Забытые герои Украины
Перечисляя выдающихся людей страны, украинцы редко вспоминают о современниках. И это тревожно
Обнаружил я давеча в интернете любопытный опрос Рейтинга: кого граждане Украины считают самыми выдающимися соотечественниками за все времена? Опрошенным предлагалось самим, без подсказки, вспомнить хотя бы три таких имени. Интересно это потому, что результаты позволяют судить о состоянии исторической памяти общества.
Во-первых, 16 % вообще не смогли назвать ни одного имени. На мой взгляд, пугающе высокая цифра.
Во-вторых, есть очевидные курьезы, вроде упоминания литературного персонажа Тараса Бульбы или Михаила Горбачева, которого едва ли можно назвать украинцем, хотя он, как руководитель бывшего СССР, безусловно, сыграл важную роль в судьбе страны.
В-третьих, в первой сотне выдающихся украинцев только 13 имеют рейтинг выше величины допустимой погрешности (2,2 %). Из них 10 — хрестоматийные персонажи далекого прошлого: от Ярослава Мудрого до Тараса Шевченко. В верхней части списка только три человека, жизнь и деятельность которых пришлась на последние 80 лет — Степан Бандера, Вячеслав Чорновил и Виталий Кличко.
Остальные современники в ходе опроса получили мизерный рейтинг. И это тревожно. Выходит, что в сознании большинства людей история страны почти за целый век практически безлюдна. А история без действующих лиц, как мне кажется, не история, а сплошное беспамятство.
Вот, скажем, Леонид Брежнев, фигура из советской эпохи крайне одиозная для многих: символ глухого безвременья 70‑х—начала 80‑х. И что, вычеркнуть его из истории? Но ведь он полжизни прожил в Украине, воевал за ее освобождение от нацистской оккупации, восстанавливал разрушенное в Днепропетровске и Запорожье.
Печально удивил крайне низкий рейтинг тех немногих украинцев, которые пользуются настоящей всемирной известностью. Например, классик мирового кинематографа Александр Довженко, граф Андрей Шептицкий, митрополит Украинской грекокатолической церкви, возглавлявший ее в трудную годину испытаний, или же прославленный ученый Борис Патон.
Не найти там и, казалось бы, очевидных фигур. Например, писателей, являющихся лицом современной украинской литературы, в том числе на Западе — Оксану Забужко, Андрея Куркова, Юрия Андруховича, Сергея Жадана.
Нет людей, которые прославили Украину, многое сделали для нее, не будучи украинцами по крови. Тут в первую очередь приходит на ум фигура кинорежиссера Сергея Параджанова.
Нет блистательного театрального режиссера Романа Виктюка. Нет культового архитектора Владислава Городецкого, без которого невозможно представить себе Киев. И улица есть его имени, и дом с химерами никуда не делся, и сам бронзовый Городецкий сидит в Пассаже на Крещатике — но не держится он почему‑то в памяти людей.
Напротив памятника экстравагантному зодчему там же, в Пассаже, на стене дома — мемориальная доска с именем писателя-диссидента Виктора Некрасова. Он писал по‑русски, но всю жизнь прожил в Киеве и посвятил ему множество нежных слов.
Не вспомнил никто и некогда знаменитого певца-эмигранта Александра Вертинского, родившегося в Киеве в доме 43 по улице Владимирской — на нем тоже есть мемориальная доска. После Второй мировой войны Вертинский вернулся в СССР, где все оказалось не совсем так, как он рассчитывал. Под конец жизни говорил, что жалеет, что не пел песен по‑украински.
Нет, наконец, Михаила Булгакова. Знаю, что тут на меня могут накинуться: Булгаков, мол, был русским империалистом, украинофобом и так далее. Да, но Киев‑то прославил! Как можно представить себе Киев без дома № 13 по Андреевскому спуску?
Украине необходимо настойчиво предъявлять миру новую идентичность. Чтобы мир ассоциировал страну не только с войной на востоке, не только с Порошенко, Яценюком, Тимошенко и — увы — Януковичем, а более просвещенные иностранцы — с поэтами и писателями, жившими в позапрошлом веке.
Сегодня есть несколько связанных с Украиной великих имен, которые известны всему миру. Танцор и балетмейстер Сергей Лифарь, руководивший балетом Гранд-опера, завещал написать на его могиле в Париже: “Серж Лифарь из Киева”.
Так давайте скажем: Украина — это Серж Лифарь. Украина — это выдающий реформатор и дипломат Сергей Витте. Украина — это авиаконструктор Игорь Сикорский. Украина — это страна, где начинал свой путь Сергей Королев, который потом обставит американцев в “битве за космос”. Украина — это Василий Гроссман, автор, возможно, величайшего романа ХХ века Жизнь и судьба. Украина — это, в конце концов, Никита Хрущев, свергнувший Сталина с пьедестала и освободивший миллионы людей из ГУЛАГа.
А там, глядишь, и Михаил Саакашвили застрянет в Одессе, в Украине, всерьез и надолго.
Источник: Новое время