Мудрость раввина. К 115-ой годовщине со дня рождения Эриха Фромма
Он придал психоанализу социальное звучание, внёс огромный вклад в глубинную психологию и понимание природы человека.
Эрих Фромм... Он придал психоанализу социальное звучание, внёс огромный вклад в глубинную психологию и понимание природы человека. Один из лучших марксистов ХХ века, Фромм при помощи психологии придал законченный вид социальному учению Маркса. Воспитанный в еврейской духовной традиции, Фромм умел просто излагать сложные вещи, а его трактовки Библии и Талмуда поражают глубиной.
Автор этих строк считает Фромма одним из своих учителей. А главное, сейчас, когда земная цивилизация опять вплотную приближается к глобальной катастрофе, многие идеи Фромма звучат как Откровения...
-- Юность мудрости
Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне в еврейской семье. Дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Духовное происхождение роднит Фромма с ещё одним гением глубинной психологии — Карлом Густавом Юнгом, отец которого был пастором. Мать Фромма — Роза Краузе — была из рода эмигрантов из России, которые переселились в Финляндию и приняли иудаизм. Эрих учился в классической гимназии. В семье царил добуржуазный дух ортодоксального иудаизма. Фромм с юмором вспоминал, что один его прадед был ревностным иудеем и днями изучал Талмуд в своей лавке, которая едва давала средства к существованию, но когда в магазин заходил случайный покупатель, прадед вежливо направлял его в соседний, а сам углублялся в Писание.
Первая мировая война взорвала мещанскую идиллию в Европе. Юного Фромма поразила та патологическая страсть, с которой миллионы убивали и калечили друг друга. Тогда он впервые начал осознавать, что люди более жестоки, чем звери...
С 1918 года изучал психологию, философию и социологию в университетах Мюнхена, Франкфурта и Гейдельберга, где слушал лекции Макса и Альфреда Веберов, Генриха Риккерта, Карла Ясперса... В 22 года получил степень доктора философии. Окончил Институт психоанализа в Берлине и с 1930 года вёл психоаналитическую практику.
-- Истоки мудрости: переосмысление
Важным истоком было учение Фрейда. Психоанализ сводят к обывательской болтовне о сексе, комплексах Эдипа и кастрации, сновидениях, оговорках... Всё это у Фрейда, несомненно, присутствует, но это вторично.
Фрейд опроверг иллюзию о том, что только сознание руководит людьми. Он доказал на практике, что в психике объективно существует огромный массив бессознательного, который решающе воздействует на поведение людей. Фрейд стремился рационально объяснить иррациональные мотивы поведения человека. По Фрейду, бессознательное формируется из биологических инстинктов и путём «вытеснения» из сознания. Позднее ученики и последователи Фрейда (например, Карл Густав Юнг, Отто Ранк, Станислав Гроф) расширили спектр: бессознательное формируется также через генетику в ходе истории (архетипы), при рождении (перинатальные или околородовые содержания), всеобщими законами космоса (трансперсональные или надличностные содержания).
Бессознательное движет людьми через открытые Фрейдом механизмы. Фромм выделял основные из них. «Угнетение» — неспособность вынести знание о бессознательных мотивах поступков, что ведёт к «рационализации» — оправданию долгом, патриотизмом. «Сопротивление» — реакция на прорыв в сознание бессознательных содержаний: агрессия, избежание, депрессия, безысходность. «Перенос» — восприятие реалий через призму распространённых представлений, что ведёт к манипулированию сознанием, неспособности жить без авторитета, который избавит от ответственности.
По Фрейду, людьми движет психическая энергия — «либидо». Фрейд ошибочно считал её исключительно сексуальной, а её подавление видел причиной тотального невроза в обществе. По Фрейду, характер человека от рождения до взросления проходит оральную, анальную и генитальную фазы; торможение или регресс в развития психики ведёт к тому, что он остаётся на неполноценных оральной или анальной фазах, не достигая полноценной генитальной. Человеком движут, по Фрейду, инстинкт сохранения и половой инстинкт согласно принципу реальности и принципу удовольствия...
...А затем грянула Первая мировая война, и Фрейд понял, что его теория не способна объяснить ту патологическую страсть, с которой миллионы людей уничтожали друг друга. Тогда он высказывает гениальную догадку: в человеке постоянно борются инстинкты жизни и смерти — Эрос и Танатос. Правда, это плохо согласуется с его предыдущими постулатами... Учение Фрейда — это череда «гениальных заблуждений»!
По Фромму, либидо, характер и невроз имеют далеко не только сексуальную природу. Невротичная тревожность возникает у ребёнка при столкновении с враждебным миром и возрастает у взрослого в социуме, который извращает и подавляет природу личности. Обретая свободу, индивид чувствует изолированность, бессмысленность бытия, бессилие, беспомощность.
Фромм выводит следующие типы «социального характера».
Авторитаризм — это бегство от свободы и ответственности путём привязывания себя к объекту поклонения (мазохизм) или подавления (садизм). Мазохизм — желание опереться на внешнюю силу, унизиться перед нею для обуздания чувства беспомощности; этой силой может быть власть и «фюрер», партия и социальный институт, фирма и её «босс», банда и её «пахан», расхожее мнение и т. н. «здравый смысл». Садизм — страсть к господству, эксплуатации, грабежу моральному и материальному, удовлетворение от чужих физических и духовных страданий. Садизм и мазохизм порождают друг друга через компенсаторные механизмы психики (Юнг).
Приспособленчество (конформизм) развито в разрекламированном информационном (пост)индустриальном обществе, где свобода и индивидуализм есть иллюзия, человек не осознаёт несвободу, превращаясь в «винтик» бюрократической машины, капитал, который следует выгодно вложить; силовое давление заменяется манипулированием; человек беспомощен перед властью, институтами, бизнес-структурами, которые сам создал.
Разрушительность (деструктивность) накапливается в обществе с авторитарно-приспособленческой психологией: жизнь имеет свою динамику; будучи угнетённой, психоэнергия направляется на разрушение объекта ненависти — человека, институции, власти, часто окружающего мира и даже самого себя.
Фромм выделяет и творческий характер, который направлен на познание и разумное преобразование мира.
Развивая взгляды швейцарского историка Иоганна Якоба Бахофена (1815-1887), Фромм утверждает, что социальная динамика часто определяется борьбой заложенных в психике противоречивых принципов матриархата и патриархата. Патриархат символизирует рацио, науку и технику, иерархию, государство, закон и подавление; его следствием часто бывает регресс эмоций к «анально-накопительскому» (Фрейд) авторитаризму и деструктивности, что привело к трагедиям ХХ века и едва не закончилось всеобщей термоядерной смертью. Именно такой тип социального характера сейчас начинает преобладать в путинской России, что чревато повторением сценария ХХ века. Матриархат — исповедует естественное и неограниченное равенство, узы крови, почвы, сострадание и милосердие; вопреки Фрейду, фиксацию на матери (Эдипов комплекс) можно объяснить несексуальными мотивами — желанием вернуться в утробу, под защиту и опеку, отгородиться от враждебного мира; но избыток матриархата тормозит прогресс рацио и достижение полной зрелости, ведёт к инфантилизации, регрессу эмоций в «оральную» фазу, что имеет место в разрекламированном «обществе потребления».
По Фромму, в Библии есть не только религиозное откровение, но и психологическое знание. Сознание людей порабощают ложные идолы — деньги, слава, власть, т. е. всё то, чему поклоняется так называемая христианская цивилизация. Происходит раскол сознания на низменные частности, что медицина называет «шизофренией», поэтому люди не могут постичь единого истинного Бога и Закон Его, который правит всем многообразием Мира. Мир — это не просто отсутствие войны, это гармония в обществе, гармония между людьми и природой. Еврейское слово «шалом», т. е. «мир», можно перевести как «полнота, целостность». Чтобы постичь всеединство и обрести Мир, нужно «искупление» — преодоление отчуждения и раскола сознания. «Спасение» людей путём самореализации в познании Закона Божия ведёт в Царство Божье.
Будучи знатоком дзэн-буддизма, Фромм отмечал, что дзэн — это «нетеистическая» религия, где нет верховного божества, а основной идеей является самореализация человека, как и в иудео-христианстве.
Учение Маркса и идею коммунизма Фромм считал светской «нетеистической» формой религиозности, близкой иудейским Пророкам. По Марксу, человек должен преодолеть социальную рутину и самореализоваться в познании и преобразовании мира. Этого не понимают ни так называемые коммунисты, ни буржуазные толкователи Маркса, ни невежды, которые любят поупражняться в очернении имени гениального Маркса и великой коммунистической идеи; но эту сторону Маркса и коммунистической идеи хорошо чувствовали религиозные мыслители, например, Бердяев. В 1920-х гг., изучая дзэн-буддизм под руководством выдающегося знатока дзэна Дайсэцу Тайтаро Судзуки, Фромм читал ему выдержки из «Экономико-философских рукописей» Маркса; Судзуки-сан восклицал «Это дзэн!» и был крайне удивлён, узнав, что это выдержки из Маркса. И Фрейд и Маркс преследовали общую цель — развенчание «иллюзий сознания». Фромм сделал понятие Маркса «отчуждение» базовым в своей динамической психологии. Развивая мысль Маркса о том, что сформированные социумом «страсти» противоречат истинной природе людей, Фромм видел здесь одну из форм «раскола личности» или «шизофрении» и говорил о «патологии нормальности» — общепринятая в современном «развитом» обществе «норма» есть патология с точки зрения высшей сути человека.
Фромм углубил социальную теорию Маркса. Общество — это система отношений между людьми, т. е. психология. Его удерживают не только власть, рацио и эгоизм, но и система эмоций. Обострение противоречий рушит эмоциональные связи и установки. Высвободившаяся психоэнергия взрывает стабильность общества. По Марксу, это должно под влиянием идей гуманизма вести к социальному прогрессу. Но революции часто заканчиваются катастрофами, поскольку «прекрасные идеи» влияют лишь на поверхностное сознание, а людьми движут глубокие бессознательные содержания. Они могут быть созидательными, но чаще инициируются разрушительность, авторитаризм и приспособленчество.
-- Зрелость мудрости
С 1930 года Фромм работал во Франкфуртском институте социальных исследований; его сотрудниками были Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе. Как и сейчас, прикладная социология тогда с маниакальным упорством занималась «опросами общественного мнения». Фромм много сил потратил на доказательство элементарной вещи: существование часто противоречит мышлению, посему мнение, полученное в результате опроса, сравнительно маловажно; им легко манипулировать; оно неизменно, пока неизменны обстоятельства. Индивид думает примерно то же, что думают другие. Огромный недостаток «выборной демократии» в том, что на выборах голосование (тот же опрос мнения) определяет лишь поверхностное мнение!
Обществом, по Фромму, движут не только мнения, но и бессознательные страсти, укоренённые в характере. В начале 1930-х выборы в Германии показали, что за Гитлера — только 10% немцев. Но Фромм, исследуя спонтанные бессознательные установки, заявил, что 75% немцев имеют авторитарно-соглашательский характер и не будут противостоять приходу Гитлера к власти. Хоркхаймер и Адорно выводы Фромма замолчали... Но уже в 1933 г. институту пришлось спешно эвакуироваться за океан, тем более, что в его составе было много евреев. Уехал в США и Фромм. В 1940-х гг. конфронтация с Адорно и Маркузе привела к отходу Фромма от института. Оторвавшись от «немецких корней», он работал в учебных заведениях, союзах психоаналитиков.
В 1941 г. Фромм издал знаменитый бестселлер «Бегство от свободы» (Escape from freedom), который только при его жизни переиздавался 26 раз. Фромм проследил генеалогию западного социума от Реформации до фашизма и потребительского общества, разработал «социальную характериологию», заложил основы своей концепции человека и объяснил, что фашизм — это не фюрер, а прежде всего авторитарно-приспособленческая психология толпы. В этой и ряде других книг он показал, что, вопреки столь модным нынче разговорам о «среднем классе» как «гегемоне социального прогресса», именно средний класс Запада, будучи самым многочисленным, стал в ХХ веке одной из опор тоталитарных режимов, наподобие гитлеризма, а ныне является питательной средой агрессивного гедонизма и ненасытного потребительства, которые разрушают человека и общество в психическом плане и неминуемо ведут к уничтожению планеты.
Фромма раздражала Америка с её суетой, потребительством и масскультом. В 1949 г. он получил профессуру в университете Мехико и поселился на берегу моря. Основал организацию по борьбе против ядерного оружия и войны во Вьетнаме. Предложив идею «радикального гуманистического социализма», вступил в Социал-Демократическую федерацию США (там даже такое есть!), но покинул её, поняв, что это очередная бюрократическая «контора». В 1962 году Фромм приезжал в СССР наблюдателем на конференцию по разоружению и сделал вывод о том, что советский «социализм» времён Хрущёва — это крайняя степень реакционно-полицейского госкапитализма.
-- Человек — это хуже зверя!
Катастрофы ХХ века поставили вопрос: почему миллионы людей обуревает страсть убивать и мучить других? Считается, что причина в жажде наживы, противоречиях между идеологиями, классами, олигархическими группами. В 1960-х гг. рост насилия и угроза мировой термоядерной войны привели к пониманию того, что кроме политико-экономических, есть и глубинные психологические корни. Заговорили о том, что агрессивность людей — это врождённый животный инстинкт, заложенный в филогенезе. Это был крах христианской веры в Богочеловека, веры Просвещения в разум!.. Такие «идеи» стали модными, в том числе, благодаря книгам «Так называемое зло» Конрада Лоренца и «Голая обезьяна» Десмонда Морриса — биологов, некомпетентных в психологии. На звериные инстинкты людей и нынче ссылаются некоторые «умники», не понимая, что человек — это отнюдь не обезьяна, и в этом... горе человека, о чём далее.
В ответ на это невежество Фромм в 1968-73 гг. пишет книгу «Анатомия человеческой деструктивности» (The Anatomy of Human Destructiness). Фрейд говорил об «инстинктах» жизни и смерти в человеке. Фромм отличал «инстинкт» от «страсти»: инстинкт имеет биологическую животную основу, страсть коренится в характере и имеет психо-социальную основу, отличную от животной.
По Фромму, у человека есть два разных вида агрессии. Первый вид, общий для людей и животных, — это оборонительная «доброкачественная» агрессия, импульс к атаке или бегству при угрозе, который заложен филогенезом, служит выживанию вида и рода и затухает при исчезновении угрозы. Другой вид — «злокачественная» агрессия, жестокость и деструктивность, которые есть только у человека, отсутствуют у животных, не имеют филогенетической программы, не служат биологическому приспособлению, не имеют никакой цели, кроме удовлетворения иррациональных страстей. С ходом цивилизации деструктивность не убывает, а возрастает: первобытные люди были дружелюбны; во время кровавой Троянской войны для убийства десятка человек нужно было долго махать бронзовым мечом, а сейчас по приказу какого-нибудь «руководящего параноика» отчуждённый исполнитель одним нажатием кнопки убивает тысячи людей. Война на Донбассе является ярчайшим тому подтверждением.
Человек — это убийца, который без разумных причин мучит и убивает соплеменников и находит в этом удовольствие! Звери на такое не способны, у них на это... «ума не хватит»! Агрессивность человека объясняется не звериным инстинктом, а тем, что отличает его от животного. Инстинкты дают однозначную, рациональную программу выживания. Цель оборонительной агрессии животного — не разрушение, а сохранение жизни; если эта цель достигнута, агрессивность исчезает. Инстинкты, генетика и опыт зверей ведут к тому, что они намного острее человека чувствуют опасность.
У людей инстинкты развиты весьма слабо. Их заменяет разум, который даёт гибкую, неоднозначную программу. Поэтому оборонительная агрессия у людей намного сильнее. Человек предвидит угрозу, преувеличивает её; из-за манипуляций и самоубеждения он может уверовать в наличие мифической угрозы; он может планировать встречную агрессию и уровень её жестокости — часто без причины, неадекватно, руководствуясь иррациональными страстями. Кроме физической, человек реагирует на психологическую угрозу, т. к. может жить только в психическом равновесии. Уже не так природа, как социум несёт физические и психические угрозы людям. Идеи, которые ставят под сомнение объект поклонения, ориентацию и мотивацию, «систему координат», люди воспринимают как угрозу из-за механизмов «угнетения» и «сопротивления».
-- Концепция человека: не тварь, но и не Бог
Разум не только заменяет инстинкты, но и... сильно осложняет жизнь. Человек — это единственное животное, которое не только знает объекты, но и понимает, что он это знает. Он осознаёт своё отчуждение от природы и себе подобных; бессилие, неведение, конечность бытия и неизбежность смерти. Человек — это трагедия...
В Библии изгнанный из рая человек осознает, что мир враждебен ему. В раю человек не осознавал этого, ибо ещё не стал человеком. Грехопадение — это превращение твари в человека через осознание себя в мире. Человек изгнан из рая навсегда и не может вернуться назад, под защиту материнской утробы или в животное состояние гармонии с природой. Для преодоления страха и отчуждения, обретения равновесия и безопасности, по Фромму, возникают «экзистенциальные потребности» в психических связях с миром. Удовлетворить эти потребности можно творчеством, стремлением к справедливости, независимости, правде. А можно — нарциссизмом, ненавистью, садомазохизмом, деструктивностью. Фромм назвал это страстями, которые формируют характер.
Для защиты, производства etc. люди объединяются, находят лидера, но становятся подчинёнными и боязливыми. Товары и развлечения делают человека жадным и вечно неудовлетворённым. Фромм разделяет «свободу от» и «свободу для». «Свобода от» есть благо лишь при созидательной реализации, при понимании того, для чего тебе эта свобода нужна. Иначе возникает страх перед свободой, что ведёт к авторитарному мазохизму тоталитарных обществ или приспособленчеству «развитых демократий», т. е. возврат к несвободе. Так Фромм дает, наверное, самую лучшую трактовку гениальной главы «Великий Инквизитор» из романа Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы».
Экзистенциальная потребность в воздействии на окружающий мир может вести к познанию и преобразованию мира. Но часто социум их извращает в потребность подавлять и подчиняться (авторитарный садомазохизм) или разрушать, уничтожать людей и окружающий мир (деструктивность). Так возникает «злокачественная» агрессия, которая отсутствует у животных, есть только у людей, не имеет разумной цели и служит удовлетворению иррациональных страстей.
Психика человека — это уникальное явление, равное которому в Космосе пока не обнаружено. Фромм в «Анатомии человеческой деструктивности» и Станислав Лем в «Сумме технологий» приводят ошеломляющие данные: число связей между нейронами коры головного мозга у человека достигает 102783000, а число атомов во Вселенной оценивается как 1066! К тому же, как любая биологическая система мозг непрерывно растёт и развивается вслед за расширяющимся Космосом. Это даёт людям поистине неограниченные возможности в познании и преобразовании бесконечного мира, но они с идиотским упорством используют эти возможности на социальную рутину, потребление, развлечения, уничтожение себя и ареала своего обитания — планеты Земля.
Причина в следующем. Психическая энергия амбивалентна: она представляет огромную опасность для окружающего мира и самого человека; она же может быть мощнейшим инструментом для познания и разумного преобразования мира. Если люди не перенаправят энергию с разрушения и потребительства на созидание, они уничтожат себя и окружающий мир.
Итак, человек — это живое существо, которое уже вышло из состояния твари и вернуться назад не может; созданный по образу и подобию Бога, человек замахнулся на то, чтобы стать Богом, но погряз в разрушительности, приспособленчестве и потребительстве, а потому Богом не стал и имеет все шансы так и не стать Им, что равносильно деградации и уничтожению человека и окружающего мира. Великие пессимисты Аркадий и Борис Стругацкие утверждали, что «трудно быть Богом». Фромм резко возражал самим названием одной из своих книг — «Уou will be as God», т. е. «ты будешь Богом»! Верится, правда, с трудом...
-- Финал мудрости
С 1969 года Фромм жил в Швейцарии. Выступал с лекциями, вёл просветительские программы на радио, которые пользовались огромной популярностью. Это были проповеди мудрого раввина, который на закате жизни спешил поделиться знаниями...
Эрих Фромм покинул этот мир 18 марта 1980 года, в год московской Олимпиады, когда автор этих строк оканчивал школу. Таким образом, 18 марта 2015 года исполняется 35 лет с момента его ухода в вечность. Спустя 20 лет, познакомившись с трудами Фромма, автор убедился, что знания действительно умножают печаль...