В позе просителей: как Москва регулирует национальную политику в Крыму
Москва начинает проводить акции благодарности тем национальным общинам, которые поддержали аннексию Крыма
Москва начинает проводить акции благодарности тем национальным общинам, которые поддержали аннексию Крыма. На днях «общественная палата» Крыма под руководством Григория Иоффе провела «круглый стол» «Армяне, болгары, греки, караимы, крымчаки, немцы: вчера, сегодня и завтра этнических сообществ Республики Крым» с участием члена Общественной палаты России и директора Института стран СНГ Константина Затулина. На этом собрании так называемые «региональные национально-культурные автономии» этих диаспор были поставлены в позу просителей.
О том, что «круглый стол» – акция в знак благодарности за признание аннексии полуострова, говорит заявление Константина Затулина, сделанное на этом мероприятии: «Возвращение Крыма и Севастополя в «родную гавань» поставило перед руководством России важную задачу. Мы и раньше чувствовали свою ответственность за них, а сейчас просто обязаны приложить усилия, чтобы представители всех народов и наций, которых объединяет Россия, считали себя полноправными гражданами страны».
Конечно, Затулин кривил душой, говоря о том, что «мы и раньше чувствовали ответственность за них», поскольку именно Россия в 90-х годах отказалась выполнять принятые на себя обязательства по Бишкекскому соглашению, отказалась помогать в репатриации депортированных народов в Крым. Отказалась именно тогда, когда всем этим народам было трудней всего, когда ее помощь была нужна больше всего. А теперь Москва, видите ли, вспомнила про них. Когда все они уже обустроились.
-- Депортированные и «депортированные»
В общем, сам «круглый стол» и публикации о нем в крымской прессе, только напустили больше туману вокруг проблемы, что свидетельствует о низкой культуре межнациональных отношений. Главная цель «круглого стола» состояла в том, чтобы заявить, что не только крымские татары в Крыму депортированные, а есть, мол, и другие. При этом к уже признанному кругу депортированных по национальному признаку общин – армянам, немцам, болгарам и грекам, приписали крымчаков и караимов. Чтобы больше проблем было в перечне.
«Туман» начался еще с безграмотного указа Владимира Путина, изданного 21 апреля 2014 года «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымскотатарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития». Поэтому в Крыму до сих пор не разберутся, кто народ, а кто не народ. К стыду редакторов парламентской газеты «Крымские известия», даже в ней авторы с гордостью пишут «в Крыму живут 175 народов». И в эту фантастику кто-то верит.
Во-первых, крымчане чудили в графе «национальность» в опросных листах и отвечали, что они то «эльфы», то «гоблины», то еще что-то несусветное, и статистики вынуждены были посчитать все это разнообразие.
Во-вторых, если в Крыму живут в 10-15 представителей национальности, которая в списке проходит под номером, скажем, 95, 20 человек национальности под номером 105, 10 человек национальности под номеров 115, – то о чем это говорит, и может ли это быть предметом гордости? Да пусть себе живут, скажет Аксенов, и на том вопрос закрыт. Это не налагает на него ни обязанностей, ни ответственности. Чем тут гордиться?
В-третьих, если уже действительно серьезно, так сколько раз эксперты и в России, и в Украине, и в Крыму подчеркивали, что в Крыму живут всего три народа – крымские татары, караимы и крымчаки, которые являются на полуострове коренными, и не имеют другой родины. Остальные примерно десять больших этнических групп – это диаспоры либо общины, которые имеют в том или ином виде свои национально-государственные образования, с которыми поддерживают связи, и которые им в том или ином виде помогают. Но поскольку эти три народа вместе с десятком больших общин составляют и подавляющее большинство крымского общества, и они в решающей степени влияют на решение всех проблем, поэтому именно они, а не какие-то там национальности по 10-15 человек численностью, являются предметом заботы и решений власти.
Помнится, в 90-е годы в Крыму был такой вице-спикер Верховной Рады Анушаван Данелян, одновременно бывший одним из лидеров армянской общины Крыма. Так вот, он всегда говорил с улыбкой: «мы, депортированные армяне…», подразумевая при этом, что большинство армянской общины Крыма состоит не из депортированных, которых не так много, а из армян, переехавших на жительство в Крым либо из самой Армении, либо из других регионов и республики СССР. Естественно, что приравнивать их в правах с депортированными, предоставлять им льготы, положенные депортированным, было бы не правильно.
Вот это и есть главная проблема этих четырех народов – отделить действительно депортированных в июне 1944 года (а немцев еще и в 1941 году) из Крыма, от мигрантов, самостоятельно переехавших на жительство в Крым, и к депортации не имеющих никакого отношения.
Что же касается действительно депортированных, то сегодня уже нет на полуострове ни одной армянской, немецкой, болгарской, греческой семьи, которая была бы не устроена или имела бы проблемы с репатриацией в Крым. По крайней мере, ни один представитель этих общин на «круглом столе» не сказал, что кому-то из них нужна помощь в обустройстве или возвращении.
Более того, участники «круглого стола», подчеркивая, что ожидают благодарности крымской и российской власти за признание депортации, просили решения совсем бессовестных вопросов. Например, глава «национально-культурной автономии греков» «Таврида», депутат крымского Госсовета Иван Шонус сообщил, что в Крым желают переехать греки, не имеющие отношения к депортированным, и «потому стоит подумать, как и чем можно помочь желающим поселиться в Тавриде потомкам эллинов». А глава «немецкой национально-культурной автономии», он же председатель республиканского общества немцев Крыма «Видергебурт» Юрий Гемпель напомнил, что «крымские немцы активно участвовали в событиях «Крымской весны». По его словам, среди желающих вернуться в Крым есть и жители Германии, недовольные нынешним отношением европейцев к традиционным семейным ценностям».
Во-первых, греков и немцев сталинский режим депортировал не в Германию и не в Грецию, а в Сибирь и Среднюю Азию. Нужно совсем стыд потерять, чтобы предлагать мигрантов из Берлина или из Афин, приравнивать к депортированным. Оно, конечно, хорошо «потомкам эллинов» жить в Греции или в Германии, и с государственной поддержкой заиметь дачу в Крыму, купить яхточку, путешествовать из Черного в Балтийское и в Средиземное море, но нужно же и совесть иметь.
Во-вторых, стыдно было бы просить приютить мигрантов из Европы, когда еще действительно не обустроены сотни и тысячи семей реально депортированных крымских татар.
В-третьих, в Крыму знают Юрия Гемпеля как человека сильно склонного к большим преувеличениям, часто говорящего на заказ власти. И утверждение, что некие немцы хотят переехать из благополучной Германии в оккупированный Крым потому, что они «недовольные нынешним отношением европейцев к традиционным семейным ценностям», сильно уж разит пропагандой, чтобы в него можно было поверить.
Напротив, большинство реально возвратившихся из депортации немцев, если они еще не потеряли чувство родины, знание языка, немецкую пунктуальность и дисциплинированность, в отличие от Юрия Гемпеля, использовали Крым только как пересадочную базу, и при первой же возможности возвратились в Германию, вспоминая Советский Союз как наибольший кошмар в их жизни. Так что, если кто и хочет переехать, так там есть совсем другие причины, но к программе помощи депортированным это не имеет отношения. А лично Юрий Гемпель в благодарность за верность власти уже получил награду в виде офиса в так называемом ныне «Доме дружбы народов», из которого в прошлом году изгнали все украинские общественные организации. Какой же это теперь «Дом дружбы»?
Глава «армянской национально-культурной автономии» Вагаршак Мелконян попросил улучшить финансирование национальных творческих союзов и СМИ, в частности журнала «Голубь Масиса», сотрудники которого не получают зарплаты. Глава «болгарской национально-культурной автономии», он же представитель «общественной палаты» Крыма в Общественной палате России Иван Абажер отметив, что «болгарская община традиционно поддерживает «ровные» отношения с властью», попросил выделить деньги на обустройство болгар в Крыму по федеральной программе.
-- …и примкнувшие к ним народы
Как оказалось, крымчаки и караимы в Крыму при российской власти вообще оказались на задворках. Если в Украине много лет разрабатывалась и выполнялась программа возрождения и сохранения культуры крымчаков и караимов, то сейчас такой программы нет. Еще год назад эти «автономии» послали в Москву предложение внести их народы в список малочисленных народов России, но за год из Москвы так и не удосужились даже ответить.
Поэтому глава «национально-культурной автономии крымских караимов» Владимир Ормели попросил ввести их представителей в «общественную палату» и в госкомнац. Глава «Крымского общества крымчаков «Кърымчахлар» Юрий Пурим «не без некоторой горечи» сказал: «раньше наш народ был представлен во всех органах власти. Сейчас нас не видно».
И вы думаете, Константин Затулин и «представители органов власти» помогли «автономиям» и общинам, которые они называют народами, чем-то конкретным? Как бы не так. Председатель госкомнаца Заур Смирнов, как пишут крымские газеты, «указав на системные ошибки прошлого, предложил выработать общую государственную стратегию по организации возвращения в Крым представителей не только крымских татар, но и других национальностей, чтобы не допустить хаоса в ходе переселения и обустройства репатриантов».
«Успешность национальных общин в Крыму – это лучший аргумент в поддержку правильности того решения, которое было сделано», – резюмировал директор Института стран СНГ Константин Затулин.
Вот и вся благодарность. Может они поймут, что к ним просто вернулся Советский Союз с его «однозначным отношением» к национальным окраинам. И не без их же помощи. Вот так влипли!
Источник: Крым.Реалии