Украина на распутье
Ни для кого не секрет, что в последние годы Украина выбирает между членством в зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом и участием в процессах евразийской интеграции с Россией, Казахстаном и Беларусью. При этом есть многочисленные нюансы.
Ни для кого не секрет, что в последние годы Украина выбирает между членством в зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом и участием в процессах евразийской интеграции с Россией, Казахстаном и Беларусью. При этом есть многочисленные нюансы.
Прежде всего, экономические интересы Украины явно свидетельствуют о большей необходимости развивать торговые и кооперационные отношения с Таможенным союзом (ТС), чем с Евросоюзом. Если оценить размеры и векторы украинского экспорта по итогам 2012 года, то только экспорт в Россию примерно сопоставим со всем экспортом Украины в другие страны Европы, не входящие в СНГ. А если добавить еще и украинский экспорт в Казахстан и Беларусь (более 4,7 млрд долларов), то Таможенный союз, несомненно, является намного более важным рынком для Украины, чем Евросоюз. Что означают эти показатели? То, что украинские товары на третьем десятилетии независимости все еще не находят спроса на рынках стран, входящих в ЕС или тесно связанных с ним политическими связями. Причины этого тоже очевидны. Либо украинские товары считают там некачественными, либо слишком дорогими. Возможно также, что в силу того, что на этих рынках очень жесткая конкуренция, украинским производителям просто не хватает денег на рекламу своих товаров, в отличие от других, более мощных производителей, и избалованный европейский потребитель не хочет брать те товары, о которых ничего не знает. Что изменится для Украины после гипотетического вступления в ЗСТ с ЕС? Конечно, украинские товары станут немного дешевле, чем раньше, из-за отмены на часть из них таможенных пошлин, но улучшится ли их качество, найдутся ли у украинских производителей средства на достойную конкуренцию с грандами мирового производства, которые отсутствуют сейчас? Очевидно, что ответ отрицателен. Многие виды украинских товаров, что сейчас идут на Россию, Казахстан и Беларусь и продаются, поскольку известны там со времен СССР, не смогут быть успешно проданы на рынках Евросоюза.
Еще тяжелее вопрос с импортом. Украинский импорт из России также сопоставим со всем импортом в Украину из других стран Европы, не входящих в СНГ. При этом он является, в отличие от импорта из ЕС, жизненно важным для функционирования экономики Украины. Украина может безболезненно пережить отсутствие поставок коньяков из Франции или печенья из Дании, но газ, нефть и металлы, поступающие из России, Евросоюз поставить в необходимых объемах не в состоянии. После подписания соглашения о ЗСТ с Евросоюзом российский импорт не возрастет, а вот импорт из Евросоюза, в отношении которого Украина снимет заградительные пошлины, рискует так заполонить украинские рынки, что в результате будут разорены украинские производители аналогичных товаров, утратившие защиту со стороны государства. Ключевой проблемой также остается, что Евросоюз уже второй год тянет с подписанием соглашения о ЗСТ с Украиной, выторговывая для себя различные уступки, в то время как страны ТС готовы хоть завтра принять Украину в свои ряды без всякой дискриминации и долгого топтания в прихожей. При этом в ТС у украинского экспорта есть шансы серьезно возрасти в силу известности и популярности товаров из Украины со времен СССР на рынках России, Беларуси и Казахстана. При вступлении в ТС Украина не окажется в ситуации, когда импорт из стран ТС начнет отвоевывать местный рынок у украинских производителей. Финансовые возможности производителей российских, белорусских и казахстанских товаров серьезно не отличаются от украинских, что позволит конкурировать на равных. При этом импорт из той же России может резко сократиться по цене, поскольку Россия обещает Украине серьезные скидки на газ и нефть, являющиеся основными товарами, закупаемыми на российском рынке. Таким образом, вступление в ТС может позволить Украине сохранить промышленность, увеличить экспорт и уменьшить импорт и в результате позволит обеспечить стабильное положительное сальдо внешней торговли (в отличие от нынешней ситуации, в которой отрицательное сальдо серьезно выросло и стало составлять серьезную проблему). Вступление в ЗСТ с ЕС, напротив, разорит многие отрасли украинской промышленности, уменьшит экспорт и увеличит импорт, в результате чего резко возрастет и так серьезное отрицательное сальдо внешней торговли.
В силу этих факторов выбор кажется очевидным, но на повестку дня выступают политические вопросы. Для многих украинских политиков вступление в ЗСТ с ЕС важно больше как один из шагов по реализации курса на членство в Евросоюзе (о возможности которого сам Евросоюз разговоров избегает). При этом то, что украинская экономика окажется на пороге огромных проблем, серьезного интереса для них не представляет. Они надеются на некую ответную помощь Евросоюза, на то, что из него придут обильным потоком инвестиции и новые технологии, которые позволят перевооружить украинскую экономику, сделать ее мощной и современной. Уроки других стран, так же, как и Украина, пытающихся вступить в ЕС или уже вступивших в ЕС, но находящихся на обочине европейской экономики, для них неинтересны. А зря. Опыт Румынии и Болгарии, Литвы и Латвии достаточно показателен. Многие прежние отрасли промышленности исчезли, население стремительно сокращается за счет массовой эмиграции квалифицированных специалистов и молодежи, а обильных потоков инвестиций и новых технологий как не было, так и нет. И этому есть рациональное объяснение.
Наиболее охотно крупные экономики Евросоюза инвестируют прежде всего в те постсоветские страны, которые лежат прямо у них на границе. Их легче контролировать в плане законодательства, проводя те правовые нормы, которые способствуют защите интересов инвесторов из крупных стран ЕС, несомненен выигрыш в логистике – изготовив товар в Польше или Чехии, его очень дешево довести до богатых рынков в Германии или Франции. Инвестировать крупные суммы в более удаленные постсоветские экономики не имеет большого смысла, пока инвестициями из ЕС не насыщены полностью Словения, Словакия, Польша, Чехия и Венгрия. Серьезные инвесторы из Германии и Франции, Италии и Великобритании считают, что выгоднее инвестировать в Китай, рабочая сила в котором не дороже, чем в Украине, а внутренний рынок скоро станет первым в мире по размеру, чем в отдаленные от них постсоветские страны. Тем более что и борьба с коррупцией, и защита иностранных инвестиций в Китае осуществляются гораздо успешнее.