Менты против Зорро
Недавно во время очередной «10-минутки в телевизоре» премьер Яценюк всячески расхваливал правительство во главе с собой любимым за внедрение электронной системы государственных закупок ProZorro
Недавно во время очередной «10-минутки в телевизоре» премьер Яценюк всячески расхваливал правительство во главе с собой любимым за внедрение электронной системы государственных закупок ProZorro, каковая якобы должна раз и навсегда покончить с коррупцией при госзакупках. А в это время Порошенко подписал принятый Верховной Радой законопроект № 3461, согласно которому Национальной полиции предоставляются полномочия использовать при закупках так называемую переговорную процедуру, исключающую проведение тендера вообще, то есть в обход системы ProZorro. Естественно, только в случае крайней нужды и сугубо в интересах родины, которая, как известно, в опасности!..
Но едва ли не самым пикантным во всем этом «замесе» является тот факт, что автором законопроекта выступил Мустафа Найем, бывший журналист и пламенный борец с коррупцией, а ныне заместитель главы фракции Блока Порошенко, каковой «блок», как известно, погряз в коррупции по самые ноздри. Свою инициативу депутат Найем мотивировал необходимостью срочной закупки зимней формы для полиции. Очевидно, в стране некому больше озаботиться поставками теплых кальсон для новоявленных доблестных полицаев, кроме журналиста Мустафы! Тимур и его команда отдыхают! Правда, злые языки уже вовсю шепчут о том, что трогательная забота Найема о зимней форме для полиции продиктована отнюдь не альтруизмом и государственным подходом, а иными, более меркантильными мотивами. Но мы, конечно, злопыхателям не верим ни капли, а напротив, продолжаем решительно демократизироваться, не замечая лапшу, которую нам навешивают на уши разного рода записные «демократы».
Суть нормативного акта состоит в следующем.
Согласно Закону «Об осуществлении государственных закупок» все госзакупки должны проводиться исключительно на тендерной основе. Но известно, что тендерная процедура госзакупок ни капли не избавила от коррупции. По словам Яценюка, государство теряет ежегодно на коррупции до 20% средств, что составляет примерно 50 млрд гривен.
Чтобы победить коррупцию, повторим, внедряется, как отметил Яценюк, электронная система госзакупок ProZorro. Она сделает процедуру максимально прозрачной, и за каждым шагом каждого тендера заинтересованные лица смогут следить в режиме on line.
Название системы ProZorro, очевидно, происходит не только от украинского слова «прозоро», сиречь прозрачно, но также от героя приключенческих фильмов о Зорро, который был этаким латиноамериканским аналогом благородного разбойника Робина Гуда.
Но не все госзакупки и не всегда проводятся путем тендера. Пункт 3 части 2 статьи 39 Закона «Об осуществлении государственных закупок» содержит перечень государственных органов, которые имеют полномочия проводить закупки по так называемой переговорной процедуре без тендера в случае возникновения особых экономических и социальных причин, которые делают невозможными выполнение заказчиками сроков проведения конкурсных торгов, а именно связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, а также в связи с особым периодом. К числу таких органов относятся Министерство обороны и его разведывательный орган, Министерство внутренних дел, Служба безопасности, Национальная гвардия, Государственная пограничная служба, Служба внешней разведки, Государственная служба специальной связи и защиты информации, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям и другие военные формирования и части.
Законопроектом № 3461 к указанному перечню добавляется еще и Национальная полиция. Она также получает право в случае крайней необходимости проводить закупки по договорной схеме без тендера с использованием открытой процедуры закупок, которая занимает обычно 65-75 дней.
В пояснительной записке к законопроекту отмечено: «В условиях необходимости срочного решения вопросов ресурсного оснащения, привлеченного к участию в АТО личного состава проведение процедуры закупки в срок более двух месяцев существенно снижает возможности для полноценного выполнения возложенных на Национальную полицию задач».
Здесь-то и возникают вопросы.
С одной стороны, интересы обороны и безопасности часто требуют срочного приобретения необходимых товаров и услуг, поскольку не всегда есть возможность ждать, пока пройдет длительные тендерные процедуры.
Но с другой стороны, настораживают следующие формулировки. В пояснительной записке, поданной автором законопроекта Найемом вместе с текстом норматива, как видим, говорится о «срочном решении вопросов ресурсного оснащения привлеченного к участию в АТО личного состава». Но ведь полиция не предназначена для участия в АТО, по крайней мере, те «гламурно-патрульные» мальчики и девочки, которых чуть ли не ежедневно демонстрируют по телевидению как некую новую генерацию, пришедшую на смену старой насквозь коррумпированной и прогнившей «ментовке», к участию в АТО явно не приспособлены.
В состав полиции, согласно профильному закону, входят: 1) криминальная полиция (включает все службы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью), 2) патрульная полиция (объединившая ППС и ГАИ), 3) органы досудебного расследования; 4) полиция охраны (бывшая ГСО), 5) специальная полиция и 6) полиция особого назначения (в одну из которых, по-видимому, войдет спецподразделение КОРД). В системе полиции могут также создаваться научно-исследовательские учреждения и учреждения обеспечения.
Очевидно, что все это, с некоторыми исключениями, не годится для АТО, ибо сколько бы не говорили АТО, но на самом деле, это самая настоящая война.
Но если некоторые из указанных выше подразделений полиции в АТО, то бишь в войне, использовать все же можно, то замечание автора законопроекта Мустафы Найема вызывает гомерический хохот. Повторим, что при рассмотрении законопроекта он уточнил, что принятие документа необходимо для закупки зимней формы.
Во-первых, зима уже давно в разгаре, а закон только на днях подписал Порошенко. Во-вторых, сроки прихода зимы известны из календаря, и вообще, зима бывает каждый год, а потому закупку, условно говоря, теплых носков и кальсон можно было провести давно путем стандартных тендерных процедур с использованием чудодейственной электронной системы госзакупок ProZorro, которая, если верить Яценюку, самым магическим образом избавит нас от коррупции. Наконец, в-третьих, шоу под названием «формирование новой доблестной полиции» нам показывают уже почти год, и за это время опять-таки можно было провести закупку зимней одежды с использованием стандартных тендерных процедур. Таким образом, необходимость «срочного ресурсного обеспечения» в данном случае обусловлена банальным разгильдяйством и халатностью, из-за которых вовремя не закупили нужное обмундирование. Или это было сделано специально в коррупционных целях, чтобы теперь в режиме «чрезвычайки» провести закупки без тендера, «поимев» на этом полагающийся в таких случаях «откат»?
К тому же, слухи о доблести новоявленной полиции пока являются слишком преувеличенными. Гламурные полицейские патрули, личный состав которых имеет подготовку в размере аж 3-месячных курсов, часто выполняют посреднические функции, приезжая по вызову и охраняя место происшествия в ожидании опергруппы. Да-да, опергруппы состоящей из сотрудников старой прогнившей милиции, которые, тем не менее, хотя бы протокол умеет составить, пусть даже и с грамматическими ошибками. Все более вскрывается тот факт, что в связи с нынешним «реформационным бардаком» в «милиции-полиции» резко возросла преступность даже в столице, но статистику намеренно скрывают, чтобы не замарать светлый пиар-образ «реформ». Точно так же утаиваются данные о том, сколько новые полицейские разбили автомашин и утеряли табельного оружия.
Почему полиции прощается то, что даже старой милиции не прощалось? Почему вокруг новоявленной полиции идет столько весьма подозрительных маневров, что не спасают ни система ProZorro, ни просто Зорро с Робин Гудом? Выходит, сколько ни реформируй милицию в полицию, а все равно на выходе получаем «ментовку»!
И все же, почему автором законопроекта стал депутат Найем, имеющий к полиции и обеспечению оной теплыми носками примерно такое же отношение, как морские свинки – к морю и свинкам? Почему инициатором не выступили Министерство внутренних дел и Кабинет министров, которым по должности положено?
Как говорят в Одессе, хотелось бы узнать из хотя бы даже интересу!
Источник: МИР