Земля долгов наших
Символизм состоит в том, что земля остается едва ли не единственным активом, продажа которого способна вывести Украину из долговой ямы...
Сообщение Нацбанка о беспрецедентном сокращении международных резервов глубоко символичным образом совпало с 20-летней годовщиной начала в Украине земельной реформы, выразившейся в разграблении бывших советских колхозов и совхозов и распаевании земель, что привело теперь к теневому рынку земельных наделов и масштабным преступлениям в земельной сфере. Все это происходит на фоне катастрофических по размерам внешнего и внутреннего долга страны издержек, оплачивать которые нечем.
Символизм состоит в том, что земля остается едва ли не единственным активом, продажа которого способна вывести Украину из долговой ямы... Или наоборот, распродажа земли может окончательно похоронить независимость и суверенитет страны...
Разговоры о продаже земли сельскохозяйственного назначения в последнее время опять активизировались заявлениями разного рода экспертов и публикациями в СМИ. Утверждается, что окончательное превращение земли в товар и ее купля-продажа не только решит проблему непомерных долгов, то также превратит Украину в житницу мира, позволит создать миллионы рабочих мест и современную инфраструктуру по всей стране.
-- Зияющая пропасть «закромов родины»
Начать следует все же с долгов. Национальный банк Украины обнародовал данные о том, что, по состоянию на 1 декабря 2014 года, международные резервы Украины составляют всего 9,97 млрд долл. Напомним, что месяцем ранее, то есть 1 ноября, они были чуть более $12,5 млрд. Таким образом, за месяц резервы сократились на 2, 62 млрд долл., или на 20,8%. Нынешний уровень международных резервов является наименьшим с декабря 2004 г., когда они составляли 9,715 млрд долл.
Ситуация сложилась крайне опасная. По данным Минфина, в наступающем 2015 году Украина должна потратить на обслуживание долгов более 11 млрд долларов. Таким образом, уровень нынешних резервов почти на 2 млрд долл. ниже потребности для возврата долгов в будущем году!
Столь резкое снижение резервов обусловлено тем, что в ноябре НАК «Нафтогаз» перечислил ОАО «Газпром» ранее специально зарезервированные 1,45 млрд долл. за газ, закупленный в ноябре-декабре 2013 г. природный газ. Еще 897,3 млн долл. были израсходованы Нацбанком на погашение и обслуживание государственного и гарантированного государством долга в иностранной валюте, в том числе МВФ. Кроме того, НБУ потратил 573,3 млн долл. на интервенции на валютном рынке для поддержания курса национальной валюты.
Поступления валюты в золотовалютные резервы были крайне незначительными и составили всего 318,5 млн долл в эквиваленте от Еврокомиссии для правительства Украины.
Кроме того, до конца декабря «Нафтогаз» должен перечислить «Газпрому» еще 1,65 млрд долл в оплату потребленного ранее топлива.
Столь катастрофическая ситуация сложилась потому, что Украина так и не получила обещанного ранее объединенного транша МВФ в размере 2,7 млрд долл. Выделение этого транша является необходимым условием для выделения 550 млн долл. от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), 680 млн долл. от Европейского инвестиционного банка, 300 млн долл. от Евросоюза. Итого, Украина недосчиталась 4,23 мдрд долл. заемных средств, которые должны были стабилизировать финансовую ситуацию, правда, на время, поскольку страна уже безнадежно сидит на игле внешних заимствований.
Внешние займы, прежде всего, МВФ являются тем единственным спасением, которое удерживает страну от банкротства. Это наглядно показала нынешняя задержка с предоставлением кредитов, поставившая страну на грань дефолта. По данным Министерства финансов Украины, на 1 октября 2014 года совокупный государственный внешний долг превысил 41,5 млрд долл, или 64% ВВП, что превышает 50 тыс. грн на каждого трудоспособного гражданина страны. С учетом нынешних темпов девальвации национальной валюты, обслуживание долга может потребовать до четверти бюджета Украины. Ситуация неуклонно ухудшается: агентство Moody’s и МВФ до конца 2014 г. прогнозируют рост госдолга Украины до 70% ВВП по сравнению с 41% в 2013 году. Над страной нависает угроза невыполнения обязательств по займам и дефолта.
Очевидно, что дальнейшее получение кредитов еще более обостряет ситуацию, загоняя страну в долговую яму. Поэтому встает вопрос о привлечении в страну не займов, а прямых инвестиций.
Правда, есть еще один путь — возврат награбленного, то есть возврат капиталов, выведенных из страны, объемы которых бывший глава Фонда госимущества Александр Бондарь оценивает минимум в 100 млрд долл. Но уже совершенно очевидно, что нынешняя власть обслуживает интересы крупного капитала и, начиная с марта 2014 года, подобных вопросов даже поднимала.
Возвращаясь к прямым инвестициям, следует отметить, что с ними ситуация также неуклонно обостряется. Даже по официальным данным отток иностранного капитала за рубеж за первые полгода составил 7 млрд долл. и продолжает нарастать. Причина в том, что война, разруха, экономический кризис, коррупция и воровство в Украине ведут к тому, что инвесторы выводят деньги из страны. Кроме того, валюту из страны продолжают выводить олигархи, не говоря уже о том, что значительная часть «иностранных инвестиций» пришли в Украину из оффшорных зон и представляют собой капиталы, ранее выведенные из страны.
-- Зароем землей долговую яму!
Приватизация остатков промышленных активов если и что-то и дает, то это сущие гроши, свершено ничего не дающие в смысле наполнения бюджета и золотовалютных резервов. Об этом недавно в интервью интернет-изданию «Главком» заявил бывший глава Фонда госимущества Украины Александр Бондарь (http://glavcom.ua/articles/24790.html), отметив, что приватизационные аукционы чаще всего представляют собой «договорняки» с целью отдать актив с «нужные» руки по минимальной цене.
В то же время, земельный потенциал страны действительно впечатляет. Украина располагает 60% мировых запасов черноземов, правда, ученые уже давно бьют тревогу по поводу истощения и вырождения земель из-за варварского землепользования. Страна располагает 30 млн гектаров пригодных для аграрного производства пахотных земель, что составляет примерно столько, сколько во Франции и Германии вместе взятых. Для удовлетворения собственных потребностей Украине достаточно половины этой площади, причем, по разным оценкам, 3-8 млн га земель сельскохозяйственного назначения простаивают.
В то же время, сельское хозяйство и производство агропромышленной продукции в мире становится все более выгодным и перспективным делом. По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), ожидается, что до 2022 года цены на продовольствие в мире возрастут до 40%. Таким образом, развитие сельского хозяйства в перспективе действительно сулит большую выгоду.
Стоимость украинских черноземов оценивается в 300-500 млрд долл., и голоса в пользу их продажи звучат давно, а в связи с кризисом об этом заговорили с новой силой. Правда, сразу же возникает вопрос о том, кто, как и по какой цене будет их продавать...
Нынешнюю рыночную стоимость черноземов на свободном рынке оценивают в 7000 долл. за 1 га. Но это в теории... На практике же сегодня за гектар дают в среднем 400 долларов, а честных, прозрачных, конкурентных аукционов, на которые уповают апологеты продажи земли, в наших краях еще никогда не было. Поэтому крайне сомнительно, что масштабная купля-продажа земли позволит получить за нее настоящую цену и обеспечить финансовое благополучие страны.
Следует отметить, что желающих купить украинскую землю действительно хватает. Прежде всего, это страны, испытывающие острый недостаток сельскохозяйственных земель и аграрной продукции вообще, а потому вынужденные в больших объемах закупать продовольствие на внешних рынках. Речь идет об арабских странах и странах Юго-Восточной Азии. В СМИ неоднократно всплывала информация о том, что Китай зарезервировал 60 млрд долларов для покупки земли сельскохозяйственного назначения в Украине после того, как у на будет снят мораторий на ее продажу.
Очевидно, что продажа значительных объемов земли позволила бы предотвратить финансовое банкротство страны, обеспечив масштабный приток капиталов. Правда, еще раз повторим, это может произойти только при условии честной и прозрачной продажи на действительно конкурентных земельных аукционах. А как раз в это верится с трудом! В условиях тотальной коррупции распродажа земли может окончиться примерно тем же, чем и приватизация промышленных активов.
Необходимость продажи земли, кроме предотвращения финансового банкротства страны и притока в нее капиталов, мотивируют также тем, что инвесторы будут рачительно использовать земельные ресурсы и платить налоги в украинскую казну, создадут инфраструктуру и рабочие места, придав мощный импульс развитию села. Все это очень напоминает очередной припадок веры в «доброго заграничного дядю», который сделает за нас то, что мы должны делать сами!
-- «На нашій, не своїй землі...»
Апологетика отмены моратория на куплю-продажу земли, в том числе для иностранцев, обычно сопровождается лозунгом о необходимости избавиться от предрассудка о том, что земля — народное достояние, продавать которое нельзя. Дескать, идеологему о том, что «родиной и матерью не торгуют», и прочие «морально-этические заблуждения» в наш век полной и окончательной победы товарно-денежных отношений следует отбросить и руководствоваться исключительно экономической выгодой, а торговля землей и привлечение под землю иностранных инвестиций — дело крайне выгодное и перспективное. Но даже если отвлечься от идеологических и морально-этических устоев, купля-продажа земли, в том числе, иностранцам, при ближайшем рассмотрении, может привести к крайне сомнительным социально-экономическим последствиям.
Прежде всего, возникает следующий вопрос. Зачем продавать невосполнимый ресурс и средство производства, каковым является земля, если с ее помощью можно производить сельхозпродукцию и продавать странам-потребителям, получая при этом всю добавленную стоимость?
Бережное и рачительное отношение иностранных инвесторов к земле также вызывают огромные сомнения хотя бы по причине множества отрицательных примеров. Ведь не секрет, что очень часто инвестиции делаются для того, чтобы выжать из объекта все, что можно, ничего не вкладывая, особенно, если стоимость приобретения была соизмеримо невысокой. Наивная вера в честность, порядочность и бережность иностранных капиталистов, пусть даже из так называемых развитых стран, вызывает сочувствие, особенно если учесть, что, попав в среду отечественной тотальной коррупции, зарубежные дельцы часто демонстрируют просто-таки чудеса приспособления к местным реалиям.
А особенно, если речь идет о китайцах, являющихся ярчайшим примером хищнического природопользования во многих уголках мира! Накопив огромные валютные резервы, Китай часто вкладывает их именно в ресурсные объекты по всему миру, прежде всего в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки, поскольку бурно развивающаяся экономика Китая испытывает серьезнейший ресурсный голод. И если ранее в странах третьего мира царили преимущественно антиамериканские настроения из-за, очень мягко говоря, некорректного поведения транснациональных, преимущественно американских, корпораций, эксплуатирующих трудовые и природные ресурсы, то теперь пальма первенства все более переходит к антикитайским настроениям по той же причине, особенно если учесть, что китайцы часто берутся за разработку и экплуатацию ресурсов в тех странах и местах, куда западные компании боятся соваться из-за политической и социальной нестабильности.
Словом, особой радости по поводу возможно прихода китайского капитала в аграрное производство Украины испытывать не следует...
Выкуп земельных паев у мелких держателей, концентрация земель и производства вообще у крупных агрокорпораций также является весьма неоднозначным. С одной стороны, агрохолдинги ведут крупно-товарное производство, позволяющее внедрять новые интенсивные технологии для обеспечения как внутреннего спроса, так экспорта. Но с другой стороны, отрицательных последствий тоже хватает. Прежде всего, происходит обезземеливание фермеров, и далеко не факт, что они получат за свою землю настоящую цену, к тому же, в деньгах, которые непрерывно обесцениваются, причем речь идет даже не о гривне, а о долларах, которые за последние годы также значительно обесценились.
Обезземеливание селян приведет к дальнейшему уничтожению села как социально-культурного феномена, а также к оттоку сельских жителей в города. Это влечет дальнейшую урбанизацию, перенаселенность городов, обострение в связи с этим социальных проблем.
Наивная вера в то, что крупные отечественные или иностранные агрохолдинги создадут рабочие места и инфраструктуру, также вызывают кривую ухмылку. Известный специалист в области сельского хозяйства, бывший министр агропрома, профильный вице-премьер и народный депутат Иван Кириленко в разговоре с автором этих строк как-то весьма категорически высказался в том смысле, что крупные холдинги, независимо от того, отечественные они или зарубежные, уничтожают украинское село как социально-культурный феномен. Они ведут высокотехнологичное, механизированное и автоматизированное производство, требующее незначительного количества рабочих рук. И если элеваторы и терминалы они действительно сооружают, то, например, дорожную сеть «добивают» имеющуюся в наличии. А уж социальная сфера села остается головной болью государства, причем местные бюджеты от деятельности агрохолдингов не имеют практически ничего, поскольку они зарегистрированы если не за границей, то в столице или других крупных городах.
* * *
Таким образом, купля-продажа земли сельскохозяйственного назначения является крайне сомнительной затеей. Даже если предположить, что это даст определенный приток капиталов в страну, предотвращая финансовое банкротство, то социально-экономические и политические последствия в долгосрочной перспективе могут оказаться весьма разрушительными.