Грызлов в Киеве: Путин продолжает навязывать свою игру
Внезапный приезд 11 января 2016 года в Киев бывшего спикера российской Государственной Думы Бориса Грызлова в качестве представителя России в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе вызвал множество комментариев
Внезапный приезд 11 января 2016 года в Киев бывшего спикера российской Государственной Думы Бориса Грызлова в качестве представителя России в Трехсторонней контактной группе по урегулированию ситуации на Донбассе вызвал множество комментариев, но так и остался покрытым туманом таинственности. Сложилось впечатление, что этот молниеносный визит оказался для высшего руководства Украины совершенно неожиданным. Если же сопоставить этот приезд с предыдущими заявлениями Путина, то становится очевидным, что визит этот свидетельствует об очередном этапе игры, которую Кремль навязывает Украине, а возможно и Германии с Францией, являющихся сторонами так называемой нормандской четверки.
Некоторые официальные и полуофициальные заявления по поводу приезда Грызлова все же прозвучали.
Директор департамента информационной политики и коммуникаций Министерства иностранных дел Украины Алексей Макеев в эфире «5 канала» заявил, что Грызлов приехал в Украину «как часть трехстороннего формата, который является важным механизмом для урегулирования ситуации на Донбассе». Очевидно, таким образом Макеев пытался путем дипломатических экивоков успокоить общественность, заподозрившую, что внезапный приезд московского гостя имел некое двойное дно.
Продолжая в том же духе, Макеев выразил надежду, что участие такого высокопоставленного представителя РФ в Трехсторонний контактной группе будет означать, что российская сторона прекратит саботировать выполнение Минских договоренностей и начнет их выполнять.
По словам Макеева, именно Министерство иностранных дел Украины просило Госавиаслужбу впустить самолет с Грызловым в Украину. Напомним, что воздушное сообщение между Украиной и Россией прервано в связи с московской агрессией на Донбассе и аннексией Крыма.
В то же время, украинский дипломат выразил сожаление, что российская сторона «подписывает договоренности, зная, что она их не будет выполнять и, к сожалению, реальных инструментов заставить российскую сторону выполнять их не так много: это санкции, изоляция и постоянное принуждение к дальнейшим переговорам».
В свою очередь, Дарья Олифер, пресс-секретарь официального представителя Украины в Трехсторонней контактной группе и бывшего президента Леонида Кучмы, сообщила, что Кучма провел с Грызловым переговоры, в ходе которых обсудил подготовку к ближайшему, первому в этом году, заседанию группы. По словам Олифер, перед разговором с российским представителем Кучма провел встречу с представителем ОБСЕ в Трехсторонней группе Мартином Сайдиком, где также шла речь о повестке дня на ближайшем заседании Трехсторонней контактной группы.
Но настоящий смысл внезапного визита Грызлова становится более понятным, если вспомнить прозвучавшее накануне заявление Путина, в котором московский лидер с присущей ему «непосредственностью» ставит задачи перед Украиной в свете продолжения Минского процесса: «Сначала Конституционная реформа, политические процессы, а потом на основе этих процессов создание атмосферы доверия и завершение всех процессов, в том числе и закрытие границ». Тот факт, что передача границ под контроль Украины является важнейшим условием конституционной реформы по приданию Донбассу некоего особого статуса, а также Минских соглашений в целом, Путин, как и водится, забыл.
Изменения в Конституцию об «особом статусе» Донбасса должны быть приняты до 29 января, то есть до конца текущей сессии. Если этого не произойдет, то процесс внесения этих изменений придется запускать снова, то есть вносить поправки, принимать их в первом чтении, рассматривать в Конституционном суде, а затем принимать окончательно, и все это нужно сделать в рамках двух сессий, а потому все это растянется на год. Чтобы управиться на этой сессии, которая должна была окончиться 15 января, ее продлили до 29 января, но пленарная неделя намечена только с 26 по 29 января.
Если кратко, то суть поправок состоит в следующем. Переходные положения содержат 18-й пункт, который гласит, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом. Закон был принят в сентябре 2014-го года. Согласно ему, в этих районах зафиксирован особый статус русского языка, украинская власть поспособствует трансграничному сотрудничеству этих территорий с соседними регионами России, а также возьмет на себя их финансирование. При этом местные власти смогут создавать отряды «народной милиции», правда, согласно украинскому законодательству, а назначения в эти районы руководителей прокуратуры и судов должны проходить благословение органов местного самоуправления.
В принятии указанных поправок заинтересованы как Запад, так и Москва, но по разным причинам. Также хочется отметить, что Запад настаивает на этом в силу своего неполного понимания последствий, а Путин – наоборот, хорошо понимает, что указанные поправки подводят мощный заряд взрывчатки под хлипкое здание Украинского государства. Ведь так создается опасный прецедент, поскольку тех же «особых полномочий» могут потребовать и другие регионы, чего добивается Путин. Запад же рассуждает с точки зрения «абстрактной демократии»: дескать, децентрализация, самоуправление и прочая «демократия» – это есть хорошо. То, что Донбасс и демократия не совместимы в принципе, и попытки поиграться в донецких степях в демократию неминуемо ведет к разнузданной охлократии под руководством Москвы, на Западе не понимают. Запад интересует урегулирование проблемы Донбасса любой ценой, поскольку есть более важные проблемы – терроризм, мигранты, Исламское государство, угроза очередного экономического кризиса, удар которого Запад хотел бы смягчить, отменив экономические санкции против России. Но на фоне указанных проблем, украинская проблема на Западе отодвигается на все более дальний план.
В свою очередь, Путин тоже хочет поскорее «спустить на тормозах» проблему Донбасса, но на своих условиях, впихнув Донбасс обратно в Украину в качестве дестабилизирующего фактора, чтобы Киев финансировал «особый Донбасс», а Москва могла манипулировать ситуацией в регионе в своих целях. Но в отличие от Запада, для Москвы проблема Донбасса является одной из критичных, поскольку Донбасс дестабилизирует ситуацию в самой России, что на фоне вызванного санкциями экономического спада становится все боле опасным. Кроме того, Путин тоже хочет на равных с Европой и Америкой решать проблемы международного терроризма и мигрантов, но донбасский «косяк» и санкции мешают говорить на равных с Западом.
Но проблема в том, что необходимых 300 голосов для принятия поправок в окончательном втором чтении в парламенте нет. Более того, в обществе все более крепнет понимание того, что указанная реформа – это прямой путь к развалу страны. А в развале не заинтересованы даже те многочисленные граждане, которые не питают сантиментов к лицемерному этническому патриотизму, демонстрируемому «элитой». Реальный патриотизм подавляющего большинства в обществе прост и прагматичен: по прошествии почти двух лет конфликта на Донбассе, ни один адекватный гражданин не хочет, чтобы «Донбасс» распространился на остальную территорию.
Более того, для большинства граждан и высшего руководства Донбасс все более превращается даже не в «чемодан без ручки», а в чуждое инородное тело, от которого одни проблемы, а толку никакого нет. За почти два года Украина научилась жить без Донбасса, даже с учетом всех издержек и проблем. Кто и какие патриотические лозунги сейчас бы не произносил, но объективно подавляющему большинству граждан страны совершенно не нужен Донбасс, связанные с ним социально-политические риски и экономические проблемы. На восстановление Донбасса нужны миллиарды долларов, которых нет, и не будет. Затягивать пояса еще и ради этого наш обыватель не хочет, и здесь он совершенно прав. Логично было бы заставить восстанавливать Донбасс донецких олигархов, которые, во многом, и привели Донбасс к нынешнему хаосу, а теперь благополучно обретаются в Украине и эксплуатируют теперь ее. Но этого не будет, поскольку донецкие олигархи нашли общий язык с нынешней властью Порошенко-Яценюка, такой же олигархической по своей сути.
Наконец, ни один адекватный гражданин-налогоплательщик не согласится финансировать какого-нибудь Захарченко или Плотницкого с их бандами, а ведь именно эти или им подобные банды после принятия поправок и проведения мастных выборов в регионе станут официальной «властью Донбасса».
Поэтому в замораживании нынешнего положения на Донбассе, которое можно охарактеризовать «ни то, ни сё», заинтересована украинская власть и граждане. Но это категорически противоречит интересам внешних игроков – как Запада, так Москвы, причем для Москвы нынешняя ситуация является существенно более неприемлемой.
Для «прокачки» ситуации в Киев вскоре приезжает заместитель государственного секретаря Керри Роуз, а Меркель развила очень бурную деятельность. В свою очередь, из Москвы с той же целью приехал Грызлов. Цель у них одна принудить Украину принять поправки в Конституцию и поскорее перейти к проведению на Донбассе выборов.
При этом Путин, который, повторим, в отличие от Запада, хорошо понимает, к чему ведет предоставление Донбассу фактической автономии, фактически навязывает свою игру как Украине, так и Западу.
Источник: МИР