Станет ли 2016-й годом Окончательного Дерибана?
В Украине сделан еще один шаг к окончательному дерибану остатков государственной собственности
В Украине сделан еще один шаг к окончательному дерибану остатков государственной собственности. 28 января 2016 года Верховная Рада приняла в первом чтении закон, который, по словам (недо)отставленного министра экономического развития Айвараса Абромавичуса открывает Украине путь к конкурентной и прозрачной приватизации больших госпредприятий. Если отбросить обычную в таких случаях патетику, речь идет о распродаже остатков бывшей общенародной собственности, созданной трудом миллионов в советское время, ибо во времена незалежности ничего путного создано не было и, похоже, не будет. Маниакальное упорство, с которым нынешнее «демократическое» правительство стремится, распродать эти остатки, наводит на обоснованные подозрения. Ведь очевидно, что распродажа крупных промышленных активов в стране, в которой бушует жесточайший кризис и идет война, является, мягко говоря, аферой, а если говорить без обиняков, то преступлением!
Приватизация, как известно, должна преследовать две цели. Во-первых, это привлечение денег в бюджет, для чего следует продать тот или иной объект по максимально высокой цене. Во-вторых, это передача предприятия в руки так называемого эффективного частного собственника, который наладит его работу, привлечет средства в развитие производства, создаст новые рабочие места, обеспечит наемных работников зарплатой, а бюджет и социальный фонды – налоговыми отчислениями. Иногда преследуются обе цели одновременно, либо вторая цель. По крайней мере, эти цели декларируются. Ведь в нынешней отечественной реальности они невыполнимы ни все вместе, ни каждая в отдельности.
Очевидно, что в условиях кризиса и войны взять за объект максимальную цену невозможно, равно как невозможно привлечь серьезных зарубежных инвесторов, о чем без конца говорят чиновники. Реальными покупателями наиболее лакомых кусков станут отечественные олигархи через оффшорные прокладки. Олигархи скупили имеющиеся у них сейчас активы за бесценок и менять свои привычки они не будут. В Украине вообще нет традиции приватизации за большие деньги. В истории Украины есть лишь один единственный пример приватизации за большие деньги – повторная продажа Криворожстали в 2005 году за 5 млрд долларов, но и эта эпопея дала весьма сомнительные результаты, поскольку до сих пор неизвестно, куда делись деньги, которые были, в лучшем случае, проедены на социальные нужды. Во всяком случае, ничего не известно о вложении вырученных от приватизации Криворожстали средств в какие-либо серьезные проекты.
Поэтому, когда сейчас чиновники опять произносят патетические обещания о том, что вырученные от приватизации средства ни в коем случае не будут «проедены», использованы на латание дыр в бюджете и на возврат долгов, а наоборот, будут использованы на развитие реального сектора экономики, вспоминается только сакраментальное: «Не верю!»
Что же касается «эффективных частных собственников», каковые модернизируют приватизированные предприятия, создадут рабочие места, будут платить высокую зарплату работникам и налоги в казну, то это даже не смешно. Отечественная история не имеет примеров эффективной приватизации в принципе. Что же касается нынешней попытки приватизации, то она еще не началась, но уже слышны голоса, справедливо вопрошающие: что делать со многими тысячами работников этих предприятий, которые неизбежно потеряют работу после предполагаемой приватизации? Причем этой проблемой почему-то должно озаботиться государство, а не предполагаемые новые хозяева.
В целом же, ситуация со многими привлекательными государственными предприятиями является патовой. С одной стороны, их продажа в настоящее время, даже если она и произойдет, будет осуществлена за копейки и с минимальными инвестиционными обязательствами, которые, скорее всего, выполнены не будут. С другой стороны, даже будучи формально в государственной собственности, многие привлекательные предприятия реально контролируются теми или иными олигархическими кланами, которые и «доят» эти предприятия, а государство от этих предприятий не имеет ничего или почти ничего.
Напомним, что до сих пор прожекты по масштабной приватизации остатков проваливались. Например, в 2015 году от масштабной приватизации планировалось выручить около 17 млрд гривен. Но по данным Фонда госимущества, удалось наторговать всего 151,5 млн гривен.
В нынешнем году ситуация повторяется – планируется выручить от приватизации 17,1 млрд гривен. Правда, некоторые чиновники, включая упомянутого Абромавичуса, говорили о выручке от приватизации в 2016 году в сумме трех миллиардов долларов, что составляет более 73 млрд гривен по нынешнему курсу. Впрочем, не верится ни в тот, ни в другой сценарий.
* * *
Согласно документу, отменяется введенное ранее требование обязательной продажи перед приватизацией миноритарного пакета акций предприятия в размере от 5 до 10% его уставного фонда. Именно на эту норму жаловались в Фонде госимущества, поскольку она якобы мешала выставить крупные предприятия на продажу в 2015 году. По мнению Фонда госимущества, инвесторы заинтересованы в контрольном пакете и не заинтересованы в том, чтобы купить эти 5—10%, а потом, чтобы на конкурсе кто-то другой выкупил контрольный пакет.
Кроме того, согласно законопроекту, Кабинет министров получил право привлекать к приватизации на конкурсной основе советников и оплачивать их услуги, например, из фондов международных организаций, а не только из госбюджета. По мнению Министерства экономического развития, привлечение советников позволит подготовить объект с учетом современной практики и презентовать его широкому кругу потенциальных покупателей. Более того, в Минэкономразвития уверены, что если в процессе приватизации будут участвовать советники с хорошей репутацией, это повысит доверие иностранных инвесторов.
Также, согласно законопроекту, к приватизации запрещается допускать представителей государства-агрессора или государства, против которого введены санкции. По сути, этот пункт запрещает покупать наши предприятия России, что в современных условиях является вопросом национальной безопасности.
Перечень предприятий, которые государство планирует приватизировать, Кабмин утвердил еще в прошлом году. В него вошли такие крупные предприятия, как «Одесский припортовый завод», энергогенерирующее предприятие «Центрэнерго», предприятие «Сумыхимпром», госконцерн «Укрторф», некоторые облэнерго, шахты и порты. Всего планируется продать 345 государственных предприятий.
* * *
В свою очередь, по поручению премьер-министра Яценюка, Фонд госимущества разработал проект постановления «О внесении изменений в приложения 1 и 2 к постановлению Кабмина от 12 мая 2015 №271».
Согласно проекту постановления, Фонд предлагает внести в перечень 20 объектов, которые находятся в управлении Фонда и в отношении которых на сегодня устранены или устраняются причины, препятствовавшие выставлению их на продажу.
В частности, в список внесены ООО «Запорожский титано-магниевый комбинат» и ОАО «Турбоатом».
Также предлагается приватизировать крупнейшего производителя ликероводочной и спиртовой продукции в Украине «Укрспирт», научно-производственное предприятие «Большевик», авиакомпанию «Одесские авиалинии».
Напомним, что «Турбоатом» является единственным в Украине и одним из крупнейших в мире производителей турбинного оборудования для гидро-, тепловых и атомных электростанций. Государству сейчас принадлежит 75,22% акций компании, а большим миноритарным владельцем (15,34%) является кипрская Linfot Limited, связанная со скандальным предпринимателем Константином Григоришиным.
В свою очередь, Запорожский титано-магниевый комбинат является единственным в Украине и Европе производителем металлического губчатого титана. Государство владеет контрольным пакетом предприятия, а структуры Group DF Фирташа 49% акций. Директором ЗТМК с 2010 года является Владимир Сивак, который в течение нескольких лет до назначения занимал должность коммерческого директора ОАО «Крымский содовый завод», подконтрольного структурам Дмитрия Фирташа.
Таким образом, коррумпированное государство, выражающее интересы олигархов, не имеет желания и политической воли для того, чтобы навести порядок на подконтрольных ему предприятиях и получать на них доход в интересах всего общества. Вместо этого, чиновники спешат окончательно отдать предприятия в руки олигархов, получив от этого копейки, результатом чего станет дальнейшая деградация экономики страны.
Источник: МИР