Геополитические итоги второго минского мира: пролог большого передела Европы?
В многочисленных комментариях на тему второго «Минского мира» много внимания справедливо уделяется «Комплексу мер по выполнению Минских соглашений».
В многочисленных комментариях на тему второго «Минского мира» много внимания справедливо уделяется «Комплексу мер по выполнению Минских соглашений». В частности оправданно много говорится о том, что вторые Минские договоренности скорее всего, постигнет участь первого «Минского мира», выполнять который не намеревались ни Кремль, ни донецко-луганские сепаратисты. Но есть еще и геополитический аспект...
Украина стала ареной столкновения двух противоборствующих империализмов — западного и «поднимающегося с колен» российского. Они воплощают диалектически противоречивое единство, образующее капиталистическую миросистему (в терминах модной нынче миросистемной теории) или, что то же самое, мировую систему империализма (в терминах вышедшего из моды, но по-прежнему актуального вождя мирового пролетариата Владимира Ульянова-Ленина). Конечно, следует сделать оговорку на возникший в последние десятилетия третий, китайский полюс этой системы, но в эти подробности вдаваться не будем уже хотя бы потому, что Поднебесная демонстративно не вмешивается в очередной разгорающийся в Украине кровавый европейский бардак, обоснованно ожидая поиметь с этого кошмара свои дивиденды.
С этой точки зрения, второй «Минский мир» представляет собой попытку Европы усмирить вошедшую в раж Москву, жаждущую реванша за былые унижения, и как можно скорее отменить введенные против Москвы санкции, наносящие огромный ущерб экономике Старого Света, до сих пор не оправившейся от кризиса. И все это за счет разграбленной бюрократией и олигархами Украины, не способной самостоятельно за себя постоять и утратившей, в значительной мере, свою субъектность. Администрация незадачливого геополитика Обамы в США пока потерянно «курит за кулисами», размышляя, выходить на сцену или нет.
Обращает на себя внимание тот факт, что Меркель и Олланд освятили своим высочайшим присутствием переговоры в Минске, хотя под итоговым документом нет и не должно быть их подписей. Собственно, это вообще документ между непонятно кем!
Кем подписан «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений»? Это представитель ОБСЕ, то есть международной организации, которая не имеет реальной силы, полномочий и авторитета. Также ОБСЕ замечена в очень частой грязной игре на стороне режима Путина, — очевидно, потому, что российские нефтегазодоллары не пахнут. Кремль очень умело коррумпирует ими политический и корпоративный истеблишмент, а также международные организации Запада, невзирая на широко разрекламированные «евроценности»! От России, в которой кремлевская пропаганда с тупым упорством «гонит дурку», утверждая, что российских войск и вооружений на Донбассе нет, документ подписало, тем не менее, официальное лицо — посол в Украине Зурабов. От Украины документ подписан лицом неофициальным — бывшим президентом страны Кучмой, который опосредованно является одним из соавторов нынешней трагедии на Донбассе, будучи отцом-основателем олигархической системы, приведшей страну к трагедии. От так называемых Донецкой и Луганской народных республик, непризнанных, а точнее признанных террористическими организациями, документ подписали граждане Захарченко и Плотницкий, по которым плачет электрический стул.
Трудно отделаться от мысли, что серьезно относиться к подобному документу едва ли возможно! И трудно понять, насколько серьезно сами Меркель и Олланд подходят к проблеме прекращения кровопролития на Донбассе, чреватого дестабилизацией во всей Европе, социально-экономическая, политическая и этнонациональная ситуация в которой является весьма нестабильной в результате финансово-экономического кризиса, исламского экстремизма, сепаратистских настроений в ряде стран и так далее. Это только на первый взгляд Европа кажется спокойной, особенно на фоне аннексии Крыма и войны на Донбассе, а на самом деле взрывоопасного материала хватает не только в «новой», но и в «старой» Европе. Все это Кремль стремится использовать в своих империалистических и геополитических целях, раскачивая ситуацию на континенте, подкупая левых, правых, либералов, демократов и прочую политиканствующую публику, которая не понимает банальной истины о том, что в современном мире существует только две альтернативы: образно говоря, это либо гламурно-извращенческо-торгашеский западный уклад, либо поповско-полицейско-портяночный, настоянный на прокисших щах извращенной русской идеи государственно-монополистический уклад, выстроенный Путиным на советских развалинах.
Но глубоко мыслить в Европе, похоже, не привыкли даже самые важные персоны вроде Меркель и Олланда, чем, кстати, в Кремле тоже научились неплохо пользоваться. Поэтому в действиях канцлера Германии и президента Франции просматриваются банальные, можно даже сказать, примитивные инстинкты, обусловленные сиюминутными шкурно-экономическими интересами и стремлением утереть нос Вашингтону.
Что касается Вашингтона, то налицо попытка Меркель и Олланда всячески дистанцировать от решения европейского вопроса Обаму и вообще США. Дескать, это наши европейские проблемы, которые мы сами разрулим и порешаем. Ситуация усугубляется тем, что Обама, будучи слабым и нерешительным геополитиком, и сам не особо рвется вмешиваться в украинскую проблему. Грозные окрики из-за океана о категорической поддержке Украины и возможности поставок Киеву оружия, даже принятие некоторых решений Конгрессом США о предоставлении вооружений не следует воспринимать слишком буквально. Подобные призывы слышатся, прежде всего, от республиканцев, которые находятся в оппозиции к демократу Обаме и его администрации; республиканцы всегда были более воинственными, в том числе потому, что в большей мере представляют интересы военно-промышленных корпораций; республиканцы всегда с большим внимание относились к украинской проблематике хотя бы потому, что довольно многочисленная украинская диаспора в электоральном плане ориентируется на республиканцев; наконец, что едва ли не самое главное, призывы республиканцев оказать серьезную, в том числе военную, помощь Украине и, таким образом, противопоставление себя нерешительным в военном и геополитическом плане Обаме и демократам — все это представляет собой важный элемент борьбы за власть и ориентировано скорее на американского избирателя. Впрочем, и среди демократов, в том числе в администрации Обамы, имеется достаточно большое количество приверженцев активного вмешательства в ситуацию на Донбассе, поставок вооружений и так далее.
Но пока Америка ограничивается поставками нелетального военного снаряжения, а в остальных вопросах все сводится к заявлениям, дискуссиям, сигналам, мессиджам и прочему пиару. Но, с другой стороны, Обаму тоже можно понять. Америка всерьез и надолго увязла на Ближнем Востоке, конкретно в Ираке и Сирии, в Афганистане и частично в Африке, в проблемах Ирана, вообще региона Персидского залива, Северной Кореи, плюс постепенно выходящая из-под американского диктата «вотчина» в лице Латинской Америки, перехватывающая знамя левых, социалистических идей после того как в Европе социализм с развалом СССР провалился, а Китай все более представляет собой этакого мутанта, соединяющего монополистический капитализм с красным флагом «коммунистического» руководства. Здесь находятся самые главные интересы Америки, а не в какой-то Украине и тем более на каком-то Донбассе, название которого большинство американцев и выговорить едва ли сможет. Кроме того, Штатам нужна Россия в качестве если не друга, то хотя бы не врага, причем Россия крепкая в политико-экономическом и военном отношении, поскольку ослабление России автоматически ведет к усилению и без того все более сильного Китая¸ соперничество Америки с которым становится все более глубоким и очевидным. Также Америка заинтересована в Москве как союзнике по борьбе с исламским экстремизмом в тех регионах Азии, на которые у Вашингтона уже не хватает ни сил, ни средств.
В этих условиях Европа, точнее Германия и Франция, а еще точнее Меркель и Олланд пытаются продемонстрировать свою отдельную от Штатов субъектность, в данном случае — способность урегулировать конфликт, разгоревшийся в непосредственной близости от границ ЕС. Чтобы не попасть в положение неудачников, Меркель и Олланд вынуждены были во что бы то ни стало подписать в Минске хоть что-нибудь и какой угодно ценой. Собственно, это самое «что-нибудь какой угодно ценой» и получилось, причем ценой суверенитета Украины.
За последние дни содержание подписанного в Минске «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» поддавалось многократному анализу, равно как и неутешительные итоги первых дней выполнения, точнее, невыполнения этого комплекса мер сепаратистами и Москвой. Поэтому вдаваться в подробности смысла нет, но следует очень кратко обратить внимание на следующие детали. «Комплексом мер» предусмотрено восстановление полного контроля Украиной границы с Россией только к концу 2015 года, но зато речь идет о каких-то немедленных местных выборах (это в условиях войны!), об утрате Украиной контроля над частью своей территории, о содержании Украиной сепаратистких марионеток, о восстановлении Украиной разрушений, произведенных сепаратистами и российскими войсками и так далее. Не говоря уже о том, что об аннексии Крыма уже все вроде как забыли, и вопрос о его возвращении Украине уже даже не поднимается. Меркель и Олланд должны понимать, что эти и подобные условия являются издевательскими, но настаивают на мире любой ценой, то есть за счет Украины.
Экономическая подоплека стремления Меркель и Олланда к миру любой ценой очевидна. Это скорейшее снятие или хотя бы существенное ослабление санкций против России, из-за которых кризисная экономика Европы несет болезненные убытки. Заморожен экспорт в Россию широчайшего спектра товаров — от продуктов питания и деликатесов до сложного и дорогостоящего промышленного оборудования. Европейские банки лишились, с одной стороны, кредитного рынка России, а с другой стороны, столкнулись с бегством капиталов российской олигархии, сколоченных на разграблении России.
Поэтому угрозы Евросоюза ввести дополнительные санкции против Москвы в случае, если Кремль усилит агрессию на Донбассе, выглядят неправдоподобно и даже смешно. Большинство стран «старой» Европы и часть подкупленной Москвой элиты в «новой» Европе слышать не хотят о введении новых экономических санкций. Европа боится дальнейшего обострения конфликта не из-за дальнейших жертв нарушений и утраты Украиной суверенитета, а потому что в ответ на рост агрессии Европе придется изображать борьбу за торжество «ценностей» и усиливать санкции, а это никому не нужно. Более того, есть сведения о том, что Европа по неофициальным каналам выходит на Москву с предложением ослабить санкции в обмен на некоторую, чисто косметическую деэскалацию конфликта на Донбассе. По крайне мере, именно так заявил постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов, заметивший также, что Москва на подобные переговоры идти не намерена: дескать, эту проблему создал ЕС, пускай теперь ее решает. Иными словами, Москва ждет, когда ЕС сам начнет отказываться от санкций. Более того, можно сказать, что широко разрекламированные санкции против Москвы особых результатов не дали. Во всяком случае, они не привели к ослаблению агрессии Кремля на Донбассе.
Но кроме чисто экономической, есть еще, повторим, и геополитическая сторона этой войны. И здесь складывается впечатление, что, будучи озабоченной, прежде всего, шкурно-экономическими проблемами, Европа не до конца осознает, с каким конфликтом имеет дело. Донбасс — это не Югославия, где был просто распад страны и межэтнический конфликт. Конфликт на Донбассе — это совершенно иное. Этой агрессией Путин угрожает Западу, а прежде всего Европе, большой войной, целью которой является принуждение Запада к переговорам о восстановлении того двухполюсного миропорядка, который был установлен после окончания Второй мировой войны, в частности на конференциях в Ялте и в Потсдаме в 1945 году.
В этом смысле Путину было крайне необходимо сесть за стол переговоров с западными лидерами для начала диалога о восстановлении послевоенного статус-кво, что и было сделано в Минске. Геополитические интересы Москвы были самой важной задачей Путина в Минске, и он с этой задачей в целом справился. Меркель и Олланд ему в этом подыграли — за счет Украины, ценой сотен погибших и тысяч покалеченных на Донбассе.