Реструктуризация внешних долгов: оттягивание вместо обрезания
Как и следовало ожидать, с реструктуризацией внешних долгов Украины пока, мягко говоря, не клеится.
Как и следовало ожидать, с реструктуризацией внешних долгов Украины пока, мягко говоря, не клеится. В то же время реструктуризация, напомним, является одним из ключевых требований Международного валютного фонда (МВФ) для продолжения действующей в настоящий момент программы расширенного финансирования (EFF) на общую сумму 17,5 млрд долларов. А без получения последующих траншей МВФ Украина может оказаться на грани банкротства.
И комитет кредиторов во главе с американским инвестиционным фондом Franklin Templeton вроде бы даже соглашается на реструктуризацию, которая формально соответствует условиям МВФ. Но эти условия не приемлемы для Украины, поскольку речь идет не о так называемом «cut», то есть обрезании, списании долгов, а об отсрочке, оттягивании их уплаты на довольно длительное время. По сути, — о перекладывании долгового бремени «на потом», на будущие поколения.
Правительство попало в цейтнот. С одной стороны, предлагаемые условия явно не приемлемы. Но с другой — урегулирование вопроса реструктуризации необходимо осуществить как можно скорее, чтобы получить очередной транш кредита от МВФ, пока финансовое положение в стране остается относительно стабильным. Поэтому правительство Яценюка может и согласиться. Тем более что в случае принятия условий держателей долговых обязательств расплата по долгам наступит не скоро, когда ни одного из действующих сейчас в правительстве персонажей, скорее всего, не будет уже на политическом олимпе, а возможно, и в Украине вообще. Согласие принять невыгодные условия можно будет оправдать действиями «папередников», сиречь предшественников в лице Януковича, Азарова и прочих. При этом нынешнее правительство Яценюка, как всегда, помалкивает о своих «скромных» заслугах в сталкивании Украины в долговую яму, а именно о том, как стараниями Кабмина и Нацбанка за год национальная валюта была опущена почти в три раза, в результате чего номинированный в твердой валюте внешний долг по отношению к номинированному в многострадальной гривне валовому внутреннему продукту подскочил до небес, что и поставило страну на грань банкротства.
Напомним, что во время выступления в парламенте при принятии законов о так называемом моратории на выплату внешних долгов премьер Яценюк озвучил следующие данные о крайне незавидном финансовом положении страны. Для выполнения своих долговых обязательств Украина до конца года должна будет потратить на обслуживание государственного долга около 90 млрд гривен, а общий объем платежей по внешним и внутренним долгам за ближайших 4 года составит порядка 47 млрд долларов, из которых около 30 млрд долларов — это внешние долги и эквивалент примерно 17 млрд долларов — внутренние обязательства государства. Яценюк поведал также о том, что указанные 90 млрд гривен на обслуживание долговых обязательств в 2015 году составляют примерно 5% ВВП и такая же сумма в бюджете-2015 предусмотрена на всю национальную безопасность и оборону страны в военное время. Общий объем госдолга в настоящий момент, по словам Яценюка, равен примерно 70 млрд долларов, из которых долги в размере около 40 млрд долларов были сформированы во времена правления Януковича.
В свою очередь, выступая на VIII Киевском форуме по вопросам безопасности 29 мая 2015 года, министр финансов Наталья Яресько сообщила, что с 1 января 2015 года Украина потратила на обслуживание государственного долга 2,4 млрд долларов, получив при этом 3,1 млрд финансовой помощи, в основном в виде кредитов, то есть на возвратной основе под проценты. Подтвердив слова Яценюка о том, что сейчас на обслуживание долгов идет не менее 5% бюджета, министр справедливо подчеркнула: «Этот долг давит на экономику и на возможность финансировать другие расходы — на медицину, образование, социальную сферу».
Поскольку, повторим, в качестве важнейшего условия предоставления Украине Международным валютным фондом кредита EFF на общую сумму 17,5 млрд долларов выдвинуто требование обязательно реструктуризировать долг на сумму 15,3 млрд долларов, переговорами о реструктуризации занималась и продолжает заниматься профильный министр Наталья Яресько. Судя по неоднократным заявлениям премьера, министра финансов и других чиновников, правительство Украины поставило задачу списать долги на сумму примерно 15 млрд долларов.
В качестве примера Наталья Яресько приводила Грецию, которой были списаны огромные суммы, по сравнению с которыми украинские «15 ярдов» представляются детским лепетом на лужайке. Вдаваться в подробности не будем, но отметим, что ситуация с Грецией и ее долгами радикально отличается от украинской, не говоря уже о том, что Эллада является членом Евросоюза и зоны евро. Дефолт Греции чреват огромнейшими проблемами для всей объединенной Европы, поскольку держателями значительного объема греческих долговых обязательств являются системные банки еврозоны, представляющие собой основу финансовой системы ЕС. Если эти банки «зашатаются», то мало не покажется всей Европе. Еще раз подчеркнем: в отличие от Украины, существенную часть долгов которой держат заокеанские хэдж-фонды, держателями греческих долговых обязательств являются банки. Банки ведут намного более гибкую политику, они вынуждены поддерживать курс своих акций на фондовых рынках и так далее. Иными словами, с ними намного легче договариваться, в отличие от хэдж-фондов, ведущих политику выжимания из должников максимально возможного, за что их прозвали «стервятниками». К тому же о списании греческих долгов с кредиторами договаривалось не столько даже правительство Греции, сколько так называемая евротройка в составе Еврокомиссии, МВФ и Евроцентробанка. Крупные европейские банки — держатели греческих долговых обязательств пошли на списание долгов, поскольку получили разного рода компенсации, в частности от Евроцентробанка. С мелкими же держателями, не согласными на списание греческих долгов, как водится, никто особо не церемонился, их просто поставили перед фактом. Конечно, возможны суды, но это затянется на годы с неизвестным результатом.
Все это к тому, что греческий опыт Украине ничего не дает, а потому министр финансов Яресько напрасно старается, призывая кредиторов пойти по греческому пути «обрезания долгов». В свою очередь, кредиторы предложили наиболее выгодный для них путь «оттягивания» долгов.
29 мая 2015 года целый ряд отечественных и зарубежных СМИ со ссылкой на авторитетные агентства Bloomberg и Reuters известили о том, что комитет кредиторов Украины выдвинул предложение о реструктуризации следующего содержания. Действующие долговые обязательства кредиторы готовы обменять на новые бумаги со сроками погашения до 2025 года, то есть срок погашения продлевается на 10 лет. Кроме того, кредиторы готовы несколько снизить процентную ставку по купонам. Погашение украинских долгов предлагается начать с 2019 года.
Инициатором подобных предложений выступил комитет кредиторов Украины во главе с хэдж-фондом Franklin Templeton. В комитет также входят фонды BTG Pactual Европу, TCW Investment Management Company и T. Rowe Price Associates. Члены комитета суммарно владеют украинскими обязательствами на сумму 8,9 млрд долларов.
Подобная реструктуризация позволит на период до 2018 года снизить расходы на обслуживание долгов на 15,8 млрд долларов. Из них 500 млн долларов — это снижение купонного дохода за счет уменьшения процентных ставок, а остальное — это просто отсрочка, оттягивание расплаты на потом. Таким образом, формально требования МВФ по сокращению расходов до 2018 года на 15,3 млрд долларов не просто выполняются, но даже перевыполняются, поскольку предлагаемая схема позволяет сократить выплаты по долгам на 15,8 млрд долларов, то есть на 0,5 млрд долларов больше. Кроме того, требования МВФ включают снижение отношения долга до 71% к годовому ВВП к 2020 году и снижение ежегодных расходов на обслуживание долга до 10% с 2019 по 2025 год. Иными словами, долговой хомут на шею рядовых граждан Украины планируется на долгие годы!
В этом смысле издевательски звучит заявление комитета кредиторов: «Комитет не может сказать, что согласен, что эти три критерия являются лучшими для долгосрочной устойчивости экономики Украины, но в интересах достижения соглашения комитет выдвинул предложения, которые соответствуют этим трем критериям».
Очевидно, что подобное сокращение долгов таковым не является, поскольку фактически речь идет об оттягивании времени расчета по долгам и не более того. Такая реструктуризация несколько облегчит финансовое состояние до 2018 года, но затем по долгам все равно придется платить. Конечно, остается надежда, что за это время война прекратится, экономическая ситуация стабилизируется, начнется рост экономики, и расплатиться по долгам можно будет без особых проблем. Но в это не верится...
В заявлении Министерства финансов от 29 мая 2015 года говорится, что переговоры с комитетом коммерческих внешних кредиторов о реструктуризации государственного долга Украины будут продолжены, в частности, 5 июня. Из этого следует, что правительство не оставляет надежду договориться о списании какой-то части долгов. Но в сложившейся ситуации подобный исход выглядит крайне маловероятным, если не утопичным.
Еще раз повторим, что предложение комитета кредиторов формально отвечает требованиям МВФ. Впрочем, сам фонд пока свою позицию по этому вопросу не озвучивал, но едва ли он будет ревностно защищать интересы Украины, оказывая давление на хэдж-фонды, чтобы те пошли на списание долгов, а не на их продление. Да и механизмов подобного давления МВФ не имеет, ибо повторим, что Украина — не Греция и у нас имеет место ситуация, радикально отличающаяся от греческой. Посему выходит, что предложение кредиторов правительству Яценюка придется принять, а иначе не будет следующего транша МВФ и возможен дефолт.
А это значит, что Украину по-прежнему будут давить с обеих сторон. Со стороны России — войной, а со стороны Запада — кредитно-процентной удавкой.
Источник: Фраза.ua