Европейскому выбору альтернативы нет
Сегодня, 27-го июня 2014 года, Евросоюз подписал с Грузией, Молдовой и Украиной соглашения об Ассоциации и углубленной Зоне свободной торговли
Сегодня, 27-го июня 2014 года, Евросоюз подписал с Грузией, Молдовой и Украиной соглашения об Ассоциации (Association Agreement) и углубленной Зоне свободной торговли (Deep and Comprehensive Free Trade Area). Без сомнения, это стало важным шагом на пути интеграции этих стран с ЕС, основанной на приверженности ценностям демократии и верховенству права, уважении прав человека и принципов рыночной экономики (незыблемость частной собственности, поощрение предпринимательства и конкуренции).
Грузия, Молдова и Украина политически зафиксировали свой европейский выбор, свои намерения внедрить европейские принципы регулирования общественной жизни (избирательная система, суды, прокуратура, полиция, система образования и здравоохранения), обеспечить гармонизацию правил регулирования торгово-экономической деятельности и создать все необходимые условия для свободного движения товаров, услуг и инвестиций между своими странами и странами Евросоюза.
Вступая в Ассоциацию с Евросоюзом правительства Грузии, Молдовы и Украины демонстрируют волю избравших их народов на осуществление амбициозного плана структурных реформ, которые жизненно необходимы для устойчивого функционирования демократических институтов, привлечения инвестиций, экономического роста и, в конечном итоге, реального повышения благосостояния граждан в короткие сроки. При этом ЕС берет на себя обязательства по организационно-технической и финансовой поддержке этих реформ.
Важно отметить - подписанные соглашения предусматривают поэтапный процесс снятия ныне существующих ограничений в торговле, что позволит обеспечить плавность появления на рынке этих стран более качественных и конкурентных товаров из ЕС. А по ряду чувствительных товарных позиций предусмотрено даже опережающее снятие ограничений для товаров из этих стран, поступающих на рынок Евросоюза. Предусматривается также обеспечение свободы перемещения граждан между странами путем установления безвизового режима.
Стремление народов этих постсоветских стран жить по-европейски нельзя не приветствовать, так же, как нельзя не приветствовать стремление любого человека построить счастливую жизнь, основанную на честном труде, безопасности, комфорте, уважении человеческого достоинства, свободы, возможности самореализации в общественной и профессиональной деятельности.
Европейский интеграционный вектор был доминирующим в начале 2000-х годов и в политике нашей страны. Нами вместе с Евросоюзом были выработаны амбициозные планы по формированию единых пространств в области экономики и торговли, культурной, образовательной и гуманитарной сферах, в вопросах безопасности и защиты прав человека. В 2003-м году Россия и Евросоюз объявили себя стратегическими партнерами и приступили к созданию условий для формирования зоны свободной торговли и введению безвизового режима.
Однако этим планам не суждено было сбыться, так как российское политическое руководство начало в своей практической деятельности - как во внешних отношениях, так и во внутренней политике - стремительно отходить от европейской ценностной основы. Полный отказ от демократических норм и стандартов во внутренней жизни и агрессивность по отношению к соседям сформировали ныне ситуацию принципиальной невозможности интеграционного проекта с Евросоюзом.
Осознавая, что внедрение в практическую жизнь европейских ценностей и принципов приведет к разрушению монополии на власть, Путин и его «команда» всячески препятствуют распространению европейской идеи как в России, так и в постсоветских странах.
В надежде удержать свою власть в России и свое влияние на постсоветские страны российское руководство продолжает упорствовать в своих заблуждениях: граждане наших стран, мол, привыкли жить по советским правилам, у них отсутствует желание и способность определять свою судьбу самостоятельно, и хотят они только водки, колбасы и зрелищ.
Очевидно, что основной причиной агрессивности российского руководства по отношению к Грузии, Молдове и Украине является иррациональное желание наказать эти страны именно за их европейский выбор, ориентацию на общепринятые европейские ценности.
Путин считает постсоветское пространство зоной своего влияния и экономических интересов своей «команды», и в этой связи он отказывает народам этих стран в праве самостоятельно решать вопросы стратегии развития и интеграции. Для этого российская власть активно использует все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы. Речь, прежде всего, идет об использовании своего монопольного положения в поставках газа, мощных информационно-пропагандистских ресурсов, торговых санкций и даже военной силы в поддержке сепаратизма на территории этих стран.
Путин прямо говорит о недружественном характере проекта ЕС «Восточное партнерство» (сегодняшнее подписание соглашений - итог реализации проекта), который, по его мнению, имеет своим основным замыслом вывод из-под российского влияния этих стран. Но процесс этот не остановить. Россия при действующем режиме не подает своим ближайшим соседям никакого заразительного примера для подражания, а, наоборот, отталкивает от себя. Идеи возрождения империи, «русского мира», «собирания русских земель» не могут не отпугивать не только Грузию, Молдову и Украину, но и успешно играющего на постимперских комплексах России Лукашенко (за «геополитический танец» Россия платит Лукашенко миллиарды долларов в год) и других стран СНГ. В связи с этим представляется невозможной реализация предложений ряда экспертов (авторов Доклада «Тупик борьбы интеграций в Европе», подготовленного по заказу Комитета гражданских инициатив Кудрина) «по выстраиванию взаимосвязанного и совместимого пакета договоренностей в «треугольнике» ЕС - страны «Восточного партнерства» - Евразийский экономический союз с перспективой выхода на глубокие и всеобъемлющие соглашения интеграционного характера, охватывающие все заинтересованные стороны «интеграционного моста» от Лиссабона до Владивостока». Согласен с этим предложением как с политической задачей, а не планом действий для нынешней власти, чья политика абсолютно с ней не совместима.
Грузия, Молдова и Украина свой выбор сделали. Да, для его успешной реализации нужно пройти трудный путь, и начало этому пути сегодня положено.
Я убежден и в том, что альтернативы интеграции России с Евросоюзом не существует: это в полной мере соответствует долгосрочным интересам российского народа и государства. Россия - европейская страна, значимая часть европейской цивилизации. Уверен, что не за горами тот день, когда это сделает и наша страна. Буду приближать этот день.