Яценюк заигрался с газом
Страна пожинает последствия игрищ правительства Яценюка в газовой сфере, которые лицемерно назвали «реформами»
Страна пожинает последствия игрищ правительства Яценюка в газовой сфере, которые лицемерно назвали «реформами». Катастрофический рост тарифов на газ и мизерный объем топлива, отпускаемого населению по так называемой льготной, но отнюдь не дешевой цене, привели к тому, что граждане замерзают в своих жилищах, а сами дома приходят в негодность, поскольку должным образом не прогреваются. Кроме того, эксперименты с установлением запредельной рентной платы на добычу голубого топлива в 2014 году привело к обвальному падению добычи природного газа, прежде всего главным газовым «добытчиком» страны – государственной «Укргазободычи». И все это под набившую оскомину лживую «реформаторскую» болтовню о развитии отечественной газодобычи и достижении энергетической независимости страны.
После того, как в 2014 году рентная плата за добычу природного газа в Украине по инициативе правительства Яценюка была повышена до 70%, наблюдается резкое сокращение голубого топлива. Предостережение ряда экспертов и политических сил о том, что до добра это не доведет, было проигнорировано и расценено как лоббирование интересов собственников частных газодобывающих фирм. Хотя известно, что основным добытчиком газа в Украине была и пока еще остается публичное акционерное общество «Укргазодобыча», полностью принадлежащее государству, то есть речь шла о лоббировании интересов государства и граждан.
Член профильного комитета Верховной Рады Юрий Чижмарь отмечает: «За 2014—2015 годы мы уменьшили добычу минимум на 15%, а в 2016 году потери составят еще 10%. «Укргаздобыча» за два года уменьшила добычу с 15 до 12 млрд кубов, а в 2016 году планирует добыть максимум 10—11 млрд кубометров. Это катастрофа для отрасли».
От себя отметим, что это катастрофа не только для отрасли, но и для страны и ее граждан. Ведь падение внутренней добычи газа, да еще добычи крупнейшего государственного предприятия, обеспечивающего львиную долю всей добычи, ведет к неизбежному увеличению закупок топлива за границей, причем неважно, где именно – в России или в Европе. Таким образом, энергетическая независимость страны, о которой так любят поболтать «демократы» у власти, превращается в пустой звук, не говоря уже о таких «мелочах», как отток за рубеж резко дефицитной валюты, ухудшение платежного баланса, сокращение рабочих мест и рост безработицы и прочее.
Таковы лишь некоторые итоги бурной деятельности правительства «реформаторов» и лично Яценюка в такой, несомненно, архиважной отрасли, каковой является отечественная добыча природного газа.
Разговоры о снижении рентной платы ведутся давно, но дальше них дело пока не пошло. Правда, в Раду внесен поданный фракцией «Батьківщини» законопроект о снижении рентной платы с нынешних 70% до 29%. Такое снижение налога не только облегчит положение газодобытчиков, но и позволит снизить цену на газ для населения на 1000 гривен с нынешних «не льготных» 7200 до 6200 гривен за 1 тысячу кубов.
Но пока законопроект тонет в торгах между различными группами интересантов. Кроме того, существенное снижение ренты чревато огромными проблемами с наполнением бюджета, и поэтому за него не хочет отдавать голоса премьерская парламентская фракция «Народный фронт». По мнению Яценюка, отмена ренты приведет к тому, что нечем будет выплачивать широко разрекламированные субсидии. Только за первое полугодие поступления от ренты превысили 10 млрд гривен.
Министр социальной политики Павел Розенко заявил, что в бюджете 2016 года на выплату гражданам субсидий для компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг заложены 46 млрд гривен. Напомним, что в 2015 году на эти цели будет выделено 24 млрд гривен. По крайней мере, так уверяют чиновники.
Повторим, что, по словам Яценюка, уменьшение ставки рентных платежей за добычу природного газа ведет к тому, что поступлений в бюджет не хватит на выплату субсидий.
Итак, вырисовывается интересная картина, ярчайшим образом отражающая «реформаторский гений» Яценюка и компании. Тарифы на газ задрали до космических величин, в том числе, и введением непомерной ставки ренты якобы для того, чтобы затем эти деньги, вынутые из одного кармана рядового обывателя положить в другой карман в виде субсидий.
Подобная операция кажется бессмысленной только на первый взгляд. Огромный тариф на газ платят все граждане скопом, за исключением льготного объема в размере 300 куб м в месяц или 1400 куб м в течение всего отопительного сезона. Конечно, если вообще платят, поскольку многим платить просто нечем, а потому имеет место неуклонный рост неплатежей, которые к весне могут достигнуть колоссальных размеров и привести к непредсказуемым последствиям. В свою очередь, выделение субсидий происходит на индивидуальной основе, при чем с большими проблемами и согласно неких социальных норм, в результате чего размеры субсидии обычно выходят издевательски низкими.
В итоге, вполне может образоваться некая, весьма немалая разница между средствами, предусмотренными бюджетом на субсидии, и суммой, выделенной на субсидии реально. Желающих раздерибанить бюджетные средства, очевидно, отыщется более чем достаточно, следуя известному принципу: было бы корыто – а свиньи найдутся!
По последним данным, правительство якобы озаботилось поисками компенсации потерям бюджета в случае снижения ренты. Можем даже подсказать некоторые пути поиска: например, оффшоры…
К тому же, в структуре тарифа на газ для населения рентный платеж составляет хоть и весомую, но далеко не самую большую часть. Напомним, что львиную долю с тарифе составляет так называемая маржа «Нафтогаза». Это хорошо видно из калькуляции тарифа, приведенной в следующей таблице.
Как видим, при заоблачной цене реализации газа населению в размере 7188 грн / 1 тыс. куб. м, производитель с лице «Укргазодобычи», добывающей топливо, получает всего лишь 477 грн / 1 тыс. куб. м, то есть мизер. При этом чиновники разных уровней регулярно поднимают циничный галдеж на тему о том, что цены на газ нужно повышать, чтобы были средства на развитие и модернизацию газодобывающей отрасли, на разведку новых месторождений и обустройство новых добывающих скважин. Но из калькуляции очевидно, что с собственно газодобыча получает копейки.
«Нафтогаз» закупает топливо у «Укргазодобычи» по 1590 грн / 1 тыс. куб. м, но из них 1113 грн с каждой тысячи кубов отправляются в государственный бюджет в виде ренты за пользование недрами. Именно эту ренту якобы собираются уменьшить.
На пути к конечному потребителюстоимость газа обрастает следующими составляющими.
Тариф на транспортировку магистральными трубопроводами, взимаемый государственным «Укрирансгазом», составляет 294, 4 грн / 1 тыс. куб. м. Преимущественно частные обл- и горгазы взимают 361,8 грн / 1 тыс. куб. м за транспортировку распределительными трубопроводами, а также 90,3 грн / 1 тыс. куб. м за поставку топлива потребителям. Государственный бюджет забирает 4%-ю целевую надбавку на сумму 201,7 грн / 1 тыс. куб. м.
Но апофеозом, несомненно, является доход (маржа) НАК «Нафтогаз» в размере 3451,8 грн / 1 тыс. куб. м. Именно столько НАК «накручивает» на ровном месте, перепродавая облгазам топливо, полученное по крайне низкой цене от государственной же «Укргазодобычи». На вопрос о том, куда идут эти деньги, чиновники отвечают что-то невразумительное на тему о том, что эти средства, дескать, идут на покрытие неких «убытков» НАК «Нафтогаз», и сия мера якобы согласована в МВФ. Непонятно, что это за убытки, и почему их должны покрывать рядовые граждане, а не коррумпированные чиновники и олигархи, чья деятельность к убыткам и привела!
Наконец, описанную выше ценовую конструкцию венчает НДС в размере 1198 грн / 1 тыс. куб. м, которые попадают в бюджет, за вычетом так называемого налогового кредита.
Возникает вполне закономерный вопрос, почему не предпринимаются попытки сократить «маржу», которую «накручивает» НАК «Нафтогаз»?!
Правда, на сей счет в парламенте, напомним, депутатами Каплиным и Сугоняко зарегистрирован законопроект № 3104 «Об установлении справедливой и экономически обоснованной цены поставки природного газа собственной добычи для нужд населения». Этим документом, в частности, предлагается для газа отечественной добычи, направляемого населению и в ЖКХ, отменить указанную «маржу», составляющую, как видим, более половины всей суммы тарифа, если на нее «навесить» НДС. Но вероятность того, что этот документ будет хотя бы вынесен на рассмотрение зала, пока оцениваются крайне мало.
Кроме того, окончательно провалилась затея правительства Яценюка с установлением льготного потребления газа сначала на уровне 300 куб м в месяц с октября по март, а затем в размере 1200 кубов за эти же месяцы, то есть за отопительный сезон. Напомним, что на льготный объем газа установлена цена в размере 3600 гривен за 1000 кубов.
Эксперты, в частности, бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко, уже давно предупреждали, что льготный объем должен быть установлен в размере 350-450 кубов в месяц. Это реальный лимит, который позволяет гражданам в средних отечественных климатических условиях согреться самим и обеспечить температуру, необходимую для сохранения жилища.
Сейчас, когда окончательно стало понятно, что 300 кубов в месяц или 1200 кубов за отопительный сезон – это афера, опять поднялся вопрос об увеличении льготного объема хотя бы до 350 куб м в месяц. Только это поможет снизить расходы на газ, по некоторым оценкам, в 1,5 раза. Но проблема опять тонет в «терках» депутатов и чиновников…
А зима уже пришла!
Источник: МИР