Опасности имперского развития
Я полагаю, что успешно развиваются империи, имеющие для этого адекватные основания.
Возвращаясь же к обсуждаемой в моей статье «Глобальный проект России» идее, быть ли России империей или сильным успешным национальным государством, и продолжая ее, я хотел бы дополнительно отметить еще несколько сюжетов.
Я полагаю, что успешно развиваются империи, имеющие для этого адекватные основания. Напротив, горе тем странам, которые пытаются быть империями, не имея под ногами твердой почвы.
В этом случае какое-то количество лет вся страна будет перенапрягаться, потворствуя имперским амбициям элиты, а потом наступит жестокая расплата. Отплатят разрушенными городами и остановленными заводами, кровью убитых солдат и мирных граждан, унижением в виде репараций и расставанием с частью прежних территорий. Достаточно посмотреть, какой крохотный кусочек остался от Османской империи, которая была по-настоящему сильна в XV–XVI веках, а потом стала марионеткой или мальчиком для битья для новых сильных империй, среди которых была и Россия.
Ну а Германия? Немцы дважды пытались в XX столетии возродить прежнее средневековое имперское величие, а теперь с сожалением смотрят на свои земли, которые пришлось отдать странам-соседям за необоснованные имперские амбиции.
Нам всем повезло, что немецкое население в XX столетии оказалось мало по размеру для удовлетворения прихотей сначала кайзера, а потом и Гитлера.
Или стоит посмотреть на карту Австрийской империи во времена ее расцвета и нынешней скромной Австрии. И какой смысл был для австрийцев развязывать мировую войну в 1914 году, чтобы потерять в итоге все? Если, конечно, не забывать о ложных имперских амбициях.
Имперское перенапряжение стало важным фактором распада СССР. Те 150–160 миллиардов долларов в ценах второй половины XX столетия, которые он одалживал странам, объявившим социализм, и часто расположенным на других континентах, вполне можно было бы использовать на перевооружение экономики в 1980-х годах, будь они в наличии.
Можно было бы перестроить экономику на условиях государственно-частного партнерства и самостоятельно выпускать в изобилии бытовые товары, которые заставляли бы советских граждан гордиться своей родиной, а не глазеть с завистью на западные витрины.
Конечно, можно было бы и без этих денег сохранить и модернизировать СССР, будь у власти дееспособная и патриотически настроенная элита, но с ними было бы заведомо легче.
У России сегодня ситуация противоположна имперской – налицо огромнейшая территория, полностью контролировать которую затруднительно из-за малого по глобальным размерам населения. Отсюда и главный сюжет союза России с Казахстаном, испытывающим схожую проблему: оба государства граничат с перенаселенными странами.
Именно это, а не некие потенциальные преимущества экономической евразийской интеграции вовлекает Казахстан в различные экономические проекты с Россией и ее союзницей Беларусью.
Я уверен, что имперские амбиции России, если уж таковые появятся, будут радостно встречены всеми ее конкурентами. Снова можно будет разыгрывать любимую карту (русской) красной имперской угрозы, отталкивая от России потенциальных союзников.
США, вполне возможно, даже уступят новоявленной империи Афганистан, чтобы там каждый год погибали не дорого обходящиеся американскому бюджету солдаты-американцы, а российские, нанося удар и по авторитету власти, и по финансам страны.
Окажут несомненную поддержку на первых порах и Евросоюз, и Китай. Для виду шумя и протестуя, но создавая условия, чтобы Россия по самое никуда завязла в амбициозных проектах по всему миру, которые ей больше не по карману в силу отсутствующего имперского потенциала.
До поры до времени, чтобы выждать подходящий момент и дать потом по-настоящему жесткий отпор. С конкурентами ведь так – им выгодно, чтобы Россия перенапряглась, власть в результате утратила престиж и была свергнута, и вот тогда наступят золотые времена для всех, кто действительно располагает основаниями для имперского статуса, – делить наследие самой крупной по размеру страны мира, помогать созданию на месте России и контролировать марионеточные уральские республики или тувинские ханства, делить прибыль от присвоенных нефтяных скважин и золотых шахт.
Поддерживать имперские амбиции ответственным жителям Беларуси не с руки – крах и территориальный распад России от имперского перенапряжения неминуемо скажется и на Минске, сделав из союзной России Беларуси очередную марионетку в руках Запада, покорно ожидающую на пороге ЕС с мятой шапкой в руке решения своей участи.
Беларуси нужна сильная, влиятельная, модернизированная Россия, к мнению которой вынуждены будут прислушиваться ее недруги. И именно на модернизацию российской экономики надо потратить имеющиеся средства, а не на реализацию сомнительных имперских прожектов.