Стратегия нацбезопасности: мальчиши-торгаши играют в войну
Хорошо известно, что отечественная элита живет в своем мире, оторванном от жизни рядовых граждан.
Хорошо известно, что отечественная элита живет в своем мире, оторванном от жизни рядовых граждан. В частности, чиновники сочиняют разного рода законы, программы, стратегии и прочие «важные» документы, цена которым -- грош, поскольку внедрять их в жизнь, как правило, никто не собирается, да и некому это делать, даже если эти документы содержат некие рациональные положения, что бывает, впрочем, крайне редко.
Особенность нынешней «демократической» власти в том, что в ней собралась критическая масса бизнесменов-торгашей, начиная с самого Порошенко. Это трагедия, когда во время войны, да еще с таким мощным, аморальным, даже бесноватым врагом, как Москва, во главе Украины оказались торгаши с психологией «купи-продай», совершенно не способные на отказ от собственных шкурных интересов, на объективный анализ сложившейся тяжелейшей ситуации, на государственнические решения и поступки.
Все это хорошо видно на примере «Стратегии национальной безопасности», введенной в действие указом Порошенко от 26 мая 2015 года.
В документе декларируется, что он определяет общие и отдельные конкретные стратегические цели государственной политики на период до 2020 года. Одной из важнейших таких целей значится восстановление территориальной целостности страны. Для достижения этой, несомненно, архиважной задачи, по мнению авторов документа, следует укреплять государство, провести новое внешнеполитическое позиционирование страны, проводить качественно новую государственную политику. При этом в контексте восстановления территориальной целостности ничего не говорится об усилении и укреплении армии. И здесь возникает масса вопросов...
-- Not war, make commerce!
Неужели Порошенко и компания серьезно верят, что Путин уймется и отступит, что Запад нам поможет обуздать кремлевскую паранойю, что все эти «минские договоренности» позволят хотя бы прекратить войну, не говоря уже о возвращении под контроль Украины Донбасса, а тем более Крыма?! Неужели не ясно, что главным условием сохранения и восстановления суверенитета и территориальной целостности, удержания независимости страны является сильная боеспособная армия в первую очередь?! Причем армия, не только удерживающая блокпосты на линии разграничения, а переходящая в атаку и выбивающая оккупантов с украинской территории! Но ничего подобного в стратегии увидеть не удалось. Более того, в документе так и не прозвучало слово "война". То есть власть с тупым упорством придерживается трусливой демагогии об «антитеррористической операции» вместо того, чтобы честно заявить: Украина ведет войну с Россией, вторгшейся на нашу территорию!
Налицо своего рода торгашеский пацифизм, который трудно объяснить иначе, как трусостью и прежде всего шкурными интересами. Информационное пространство переполнено данными о том, что под громкие гневные высказывания в адрес государства-агрессора отечественные дельцы, включая близких к власти, наладили бойкую торговлю с Крымом, то есть с теми самыми агрессорами-оккупантами. Чтобы как-то узаконить сей процесс, был даже принят специальный закон о «свободной экономической зоне в Крыму», позволяющий торговать с оккупантами беспошлинно и в упрощенном режиме. Криминальная торговля с оккупированными районами Донбасса тоже буйно расцветает. Пока солдаты воюют, погибают или становятся инвалидами на фронте, кое-кто цинично и аморально превратил войну в очень выгодный бизнес.
Поэтому «элита» с тупым упорством отказывается называть вещи своими именами, то есть войну — войной. Перефразируя знаменитый лозунг хиппи, not war, make commerce!
Военная, если так можно выразиться, часть стратегии страдает все тем же пацифизмом, материализацию которого можно каждый день увидеть в ходе боев на Донбассе. Складывается впечатление, что главной формой «защиты Родины» наши генералы в купе с Верховным главнокомандующим считают отражение атак сепаратистов и российских войск на линии размежевания в ожидании, когда оккупанты сами уберутся с Донбасса. Подобную тактику власть оправдывает необходимостью выполнять Минские договоренности, хотя противник выполнять эти условия не собирается, а стремится расширить занимаемые территории, постоянно навязывая свою инициативу. Хотя единственно верной тактикой представляется перехватывание инициативы, переход от обороны к наступлению с целью освобождения территории Донбасса, подконтрольной сепаратистам и Москве.
-- Чего и следовало ожидать!..
Одним из немногих положительных моментов стратегии является тезис о том, что главная угроза для существования страны -- это агрессия со стороны Москвы. Уже давно следовало ставить вопрос именно так! Как минимум, со времен конфликта вокруг острова Тузла в Азовском море, то есть с 2003-2004 годов, стало очевидным, что Россия ставит под сомнение независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, предъявляет нам территориальные претензии.
Причем следует отбросить демагогию о коварной, пораженной шовинизмом российской элите, разжигающей межнациональную рознь с братским русским народом. В последние годы отношение граждан России к Украине стабильно ухудшалось. Социологические опросы, проводившиеся как провластными, так и условно оппозиционными структурами в России, неизменно показывали, что количество тех так называемых русских, кто относился к нам отрицательно, в последние лет 10 значительно превышало 50%, временами доходило до 80% и даже превосходило эту цифру. Поэтому агрессия Путина в Украине имеет мощную социальную основу в виде широких масс российских обывателей, впавших в крайнюю степень оголтелого шовинизма. Словом, миф о «братскости русского народа» следует отбросить вместе с сантиментами на эту тему.
Еще в 2006-2007 годах, когда на фоне борьбы за власть между Ющенко, Януковичем и Тимошенко раздувалась истерика на тему «НАТО или не НАТО», было очевидно, что с Западом Украина воевать не будет, а вот война с Россией вполне возможна. Запад будет нас давить кредитными процентами, навязыванием антинародных реформ под лозунгами рыночного либерализма и прочих «ценностей». Даже нефтегазоносный шельф вокруг острова Змеиный был красиво отобран у Украины через суды Румынией, за спиной у которой, по слухам, маячили транснациональные нефтяные корпорации, причем украинское правительство по своей глупости само дало втянуть себя в эту аферу, поскольку на суд можно было не соглашаться. Зато к середине 2000-х стало очевидно, что начавшаяся вскоре после прихода к власти Путина эскалация империалистических устремлений Москвы на фоне нарастающей внутри России шовинистической истерии чревата войной, и прежде всего с Украиной. Хотя бы потому, что без Киева никакого «русского мира» быть не может в принципе. Последним «звоночком» была агрессия Москвы в Грузии, но даже это не отрезвило украинскую «элиту», самозабвенно увлеченную политическими игрищами и дерибаном.
Но несмотря на очевидную угрозу с востока, все эти годы в Украине происходил развал армии и военного потенциала. Чтобы снять с себя ответственность, отечественная «элита» сейчас усердно обвиняет в этом московскую агентуру, хотя причиной развала обороноспособности страны прежде всего стала коррупция в армии и государстве, а также тотальный дерибан всего, что только можно, включая военное имущество и вооружения. Немалую роль сыграли также недалекость и цинизм «элиты», стремление к сиюминутной выгоде, в результате чего украинские предприятия до последнего момента «выгодно» продавали России продукцию военного назначения, которая затем использовалась сепаратистами и российскими войсками против наших же солдат.
Стратегия национальной безопасности стала едва ли не первым официальным документом подобного уровня, в котором вещи названы своими именами: главным внешним врагом является Россия, развернувшая против Украины военную агрессию, вторгшаяся на нашу землю и аннексировавшая часть территории, то есть Крым.
-- Не Москвой единой
Но, как говорится, не Москвой единой, и в документе названы также другие угрозы: коррупция, экономический кризис, олигархический социально-экономический уклад, возникший в стране после развала СССР. В устах нынешней власти постановка подобной проблематики звучит, мягко говоря, неискренне.
Авторы документа совершенно справедливо называют всеохватывающую коррупцию одной из главных угроз существованию государства Украина, но заклинания об опасности коррупции и о яростной борьбе с оной произносили все предыдущие власти. Помнится, даже Янукович боролся с коррупцией... Но коррупция как расцветала, так и продолжает свой буйный расцвет и при нынешней «демократической» власти.
Борьба с олигархами также является очень правильным и далеко не новым лозунгом. Положительным моментом здесь можно считать разве лишь то, что олигархический уклад именно как угроза национальной безопасности, наконец-то, впервые назван в программном государственном документе. Более того, в последнее время даже наметилось некое подобие борьбы с олигархами. Но глядя на этот спектакль, так и хочется произнести сакраментальные слова: «Не верю!». Этот процесс обретает вид борьбы с некоторыми, а не всеми олигархами со стороны лично Порошенко, а не государства, которое должно проводить политику деолигархизации и демонополизации. Не говоря уже о том, что сам Порошенко со своим олигархическим прошлым так и не порвал, а на недавней расширенной пресс-конференции, посвященной годовщине своего правления, в очередной раз пообещал свои активы, включая скандально известную Липецкую кондитерскую фабрику, то ли продать, то ли передать в управление.
В последнее время активизировались действия, направленные против олигарха Фирташа. Даже некоторые активы его структур арестованы судом по представлению прокуратуры на время следствия. Но более чем подозрительным выглядит тот факт, что махинациями Фирташа и его структур правоохранители озаботились только после того, как олигарх в Венском суде по делу о его экстрадиции в США выступил со скандальным заявлением, что он финансировал избирательную кампанию Порошенко. До этого сомнительными активами Фирташа Фемида почему-то не интересовалась...
Кроме Фирташа, есть еще и другие олигархи, например Коломойский и Ахметов. Борьба с Коломойским и вовсе обретает гротескные формы: его не могут даже выставить вон из компании «Укрнафта», где государство располагает контрольным пакетом акций. А что касается Ахметова, то для того, чтобы заняться его махинациями, фактов существует не меньше, чем по Фирташу. Достаточно вспомнить приватизацию «Укртелекома», при которой нагло нарушено инвестиционное условие о создании на средства олигарха альтернативной государственной телекоммуникационной сети, в результате чего страна во время войны осталась без правительственной спецсвязи. Не говоря уже о том, что беспредел с коммунальными тарифами происходит в интересах Ахметова, и, судя по заявлениям Порошенко, последний поддерживает катастрофический рост тарифов.
А ведь, кроме Порошенко, есть еще правительство и лично премьер Яценюк, которые не скрывают, что многие решения принимаются в интересах Коломойского и Ахметова.
Но самое главное, что деолигархизация страны, о которой громогласно возвестил Порошенко, -- это не только и не столько борьба с отдельными зарвавшимися дельцами. Если серьезно ставить вопрос, то речь идет о коренном изменении социально-экономического и политического уклада в стране, включая разрушение экономической базы олигархата в виде сверхкрупной собственности, монополизирующей отрасли и даже целые сферы экономики, состоящие из смежных и не очень отраслей. В большинстве развитых стран, о равнении на которые не перестают повторять представители нынешней власти, крупная собственность пребывает под контролем не одного-двух олигархов через некоторое количество подставных офшорок, а чаще всего находится в совместном владении многих тысяч акционеров и, таким образом, является скорее общественной, а не частной в классическом понимании, что предотвращает узурпацию экономической, а следовательно, и политической власти. Поэтому целью деолигархизации должно стать наделение правом собственности широких масс. Однако на сей счет в стратегии ничего не сказано, что и неудивительно. Равно как и о формах и методах борьбы с олигархическим укладом.
Что же касается экономического кризиса как угрозы национальной безопасности, что справедливо отражено в стратегии, то и здесь не все так просто, как хотели бы представить авторы документа. Очевидно, что кризис был вызван не только войной и разрывом экономических связей с Россией, как пытается представить правительство, но также некомпетентными и/или злоумышленными действиями правительства и Национального банка, в частности огромной денежной эмиссией, обвальной девальвацией гривны и раскручиванием инфляции.
В то время, когда страна оказалась на грани дефолта, когда средств катастрофически не хватает на оборону и элементарные социальные нужды, авторы стратегии ничего не говорят о таком явлении, как масштабный вывоз олигархами капиталов, фактически ограбление ими страны и граждан. Кстати, это лишнее подтверждение того, что бороться с олигархией власть серьезно не намерена. Объемы же вывезенных за последние годы из Украины активов, по скромным оценкам, составляет более 160 млрд долларов. После лозунгов о возврате в страну награбленного, произнесенных на волне революции 2013-2014 годов, вопрос быстро спустили на тормозах. Даже закон о трансфертном ценообразовании, принятый при Януковиче и призванный перекрыть вывод капиталов за рубеж, при всем несовершенстве этого норматива, так и не заработал.
Таким образом, авторы стратегии умышленно, очевидно, в личных целях замалчивают одну из наиболее опасных угроз национальной безопасности, каковой является разграбление страны путем вывода из нее капиталов.
-- Страна вопиющего неравенства
Напоследок просто нельзя не сказать об одной из опаснейших угроз существованию Украины как независимого государства. Эту угрозу у нас умышленно замалчивают, поскольку активизация данной проблемы приводит к логическому продолжению в виде постановки вопроса об ответственности «элиты» и о необходимости коренной смены социально-экономических отношений в стране. Авторы стратегии эту проблему также почти проигнорировали.
Речь идет о неуклонно обостряющемся катастрофическом экономическом неравенстве, неизбежно порождающем социальную несправедливость и политико-правовое неравенство. Проблема состоит в уродливом социально-экономическом строе и диалектически связанной с ним морально-психологической деградации общества. Наконец, проблема в углубляющемся антагонизме между трудом и капиталом, между общественным характером производства и частнокапиталистическим характером присвоения продуктов общественного труда; проблема в катастрофически углубляющейся пропасти между нищим и полунищим подавляющим большинством и зажравшимся ничтожным меньшинством, экспроприировавшим все ресурсы страны и большинство граждан. В Украине имеет место наглое и циничное нарушение прав большинства на доступ к ресурсам и национальному богатству.
Даже по состоянию до 2014 года, согласно критериям Мирового банка к категории бедных в Украине относились 70% населения, а по критериям ООН — более 80%. И это несмотря на довольно развитые промышленность и сельское хозяйство, весьма высокий, даже по меркам развитых стран, уровень образования населения. Дважды в 2000 году при Кучме и в 2010 году при Януковиче в Украине на самом высоком государственном уровне поднимался вопрос о борьбе с бедностью, в том числе стараниями первого омбудсмена Украины Нины Карпачевой, но дальше деклараций дело не пошло. Теперь же, в условиях нынешнего экономического кризиса, проблема массовой бедности обострилась с новой силой, однако министр финансов Наталья Яресько заявляет, что не следует рассчитывать даже на минимальную индексацию мизерных доходов, обесценившихся вследствие девальвации гривны и всплеска инфляции.
Нищета, бесперспективность, глубочайшее неравенство в обществе являются важнейшими причинами сепаратизма на Донбассе, которыми воспользовался Кремль, разворачивая агрессию против Украины. Это обстоятельство всячески замалчивают как бывшая и нынешняя власть, так и олигархи, поскольку возникает вопрос об ответственности, и не только политической, но и уголовной.
Социальная несправедливость и неравенство представляют крайнюю опасность сейчас, во время войны. Не единожды приходилось от лиц, подлежащих по возрасту мобилизации, слышать вполне закономерный вопрос: почему мы должны воевать, погибать и калечиться за то, чтобы Ахметов, Коломойский, Пинчук, Фирташ, Порошенко (!) и прочие и далее могли наживаться, приумножая ранее награбленное?!
Словом, в нынешних тяжелейших военных условиях Стратегия национальной безопасности, составленная «мальчишами-торгашами» при власти, выглядит, мягко говоря, неадекватно.
Источник: Фраза.ua