2009-2010 года и провести соответствующий перерасчет. Более того, юристам партии «УДАР» Виталия Кличко удалось получить для этого основание в виде соответствующего судебного решения. Выполнению решения и перерасчета, как уверяли тогда Кличко и его политическая сила, мешал преступный режим Януковича, но будущий мэр и его соратники взяли на себя ответственность довести дело до логического конца.
И вот преступной власти уже нет около 8 месяцев, всей полнотой власти в Киеве, по крайней мере, формально обладает политическая сила Виталия Кличко, а сам чемпион мира по боксу уже около 5 месяцев является городским головой и главой Киевской городской госадминистрации (КГГА), получив в свои руки все возможные властные рычаги в столице. Но выполнять свои обещания ни Виталий Кличко, ни его политическая сила почему-то не торопятся...
После многочисленных повышений тарифов на жилищно-коммунальные услуги последних лет уже как-то забылось, что первыми тарифную вакханалию в столице начали еще присной памяти Черновецкий и его молодая команда в 2009 году. Сделано это было незаконно, нелегитимным органом, с превышением полномочий, по сути, посредством узурпации власти, да еще и ненадлежащими и юридически ничтожными нормативно-правовыми актами, принятыми с грубейшими нарушениями установленной процедуры. Против тарифного беспредела резко выступила находившаяся тогда в оппозиции к столичной «черновецкой власти» партия «УДАР» и лично на тот момент депутат Киеврады Виталий Кличко. Такая позиция способствовала росту популярности этой политической силы в рамках не только столицы, но всей страны, что привело ее сначала, в 2012 году, в парламент, затем к власти, а ее лидера — в кресло мэра Матери городов русских.
-- Вроде, победили...
Борьба Кличко и его юристов с «черновецким тарифообразованием» в судах даже в условиях криминального режима Януковича принесла определенные, вполне весомые результаты. В частности, 9 марта 2011 года Киевский апелляционный административный суд признал недействительным ряд так называемых распоряжений КГГА, которыми устанавливались и согласовывались тарифы на ЖКУ. Из чего воспоследовало, что в 2010 году плата за услуги в Киеве начислялась и взималась незаконно. Кроме того, действие «распоряжений», которыми устанавливалась плата за июнь-июль 2009 года, также было заблокировано судами по искам правительства Юлии Тимошенко
В результате относительно указанного периода времени в тарифах на ЖКУ сложилась следующая ситуация. Постановлением Киевского апелляционного админсуда от 9.03.2011 г. по делу № 2а-1888/10 было установлено, что не зарегистрированы в органах юстиции, а потому считаются такими, которые не введены в действие и не могут быть применены, следующие распоряжения исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской госадминистрации):
— от 30.11.2009 № 1332 «Про встановлення та погодження тарифів на комунальні послуги з централізованого постачання холодної води і водовідведення холодної та гарячої води для населення»;
— от 30.11.2009 № 1333 «Про встановлення тарифів на теплову енергію, встановлення та погодження тарифів на комунальні послуги з централізованого опалення і постачання гарячої води для населення»;
— от 30.11.2009 № 1335 «Про подовження дії розпоряджень виконавчого органу Київради (КМДА) від 30.08.2009 р. №№ 978, 979»;
— от 30.03.2010 № 191 «Про подовження дії розпоряджень виконавчого органу Київради (КМДА) від 30.08.2009 р. №№ 978, 979»;
— от 31.05.2010 № 392 «Про встановлення тарифів на теплову енергію, встановлення та погодження тарифів на комунальні послуги з централізованого опалення і постачання гарячої води для населення».
-- Немного юридической казуистики
В апелляционном судебном процессе участвовали, с одной стороны, представители истца — Виталия Кличко, с другой стороны, представители ответчиков — КГГА, городского головы Черновецкого, а также «примкнувшие» к ответчикам заинтересованные стороны — «Киевэнерго» и «Киевводоканал». Вместе с КГГА они подали апелляцию на постановление Шевченковского райсуда по иску В. Кличко, которым указанные распоряжения КГГА совершенно справедливо были признаны незаконными и нарушающими принцип разделения властей. Самое смешное, что апелляционный суд апелляцию удовлетворил, то есть постановление Шевченковского райсуда о незаконности тарифов отменил, но от юридической казуистики иногда бывает польза: из постановления апелляционного суда следует, что вышеуказанные решения КГГА, которые устанавливали тарифы, всё равно незаконны, точнее их как бы не было...
Суд в лице председательствующего судьи Бабенко К. А., судей Исаенко Ю. А. и Федотова И. В. ссылался на Указ Президента Украины «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» от 3.10.1992 г. № 493/92. Согласно Указу, нормативно-правовые акты, которые издаются министерствами, другими органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля и которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер, подлежат государственной регистрации; регистрацию нормативно-правовых актов областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций, их управлений, отделов, других подразделений, а также местных органов хозяйственного управления и контроля осуществляют территориальные управления юстиции; нормативно-правовые акты обретают законную силу в течение 10 дней после регистрации, если в них не установлен более поздний срок ввода в действие.
Суд подчеркнул, что ни одна из сторон процесса не отрицала тот факт, что указанные распоряжения являются нормативно-правовыми актами, а согласно нормам Кодекса административного судопроизводства, обстоятельства, признаваемые сторонами процесса, в суде можно не доказывать. Таким образом, коллегия судей пришла к выводу, что обжалуемые распоряжения КГГА действительно являются нормативно-правовыми актами, поэтому их действие распространяется на неопределённый круг лиц и порождает правовые последствия для них. Еще раз подчеркнем, что такие акты требуют регистрации в соответствующих органах юстиции, а регистрация указанных распоряжений проведена не была в нарушение упомянутого Указа Президента.
Затем апелляционный суд пришёл к выводу, что суд первой инстанции ошибочно оценил отсутствие госрегистрации указанных распоряжений КГГА как основание для признания их незаконными и недействующими в судебном порядке, ибо недействительность распоряжений КГГА прямо следует из требований Указа и норм Положения о госрегистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти, утверждённого Постановлением Кабмина от 28.12.1992 г. № 731. С одной стороны, суд удовлетворяет апелляционную жалобу «Киевэнерго», «Киевводоканала» и КГГА и отменяет решение Шевченковского суда о признании распоряжений незаконными. Но вместе с тем, из мотивировочной части Постановления апелляционного админсуда однозначно следует, что указанные распоряжения КГГА и установленные ими тарифы в силу не вступали, их как бы не было, из чего прямиком следует, что начисленная по ним плата за ЖКУ является незаконной.
Кроме того, остановлен или отменен целый ряд других распоряжений на тарифную тему. Распоряжения КГГА от 29.04.09 №№ 516, 518, 520 остановлены решением Окружного админсуда от 12.08.09 по делу 2а-9705/09/2670, которое оставлено в силе решением Киевского апелляционного админсуда от 18.11.2010. Таким образом, за первое, «голубченковское», повышение тарифов, действовавшее в июне-июле 2009 года, следовало сделать перерасчёт переплаты или «долгов», но — нарушая решение суда, и столичные власти этого не сделали. Распоряжение КГГА от 30.01.09 №№ 95-97 утратили законность на основании распоряжения КГГА от 27.02.09 № 229. Распоряжение КГГА от 30.05.07 № 641 признано незаконным и отменено постановлением Шевченковского райсуда от 5.07.07 по делу 2а-166/2007, которое в дальнейшем было оставлено в силе решением Киевского апелляционного админсуда от 23.12.08 по делу 2а-5383/08. Распоряжение КГГА от 30.05.07 № 643 признано незаконным и отменено Постановлением Киевского апелляционного админсуда от 14.01.09 по делу 22-а-5301/08.
В связи с этим, партия Кличко «УДАР» в 2011 году предложила гражданам обращаться в жилищно-эксплуатационные организации с письменным требованием произвести перерасчёт сумм, уплаченных за ЖКУ в январе-декабре 2010 году, в том числе путём зачёта избыточно переплаченных в предыдущие периоды средств:
— за услуги по холодному водоснабжению, водоотводу холодной и горячей воды согласно распоряжения КГГА от 28.08.07 № 1127;
— за услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению согласно распоряжению КГГА от 15.10.09 № 1192;
— за услуги по содержанию домов и придомовых территорий согласно распоряжению КГГА от 12.02.з07 № 141.
Чтобы было понятней, тарифы за январь-декабрь 2010 г. должны вернуться на уровень мая 2009 года, который был до начала тарифных «фокусов» Черновецкого и компании.
В случае отказа партия «УДАР» рекомендовала гражданам обращаться в суд. Кроме того, однопартийцы Кличко собирались предпринимать попытки с тем, что заставить КГГА и КП ГИВЦ КГГА сделать перерасчёт централизованно, оговариваясь, правда, при этом, что во царствование Януковича из этого едва ли что-то получится, но при «новой демократической» власти проблема будет непременно решена.
-- Почему не выполняются обещания?
Итак, коммунальные службы столицы должны были сделать перерасчёт переплат граждан и/или так называемых долгов за ЖКУ, соответственно уплаченных и начисленных по недействительным тарифам за полтора года с июня 2009 года по декабрь 2010 года, когда в столице начались «тарифно-космические» эксперименты Черновецкого.
Прошло более трех с половиной лет, но никто «не чешется»! Причем, еще раз отметим, что режима Януковича на карте Украины уже давно нет, а Кличко и его команда в столице имеют всю полноту власти уже около полугода.
Для выполнения указанного обещания этой политической силе и ее лидеру, занявшему высокие посты в столице, теперь даже не нужно ходить в наш «самый гуманный в мире суд»! Вполне достаточно, чтобы КГГА как исполнительный орган местного самоуправления приняла решение об отмене указанных незаконных решений той же самой КГГА времен Черновецкого.
Но этого никто не делает, очевидно, в надежде, что старые обещания можно не выполнять, а возможно и потому, что «точка зрения зависит от места сидения». Именно поэтому следует почаще проводить выборы, а перед ними «оглашать весь список» невыполненных обещаний.