Пенсионная «декоммунизация»: без трудовых книжек и советского стажа
Правительство проталкивает через парламент пакет законов, посвященный отмене трудовых книжек
Правительство Яценюка, а конкретно, Министерство экономического развития под руководством новоиспеченного «украинца» Айвараса Абромавичуса, продолжает реализацию на практике далеко не самой сейчас актуальной, прямо скажем, просто бессмысленной затеи, проталкивая через парламент пакет законов, посвященный отмене трудовых книжек. Очевидно, других, более важных проблем в экономике страны Абромавичус, его ведомство и правительство в целом не замечают. Даже если предположить, что отмена трудовых книжек в перспективе как-то оправдана, то возникает закономерный вопрос: неужели сейчас, когда в стране идет война, экономика агонизирует в кризисе, а подавляющее большинство граждан находятся на грани или даже уже за гранью нищеты, отмена трудовых книжек является такой суперважной сверхзадачей, что этим должны заниматься правительство и Верховная Рада, на это должны отвлекаться огромные финансы и другие ресурсы? Неужели так нужно было привлекать на должность министра экономики «варяга», который не в состоянии найти себе более достойное занятие, чем выдумывать совершенно бессмысленные в настоящий момент «реформы» и «напрягать» этими «реформами» общество, и без того находящееся на грани?.. Не говоря уже о том, что отмена трудовых книжек как советского наследия в нынешних условиях создаст массу проблем для миллионов граждан.
Более того, в борьбе с «проклятым советским прошлым» нынешняя «демократическая» власть намеревается совершить еще одну подлость. С 2016 года при расчете пенсий не будут учитываться размеры заработка до 2004 года, прежде всего, в советское время. Таким образом, если в советское время у пенсионера была высокая зарплата, и пенсионер, по ныне действующему законодательству, имел право на получение более высокой пенсии, то теперь он этого права может быть лишен.
Итак, 11 ноября 2015 года Кабинет министров таки внес в парламент законопроект об отмене трудовых книжек. Документ содержит поправки в целый ряд действующих законодательных актов. В случае принятия, норматив вступит в силу с 1 июля 2016 года. С этого же момента намечено отменить и трудовые книжки.
Министр экономического развития Айварас Абромавичус не перестает убеждать досужую публику, а теперь и народных депутатов, в том, что бумажные трудовые книжки стали анахронизмом после 2001 года. Напомним, что в 2001 году был создан реестр Пенсионного фонда, в котором есть все данные в электронном виде о том, когда, кем и где человек был принят на работу и уволен, а также о его официальной зарплате. Поскольку бумажные трудовые книжки, по мнению Абромавичуса, используются, прежде всего, для расчета стажа работы при назначении пенсии, их можно упразднить, заменив данными из реестра Пенсионного фонда.
По словам министра, фактически будет иметь место перевод трудовых книжек в электронный вид, и в этом случае информация о трудовом стаже не потеряется, не будет подвержена подделке и другим манипуляциям. Любой работник, уверяет Абромавичус, сможет бесплатно получить в Пенсионном фонде выписку из базы данных о своей трудовой деятельности. В свою очередь, трудовые книжки, успокаивает министр-«реформатор», будут выданы на руки их владельцам в течение трех месяцев после вступления в силу предлагаемого закона, и работники смогу и дальше их использовать для подтверждения трудового стажа за период до 2001 года, когда не было электронного реестра Пенсионного фонда.
Но далеко не все разделяют оптимизм Абромавичуса и его странный энтузиазм в лоббировании именно этого вопроса, являющегося, повторимся, далеко не самым важным в нынешней ситуации.
Прежде всего, возникают вопросы к правительству, которое тоже «вписалось» в эту, прямо скажем, высосанную из пальца затею. Помнится, министр социальной политики Павел Розенко весьма пессимистично высказывался на тему своевременности подобной «реформы», а главное, говорил о неготовности к подобным новациям по техническим причинам. Министр Розенко обратил внимание на тот факт, что в Украине до сих пор отсутствует централизованный персонифицированный учет даже по Пенсионному фонду. Оказывается, реестры работают только по регионам, и если нужно подтвердить трудовой стаж человеку, работавшему в нескольких областях, то нужно отправлять запросы в разные областные центры. По словам Розенко, необходимо сначала создать мощные интегрированные общегосударственные информационные реестры, в которых будет сведена вся информация о работающих, безработных и пенсионерах.
От себя отметим, что создание подобных, несомненно, необходимых реестров требует существенного времени, а также значительных денежных средств, причем не только на разработку и внедрение, но и на дальнейшее их сопровождение. Очевидно, что на фоне этих, еще не подсчитанных затрат упомянутые выше расходы на ведение трудовых книжек в размере 500 млн гривен, о которых говорит Абромавичус, не являются столь уж большими.
Кстати, подобное мнение высказывает бывший народный депутат, известный эксперт по социальным вопросам Андрей Павловский. «Если нам говорят, что мы сэкономим 500 млн. грн. – господин Айварас просто с потолка называет какую-то цифру – то на создание этих информресурсов и серверов пойдут, может, несколько миллиардов. Так в чем экономия?» – справедливо ставит вопрос Павловский.
По его словам, на сегодняшний день единый электронный реестр Пенсионного фонда, в котором содержатся данные о плательщиках единого социального налога, работает в закрытом режиме. Кроме того, как отметил эксперт, в стране до сих пор не создан централизованный реестр, а данные разделены по областям.
Павловский совершенно справедливо отмечает: «Всему свое время. Это не первоочередная задача нашего государства, правительства, тем более не Министерства экономики».
От себя выскажем еще одно предположение. А не затевается ли вся эта «высосанная из пальца реформа» с целью дерибана тех вполне реальных, по словам Павловского, «нескольких миллиардов», которые, несомненно, придется потратить на программно-аппаратные средства, необходимые для создания всеобъемлющего реестра? А ведь кроме создания, есть еще последующее техническое сопровождение, на которое нужно будет постоянно выделять средства из бюджета. В любом случае, затраты на ведение трудовых книжек, при всем их анахронизме, да еще силами не бюджета, а субъектов хозяйствования, намного меньше, чем расходы на предполагаемую реформу, даже если учесть, что введение всеобъемлющего реестра действительно нужно.
Возникает еще один вопрос. Указанную «реформу» должно будет осуществлять именно Министерство социально политики. Это его «парафия»! Поэтому совершенно не понятно, почему в дело вмешивается Министерство экономического развития и торговли. Впрочем, в СМИ уже появлялась информация о том, что Минэкономразвития и лично его глава Абромавичус никак не могут толком определиться со сферой приложения своей бурной деятельности и кипучей энергии, очень часто вмешиваясь в вопросы, выходящие за рамки компетенции ведомства.
Кстати, уверения Абромавичуса в безошибочности работы пенсионных реестров, к которым, кстати, его ведомство не должно иметь никакого отношения по определению, выглядит слишком самонадеянными. С этими реестрами разное случается… Но на руках есть хоть какая-то бумажка с печатью, вроде трудовой книжки, это дает возможность хотя бы что-то доказывать, если же таковой бумажки не будет, то доказать ничего не удастся!
К счастью, чувство реальности у нас потеряли далеко не все. В частности, не утратили способность адекватно оценивать общественное бытие и в профильном парламентском комитете по вопросам социальной политики. Можно по разному относиться к депутатессе от так называемого оппозиционного блока Наталье Королевской, но она совершенно правильно отметила: «Инициатива об отмене трудовых книжек является не просто малоэффективной, но и несвоевременной: при отсутствии единого реестра социально застрахованных лиц и миллионах внутренних переселенцев она обернется только созданием новых проблем для граждан».
Кстати, относительно переселенцев Королевская очень даже права. Если учесть, что, как отмечено выше, базы Пенсионного фонда действуют только в рамках областей, а областные центры Луганск и Донецк, а также весь Крым наша доблестная «демократическая» власть бездарно сдала сепаратистам и Кремлю, то для беженцев с Донбасса и Крыма трудовые книжки могут оказаться единственным документом, которым можно хоть что-то подтвердить при начислении пенсии. Понятно, что не в меру европеизированному Абромавичусу эти подробности могут показаться пережитком проклятого советского прошлого и просто мелочью, но за этой «мелочью» стоят судьбы миллионов граждан!
Эксперт Совета предпринимателей Андрей Забловский в интервью СМИ соглашается с приведенными выше мнениями Королевской и Павловского: «Сперва нужно создать базу учета всех, кто платит взносы в Пенсионный фонд, и лишь потом отменять трудкнижки. Пока она работает автономно в каждом регионе. То есть если человек работал в нескольких областях, что нередко, ему для подтверждения своего стажа придется отправлять запросы в разные инстанции». Невозможно понять, зачем правительство содержит при себе разного рода общественные организации, которые иногда высказывают вполне здравые мысли, если к этим мыслям чиновники не прислушиваются, а проталкивают, мягко говоря, сомнительные новации.
С отменой трудовых книжек у граждан и предприятий возникнет множество технических проблем. Например, кадровикам будет сложнее оценивать биографию соискателей рабочих мест. Для подтверждения изложенных в резюме данных соискателям придется приносить выписки из Пенсионного фонда. Выписка может понадобиться для подсчета страхового стажа при оформлении больничного. К тому же, обещания Абромавичуса о том, что выписка из базы данных Пенсионного фонда будет бесплатной, выглядят, мягко говоря, не убедительно. Даже если официально она будет и бесплатной, то огромное количество тех, кто будет нуждаться в этой бумажке, а также отечественный менталитет неминуемо приведут к поборам. Ведь медицина у нас тоже типа бесплатная…
Граждан Украины может ожидать еще одна крайне неприятная новация в начислении пенсий. С 1 января 2016 года размер пенсии станут рассчитывать только исходя из суммы заработка, начисленного после 1 января 2004 года. Тогда начал действовать реестр учета страховых взносов в Пенсионный фонд. Их размер, наряду со стажем, влияет на величину будущей пенсии. В настоящий момент будущий пенсионер имеет выбор: подавать или нет в Пенсионный фонд данные о своем заработке за любые 5 лет подряд до 2004 года. Подавать такие данные выгодно, если заработок существенно превышал среднюю зарплату по стране в тот период, тогда пенсия окажется больше. Право выбора могут продлить, если Рада примет повторно ветированный президентом закон, который предусматривает продление нормы до 2022 года, но с апреля 2015 года закон пока не рассматривается. Поскольку для большинства депутатов этот вопрос тоже может показаться «мелочью», то многие выходящие на пенсию рисуют остаться без пенсии, честно заработанной при советской власти.
Словом, указанные новации с трудовыми книжками и исчислением пенсий представляются еще одной формой придурочной «декоммунизации», а не чем-то действительно важным и направленным на воплощение справедливости!
Источник: МИР