Первый срок Яценюка. Хроника бесконечного харакири
Итак, премьер Яценюк отсидел в кресле премьера первый срок и пошел на второй.
Итак, премьер Яценюк отсидел в кресле премьера первый срок и пошел на второй. Весьма забавляет тот факт, что первый срок длился 9 месяцев, в течение которых, как известно, что-то должно родиться. Так и произошло, но ничего хорошего из этого не вышло.
В частности, вслед за знаменитой «кулей в лоб» и трескучей фразой о «правительстве камикадзе» последовало затянувшееся харакири, но не для правительства и лично Яценюка, а для миллионов рядовых граждан, которых правительство, спекулируя на войне, ввергло в нищету с целью взять кредит МВФ. Правда, вместо экзотики в виде традиционного для самураев самоубийства путем вспарывания живота, правительство Яценюка предложило более привычное в наших краях коллективное затягивание удавки на шеях миллионов рядовых граждан властью и олигархами.
Впрочем, то, что единственным рецептом «реформ» от Яценюка является взять кредитов побольше и для этого затянуть удавку на шее граждан потуже, было очевидно с самого начала его воцарения в премьерском кресле, то есть уже в феврале-марте 2014 года.
Ты помнишь, как все начиналось?
На заре своей премьерской деятельности Яценюк провозгласил план действий, названный «планом Яценюка по спасению страны от катастрофы». Его суть состояла в безотлагательном подписании Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, внедрении положений этого документа в Украине, экстренном выполнении всех условий для скорейшего получения кредита МВФ. Подробно ставшие уже историей «весенние тезисы» Яценюка проанализированы в материалах «План Яценюка: здравствуй, ужас!» и «Антикризисный план Яценюка: за «катастрофу платят граждане, а не олигархи». Кратко напомним лишь наиболее важные моменты.
Указанные планы нашли свое оформление в правительственном так называемом пакете по предотвращению финансовой катастрофы, который состоял из двух законопроектов — № 4575 «О внесении изменений в Закон «О Государственном бюджете на 2014 год» и № 4576 «О предотвращении финансовой катастрофы». Театрально нагнетая страсти, Яценюк добился принятия этих законов без особых дискуссий о последствиях их внедрения в жизнь.
Собственно, дискутировать было особо некому. «Недобитки» режима Януковича находились в состоянии, выражаясь на боксерском сленге, «грогги» после революции. Путин оканчивал аннексию Крыма. На Донбассе только начинались беспорядки, и еще никто не предполагал, что они трансформируются в войну. Наконец, значительная часть по-европейски ориентированной политической тусовки, да и всего общества, еще пребывали в плену восторга по поводу «младо-евро-реформатора», каковой якобы выведет страну и граждан в светлое европейское будущее. Куда уж дальше ходить, если даже Кучма давал в адрес Яценюка весьма положительные характеристики.
Серьезной оппозиции планам правительства совершенно не существовало в природе, за исключением полностью деградировавшей компартии, сошедшей на маргинес по результатам последних выборов в парламент. Чтобы оппонировать подобным, абсолютно антинародным решениям и действиям правительства нужна серьезная левая политическая сила, опирающаяся на мощное профсоюзное движение, но в Украине нет ни того, ни другого. Кстати, с подобными предложениями в Европе «еврореформатор» Яценюк наткнулся бы на мощную волну протестов, вплоть до всеобщих забастовок и массовых беспорядков.
Основной целью указанных законопроектов было выполнение необходимых для получения кредита условий МВФ. Это девальвация гривны приблизительно на 30%, резкое повышение тарифов на газ и услуги ЖКХ для населения, существенное сокращение расходов бюджета, в том числе расходов на оплату труда в бюджетной сфере, на социальные выплаты, на образование и здравоохранение, и так далее.
Кроме того, в апреле 2014 года Яценюк подписал соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом. Сделано это было с большой помпой и преподнесено как едва ли не величайшее событие в истории страны. Но, во-первых, здесь нет заслуг нынешней власти и лично Яценюка, поскольку этот документ готовился долгие годы при нескольких правительствах, а окончательный вид обрел при Януковиче; а во-вторых, евроассоциация, зона свободной торговли и даже одностороннее снижение Евросоюзом пошлин на ряд украинских товаров, мягко говоря, не оправдали иллюзорных надежд. Как и ожидалось, некоторый рост экспорта в ЕС в размере до 1,5 млрд евро абсолютно не компенсировал многомиллиардные потери от сворачивания экспорта в Россию и страны Таможенного союза. По сути, экспорт в ЕС ведут те субъекты хозяйствования, которые вели его раньше и которым за счет режима благоприятствования удалось нарастить объемы. Ведь кроме тарифного, есть еще нетарифное регулирование в виде стандартов, фитосанитарных и прочих требований, являющихся мощнейшим барьером на пути наших товаров в ЕС. Не следует думать, что наши товары заведомо хуже качеством, чем европейские аналоги, но товар должен отвечать евростандартам и пройти соответствующую сертификацию, а это дорогостоящий процесс, длящийся иногда годами. К тому же, многим европейским фирмам конкуренты в виде украинских производителей не нужны, и они находят рычаги влияния через лобби в госстурктутрах, чтобы не допустить наши товары на европейские рынки, и нетарифные преграды часто выполняют в этом деле роль весьма действенного инструмента.
Но главное — это структура экспорта. Украина поставляет в ЕС в основном сырье и полуфабрикаты. С некоторыми оговорками, Европа не стала и едва ли в обозримом будущем станет рынком сбыта для украинского машиностроения, в частности, для оборонных предприятий, энергетического и транспортного машиностроения, авиационной и ракетно-космической отраслей. Причина та же — стандартизация и конкуренция. От этого едва ли спасет даже гипотетическое вступление Украины в ЕС, поскольку подавляющее большинство стран бывшего советского блока и Прибалтики при вступлении в Евросоюз практически утратило свой индустриальный и научно-технический потенциал, за исключением разве только Чехии, да и то с оговорками. Утрачиваемым в России рынкам сбыта следовало срочно искать замену в странах третьего мира — в Азии, Африке, Латинской Америке. Роль государства в лоббировании интересов отечественных производителей следовало многократно увеличить, ведь даже государства развитых стран активнейшим образом участвуют в продвижении интересов своих фирм.
Но вместо этого общество получило массированную дозу трескучей «евроболтовни» в исполнении правительственных чиновников и ряда «экспертов». Да, собственно, и соответствующих патриотичных и некоррумпированных кадров для этого Украина не имеет. Кстати, в последние месяцы «евроажиотаж» как-то незаметно сошел на нет, очевидно, потому, что надежды на торговлю с ЕС оказались, мягко говоря, слишком радужными.
Результатом столь «мудрой евроинтеграции» стала остановка крупных машиностроительных предприятий, преимущественно на Востоке, неполная занятость или просто безработица многих тысяч их работников. Проблемы нарастают повсеместно — у энергомашиностроителей Харькова, на авиационных и ракетных-космических предприятиях столицы, Харькова, Днепропетровска и Запорожья, у вагоностроителей Днепропетровска и Кременчуга, и так далее. Кроме экономических потерь и дальнейшей научно-технической деградации страны, это влечет за собой также дальнейшее обострение социальных проблем, которые и без того накалены до предела, подрывая, в том числе, независимость, суверенитет и территориальную целостность, о которых на словах так пекутся представители власти.
О последствиях чрезмерного увлечения надеждами на евроассоциацию с «добрым европейским дядей» и провала в высокотехнологических отраслях Яценюка и компанию предупреждали очень многие. Но, кроме пустых «еврофраз», сделано не было ничего...
В общем и целом, в действиях правительства Яценюка не наблюдалось никаких реформ, а наличествовала банальная попытка выполнить условия МВФ для получения внешнего кредитования с целью хоть как-то свести концы с концами в государственных финансах. При этом демонстративно не предпринималось никаких реальных действий по возврату в Украину многомиллиардных капиталов, которые олигархи вывезли из страны и продолжают это «успешно» делать при нынешней власти. Причем все тяготы и лишения кризиса намечалось возложить на рядовых граждан и как можно меньше затрагивать олигархов, интересы которых выражает и обслуживает правительство Яценюка.
Страна «развитого яценюкизма»
Обостряющиеся социально-экономические проблемы правительство Яценюка оправдывает агрессией России и войной. Но это верно лишь отчасти. Неуклонное ухудшение условий существования рядовых граждан является следствием антинародной, направленной на обслуживание олигархических интересов, а часто просто глупой и бездарной политики правительства. Об этом свидетельствует, например, «шоковая тарифотерапия» в сфере ЖКХ.
Едва прошел месяц с момент назначения Яценюка премьером, как 25 марта 2014 года Кабмин под его руководством издал постановление № 81 «Об усовершенствовании государственной политики регулирования цен на природный газ и тарифов на тепловую энергию и обеспечении усиления социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг». Этим документом с 1 мая 2014 года цены на газ для населения были подняты на 63% и для предприятий теплокоммунэнерго — на 40% во исполнение обязательств, взятых на себя Украиной по договору с МВФ. Затем появилось постановление от 17 апреля 2014 года № 106, которым в предыдущий документ были внесены дополнения — установлен график дальнейшего повышения цен на газ для населения. С 1 мая 2015 года тарифы планируется повысить еще на 40%, с 1 мая 2016 — еще на 20%, наконец, с 1 мая 2017 года — опять на 20%. В результате расходы граждан только на газ за период с мая 2014 по май 2017 года возрастут в 2,7-3 раза, а именно с 725-2954 до 2195-8086 грн за 1000 кубов в зависимости от объемов потребления.
Еще сильнее по гражданам бьет связанное с ростом цен на газ повышение тарифов на отопление и горячую воду. Согласно указанным документам с 1 июля 2014 года на 40% были увеличены цены на газ для предприятий теплокоммунэнерго. Этими же документами Нацкомиссии по регулированию энергетики (НКРЭ) было рекомендовано поднять тарифы на отопление и горячую воду тоже на 40%.
Но подконтрольный олигарху Ахметову столичный монополист «Киевэнерго» с 1 июля повысил тарифы на отопление и горячую воду не на 40%, а сразу на 70% с позволения НКРЭ. Правительство и лично Яценюк с этим молча согласились, что лишний раз подтвердило давно циркулирующие с СМИ слухи о том, что Яценюк, мягко говоря, слишком внимательно относится к проблемам Ахметова, как, впрочем, и Коломойского.
Кроме того, указанные постановления Кабмина предусматривают еще несколько этапов повышения тарифов на газ для предприятий теплокоммунэнерго. А именно, с 1 мая 2015 года — еще на 40%, с 1 мая 2016 года — на 20%, с 1 мая 2017 года — еще на 20%. Если соответствующее увеличение тарифов на отопление и горячее водоснабжение будет производиться тем же незатейливым способом, то после 1 мая 2017 года расходы граждан по этим позициям увеличатся примерно в 2,8-3 раза, по сравнению с теми, которые существовали на начало 2014 года.
Также с 1 июня 2014 года были повышены тарифы на электроэнергию для населения на 10-40% в зависимости от объемов потребления. Чиновники заявляют, что это только начало, и расценки будут расти дальше, поскольку действующие тарифы якобы покрывают всего 25% реальной себестоимости энергии.
Наконец, под дежурные разговоры об «экономически обоснованных тарифах» принято решение с 1 июля 2014 года в 26 из 150 предприятий, обеспечивающих 87% поставок воды населению, повысить тарифы на водоснабжение на 84%, а на водоотвод — на 105%. Как видим, если повышение тарифов на газ, тепло и электроэнергию намечено проводить в течение нескольких лет, плавно повышая каждый год на 20-40%, то расценки на холодную воду и канализацию начали поднимать сразу на сотню и более процентов. Но это средние цифры по стране. Например, в столице с 1 июля тарифы на холодную воду и водоотвод повышены на 78-96%. До 2017 года намечено в несколько этапов повысить тарифы в среднем на 300%.
Отметим, что при нынешней «демократической» власти, как и при всех предыдущих, методика исчисления тарифов, структура себестоимости услуг и обоснованность отдельных пунктов калькуляции остаются для общественности неизвестными под разговоры об «экономической обоснованности».
Повышая тарифы, правительство Яценюка грубо нарушает закон. Ведь статья 30 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» императивно предписывает соблюдать принцип опережающего роста доходов населения по сравнению с ростом расценок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Но, как показано выше, политика власти спровоцировала галопирующую инфляцию, привела падению реальной и даже номинальной зарплаты в реальном секторе и замораживание зарплат бюджетников.
Это далеко не полный перечень антинародных действий «демократической» власти, важнейшим элементом которой был и остается премьер Яценюк.
Зато интересы олигархов в течение этих 9 месяцев правления Яценюка правительством исправно учитывались. Напомним, что акционерная компания «Укрнафта», 50%+1 акция которой формально находятся в собственности государства, управляется менеджментом группы «Приват», которую связывают с одиозным олигархом Коломойским. «Укрнафта» не платит положенные государству дивиденды, добываемый компанией газ, вопреки закону, не поступает в ЖКХ, а нефть по сниженным ценам на подтасованных торгах продается предприятиям, которые связывают с «Приватом». Несмотря на многочисленные скандалы в прессе, правительство Яценюка смотрело на «фокусы» Коломойского и компании сквозь пальцы, что наводит на вполне обоснованные подозрения.
Вообще, несмотря на крайне тяжелую экономическую ситуацию в стране, правительство в последние 9 месяцев олигархов явно «не напрягало». Попытки существенно увеличить налог на использование недр для олигархических структур, занятых добычей нефти, газа, железорудного сырья, других полезных ископаемых, оканчивались закулисными торгами и уступками правительства. Кабмин Яценюка так ничего и не сделал для введения в действие закона о трансфертном ценообразовании, чтобы перекрыть возможность вывода капиталов в офшоры, т. е., по сути, ограбление страны. О том, что ничего не сделано для возврата ранее выведенных олигархами средств, и говорить не приходится. О налоге на роскошь и вовсе все забыли!... Подобных примеров можно привести еще очень много.
Словом, правительство Яценюка во главе с ним самим являются ярчайшим примером бюрократии, обслуживающей и выражающей интересы крупного капитала, каковым у нас являются олигархи.
Макроэкономика обвала
В то время, пока правительство трогательно заботилось об интересах олигархии, экономическое положение рядовых граждан стремительно ухудшалось. Окончательные итоги деятельности правительства за 9 месяцев еще не подведены, но уже можно привести некоторые цифры, свидетельствующие о том, что социально-экономическая политика правительства Яценюка оказалась провальной и антинародной.
В последнем меморандуме МВФ отмечено, что в 2014 года в Украине ожидается сокращение ВВП на 6,5%, снижение зарплат на 6%, рост безработицы — до 10%, а инфляция достигнет 19%. В то же время по более пессимистических прогнозам реальная заработная плата в годовом измерении упадет минимум на 20%, безработица уже сейчас достигает 20%, а инфляция приблизится к 25%.
Подобные предсказания начинают подтверждаться. Номинальная средняя зарплата за 9 месяцев 2014 года, по сравнению с тем же периодом 2013 года, по данным Госслужбы статистики, если сравнивать с ростом цен и тарифов, выросла крайне незначительно с 3227 до 3424 грн, то есть почти на 200 грн. Минимальная зарплата и вовсе оказалась замороженной, оставаясь с начала 2014 года на уровне 1218 грн.
Вообще, одним из немногих обещаний Яценюка, которое оказалось выполненным, является именно замораживание доходов граждан в бюджетной сфере. Впрочем, в частных фирмах решили от правительства не отставать и принялись урезать надбавки и доплаты персоналу.
В итоге реальная зарплата упала на 11,5%, а потребительские цены выросли на 19%. И это только по официальным данным, использующим так называемую потребительскую корзину. При этом даже по данным Госслужбы статистики цены на продукты питания и безалкогольные напитки выросли на 19,8%; на алкогольные и табачные изделия — 24,8%; транспорт — 34,2%, а тарифы ЖКХ с начала года выросли на 60-70%, по некоторым позициям в ряде регионов — на 100% и более. Больнее всего это ударило по стремительно растущему слою малообеспеченных граждан, главными статьями расходов которых являются продукты питания и оплата жилья.
Одной из главнейших причин столь стремительной инфляции и обеднения населения стала почти 100%-я девальвация национальной денежной единицы с начала года.
К этому добавляется вновь активизировавшийся рост задолженности по зарплатам, которая, только по официальным данным, в сентябре 2014 года достигла почти 1,93 млрд грн, что на 35,3% больше, чем в августе. А с начала года рост зарплатных долгов составил 156%, то есть более чем в два с половиной раза!
Деятельность правительства Яценюка ярко характеризуют еще и такие цифры. По данным Института демографии и социальных исследований Национальной академии наук Украины, если по итогам 2013 года бедные составляли 24% населения, а за чертой прожиточного минимума, в зависимости от методики подсчета, находились 9-20% населения, то в 2014 году уровень бедности может вырасти до 30%.
* * *
Таковы некоторые итоги 9-месячного правления правительства Яценюка. Есть основания полагать, что «харакири», устроенное властью рядовым гражданам, будет продолжено и далее. Во-первых, в результате коалиционных «терок» Яценюк опять получил пост премьера, пусть даже с несколько иным составом нового правительства. Во-вторых, выступая в парламенте, он уже заявил, что наступающий 2015 год будет еще тяжелее уходящего 2014-го, а некоторые его предсказания иногда сбываются...