Мыльные пузыри Яценюка
Отчет о работе Кабмина Яценюка в 2015 году состоит из определенного количества «мыльных пузырей»
Отчет о работе Кабмина Яценюка в 2015 году состоит из определенного количества «мыльных пузырей», выдаваемых за успехи, а также убойной дозы фирменного Яценюкового тщеславия и самолюбования, которые не оставляют этого не в меру ретивого «яппика» даже тогда, когда вся страна его уже люто ненавидит, а ситуация в обществе подходит к точке кипения. А вообще, трудно понять смысл затеи с отчетом правительства Яценюка, чего так добивались многие депутаты из фактически несуществующей коалиции… Даже беглое ознакомление с текстом отчета Кабмина приводит к выводу, что он состоит из перечня довольно сомнительных достижений, но практически ничего не говорит о вопиющих социально-экономических проблемах, а в качестве оправдания за «некоторые неувязочки» использует заезженную мантру о том, что во всем плохом виновны исключительно Путин, война и Москва. Напротив, все хорошее, несомненно, является заслугой правительства и лично Яценюка. Собственно, ничего иного от Яценюка и компании ожидать и не следовало…
По словам спикера парламента Гройсмана, парламент заслушает отчет правительства в промежутке между 16 и 19 февраля.
Хотя отчет Кабмина начинается бодрым рапортом об укреплении обороноспособности страны, начать лучше с экономики, ибо очевидно, что без нормальной экономики нельзя серьезно говорить об обороне.
Едва ли не самым главным достижением называются изменения в налоговом законодательстве, которые, в частности, привели к уменьшению количества налогов и сборов с 22-х до 11-ти. О том, что подобное сокращение очень часто было достигнуто путем простого слияния нескольких налогов в один, в отчете ничего не говорится. Равно как ничего не говорится и о то, что в течение года налоговое законодательство меняли несколько раз, что отрицательно сказалось на работе бизнеса.
В актив можно было бы отнести изменения в Налоговый кодекс, которые существенно уменьшают единый социальный взнос с 41% до 22%, хотя при этом с 15% до 18% увеличена ставка подоходного налога. Но в отношении этих и других изменений, внесенных в налоговое законодательство под новый год, еще не высказал свое мнение МВФ, и есть подозрение, что нынешняя задержка с выделение очередного транша вызвано недовольством фонда по отношению к изменениям в налоговом кодексе и к бюджету, принятому с учетом этих изменений.
Но самое главное, в отчете слишком вяло говорится об огромном макроэкономическом провале 2015 года. Как бы невзначай сказано о падении ВВП на 10,4%. Следует сказать, что эта цифра вызывает серьезные сомнения. По официальным данным за 10 месяцев 2015 года, имел место резкий обвал как экспорта, так и импорта. Экспорт сократился на 31,8% до 31,34 млрд долларов, а импорт – на 32,2% до 30,96 млрд долларов.
При этом, резко упали объемы производства в горно-металлургическом комплексе, являющемся важнейшей экспортной отраслью, поскольку до недавнего времени экспорт металла давал 26% валютной выручки, а продукция минерального происхождения, прежде всего, железорудное сырье – 8,5%. В 2015 году, по сравнению с 2014 годом, производство железной руды сократилось на 5,1% до 175 млн тонн, а производство стали упало на 11,5% до 33,1 млн тонн. По информации отраслевого объединения «Металлургпром», выпуск общего проката уменьшился на 16%, до 20 млн тонн, а трубной продукции — на 40% до 850 тыс. тонн.
Очевидно, что такое падение в горно-металлургическом комплексе имеет как внутренние, так и внешние причины. Внутреннее потребление металла сократилось из-за сокращения строительства, объемы которого в 2015 году упали почти на 15%, а также в машиностроении и перерабатывающей промышленности, причем общее падение промышленного производства в прошлом году составило 13,4%.
Но о таких «достижениях» Кабмин в своем отчете предпочел не распространяться. Упоминание о падении ВВП на 10,4% якобы исключительно по причине войны выглядит оправданием школьного двоечника. Кроме войны и Путина, важнейшими причинами был и остается олигархический строй, ориентированный на экспорт сырья и полуфабрикатов, мировые цены на которые резко упали, потянув за собой на дно экономику и социалку. Правительство ничего не сделало в направлении модернизации экономики. Наоборот, вместо того, чтобы укреплять государственный сектор и через него задавать тон всей экономике страны, правительство планирует полную и окончательную распродажу остатков, хотя уже очевидно, что так называемые частные собственники привели страну и экономику к нынешнему развалу и войне.
В отчете не акцентируется внимание на галопирующей инфляции, которая в 2015 году превысила 48%, о двукратном падении гривны в декабре 2015 года по отношению к декабрю 2014 года, о катастрофическом обесценивании доходов и сбережений граждан. И хотя здесь велика вина Нацбанка, но и правительство также несет за это огромную долю ответственности.
* * *
Раздражает радостная тональность отчета Кабмина в вопросе привлечения зарубежных кредитов. Складывается впечатление, что эти деньги нам подарили, хотя их придется отдавать с процентами. Но даже в вопросе «набрать долгов побольше» правительство тоже сделало далеко не все возможное, что, наверное, и к лучшему.
Например, Кабмин записывает себе в актив то, что в 2015 году удалось договориться о расширении финансирования с МВФ на 17,5 млрд долларов. Но это пока является протоколом о намерениях, и эту сумму можно и не выбрать. Доказательством тому служит тот факт, что очередной транш в размере «всего» 1,7 млрд долларов не удается выпросить у МВФ уже полгода.
Радость Кабмина по поводу увеличение резервов Нацбанка на 6,7 млрд долларов на счет кредитов МВФ вызывает умиление. Ведь эти «резервы» придется отдавать с процентами. Зато правительство ничего не говорит о том, чтобы олигархи вернули выведенные из страны миллиардные капиталы, что позволило бы вообще отказаться от внешних займов.
Широко разрекламированная реструктуризация госдолга является, по сути, отсрочкой, да еще с компенсацией потерь держателей долговых обязательств в будущем за счет возможного прироста ВВП. Не говоря уже о том, что проблему московского кредита решить так и не удалось.
Согласно отчету правительства, Украина также привлекла 1,3 млрд долларов на развитие финансового сектора от ЕБРР и Японии, на улучшение инвестиционного климата взяли кредит у США на 1 млрд долларов, 850 млн евро получили от ЕС на улучшение платежного баланса страны, Польша предоставила 100 млн евро на модернизацию украинско-польской границы, а правительство Швеции пообещало нам 175 млн евро на реформы и интеграцию с ЕС. На восстановление Донбасса 500 млн евро дало правительство Германии, а 200 млн евро – Европейский инвестиционный банк.
Указанные формулировки наводят на подозрения о том, что деньги эти разворовываются. Кто-нибудь выдел «улучшение инвестиционного климата» или «восстановление Донбасса»? А что значит в данном случае «развитие финансового сектора» – это «распил бабла» чиновниками Нацбанка и коммерческими банкирами с выводом средств за границу? А что такое «деньги на реформы и интеграцию с ЕС»? А ведь все это – кредиты, которые придется возвращать с процентами за счет граждан-налогоплательщиков!
* * *
Казалось бы, в энергетике и вовсе хвастать нечем, но правительство такую возможность находит, что говорит о недюжинном таланте составителей отчета.
Например, в нем идет речь об «оптимизации госзатрат на угольную отрасль», благодаря которой в прошлом году удалось сэкономить почти 200 млн гривен. Главный упор делается на достижении энергетической независимости страны, которая выражается в том, что импорт угля из России сократился на 69%, а из Южной Африки увеличился на 139%. Кроме того, закупки газа в России неуклонно сокращаются, а из Евросоюза по реверсу, наоборот, увеличиваются и доведены до 10 млрд кубов.
Но при ближайшем рассмотрении подобная угольная оптимизация напоминает незатейливый армейский анекдот: вопрос с баней решен – бани не будет! Кроме чисто политических моментов, закупка угля в Южной Африке ничем не лучше покупки в России или в Австралии. Необходимо максимально использовать уголь отечественной добычи, чтобы развивать свою промышленность, а не южноафриканскую, чтобы создавать рабочие места в Украине, а не в Австралии. Здесь в очередной раз приходится слышать жалобы на Путина, который устроил на Донбассе войну, а потому уголь из расположенных там шахт использовать невозможно, да и сами шахты на подконтрольных сепаратистам территориях практически не работают, а многие уже полностью разграблены и выведены из строя.
Но эксперты обращают внимание на тот факт, что правительство намерено закрыть 27 государственных шахт из 35 имеющихся в наличии, находящихся на подконтрольной Украине территории. Словом, возникает вопрос, кто в этом смысле хуже – правительство или сепаратисты!
Что же касается реверсного газа из Европы, то реверс организовала, если кто-то забыл, еще предыдущая власть Януковича. Нынешнее правительство лишь использует это, а потому ему не следует все медали вешать себе на грудь
* * *
Отчет правительства в части его успехов в сфере укрепления обороны страны изобилует цифрами, долженствующими засвидетельствовать грандиозность свершений и израсходованных денежных средств. По данным Кабмина, на военные нужды в 2015 году выделили 95,6 млрд гривен, что в полтора раза больше, чем в 2014 году. На эти деньги закупили более 4700 единиц техники и почти полмиллиона боеприпасов. Испытали 18 новинок, а более 34 тысяч единиц техники отремонтировали. По мнению правительства, наша армия приблизилась к стандартам НАТО. За год правительство закупило почти 100 тысяч бронежилетов и шлемов, 336 тысяч комплектов летних костюмов, 310 тысяч пар ботинок и 216 тысяч курток. Также военные отчитались по обустройству российско-украинской границы — в Черниговской и Харьковской областях построили 230 км противотанковых рвов и 72 км металлического забора.
Построение на российской границе «забора» из сетки-рабицы умиляет особо сильно! От вторжения с вражеской территории крупного рогатого скота этот «металлический забор», возможно, и предохранит, но едва ли сия «фортификация» убережет от танков.
Не говоря уже о том, что указанные размеры возведенных «преград» явно не впечатляют, поскольку протяженность границы с Россией исчисляется в тысячах километров. Шумуц было много, кричали о создании на востоке страны новой версии «Восточного вала», а на выходе имеем совершенно никчемные десятки километров. Наверное, и здесь больше украли, чем сделали…
Что же касается оборонной промышленности и поставок вооружений, то в СМИ регулярно разгораются коррупционные скандалы на эту тему. Кроме того, львиную долю снабжения армии по-прежнему осуществляют волонтеры и благотворители.
Обращает на себя внимание сообщение правительства о том, что статус участника боевых действий получили 156 тысяч человек, а жильем обеспечили 48 участников АТО, которые остались без ног. Последнее звучит особо цинично: выходит, чтобы получить крышу над головой, защитник отечества должен лишиться ног?!
* * *
Сильно удивляет отчет правительства о его «достижениях» в социальной сфере. В качестве достижений Кабмин называет отмену спецпенсий чиновникам, введение накопительной системы пенсионного страхования и упрощения порядка оформления жилищных субсидий, в результате чего в 2015 году субсидии назначены более чем пяти с половиной миллионам семей, что в 5 раз больше, чем в 2014 году. Систему тотального субсидирования можно было бы считать достижением, но следует учитывать, что эти средства идут коммунальным монополистам, контролируемым олигархами, а сами субсидии часто бывают смехотворно малыми.
А главное, в отчете ничего не говорится об огромной инфляции и катастрофическом падении уровня жизни, об обесценивании доходов и сбережений граждан, о катастрофическом росте тарифов по вине правительства и так далее.
* * *
Зато много говорится о такой на сегодня маловажной затее как безвизовый режим с Европой. Правительство пытается подать это как свершившийся факт, хотя шансы получения безвизового режима пока что остаются достаточно проблематичными. В отчете правительства детально описан ход выполнения Украиной плана действий относительно визовой либерализации и обеспечения технических возможностей введения безвизового режима. Вспоминается о том, что Еврокомиссия выразила готовность представить в начале 2016 года предложение о внесении Украины в перечень стран, гражданам которых не нужны визы для поездок в страны Шенгенской зоны.
Даже если это и произойдет, то следует помнить, что речь идет, по сути, о визах для туристических и подобных поездок без права официального трудоустройства. Если же учесть, что масштабный экономический кризис привел к обнищанию граждан, и очень немногие теперь могут себе позволить кататься по Европе, то очевидна сомнительность такого «достижения».
* * *
Таков далеко не полный обзор отчета правительства, но он дает понять, что второстепенные успехи в нем раздуваются, а провалы в действительно очень серьезных вопросах замалчиваются.
Источник: МИР