Таможенный Союз: сбой интеграции
В сентябре Кремль предупредил, что Украина и Молдавия могут пожалеть о своей ассоциации с ЕС.
В сентябре Кремль предупредил, что Украина и Молдавия могут пожалеть о своей ассоциации с ЕС. Отказ целого ряда постсоветских стран войти в ТС выразил кризис этого проекта, что вовсе не означает, будто подчинение ЕС и ВТО приведет их к процветанию.
Когда несколько лет назад российские власти анонсировали Таможенный Союз, проект этот выглядел перспективным. Его поддержали Белоруссия и Казахстан, договорившись принимать решения консенсусом. Казалось, экономическая интеграция на постсоветском пространстве началась. Но в 2013 году неожиданно для стороннего наблюдателя от ТС отвернулась Украина. Попытки завлечь ее в общий рынок ни к чему не привели. Плохо пошло дело и на Кавказе. Расширить таможенный блок не удалось.
Падение режима Михаила Саакашвили в Грузии открыло дорогу для нормализации отношений с Россией. Но вместе с тем новое правительство Грузии поспешило сблизиться с Евросоюзом. Правительства Армении и Украины также избрали путь ассоциации с ЕС, будучи готовыми, его вскоре подписать. Украина наметила это на конец ноября. Молдавия дала понять, что готова подписать ассоциацию с ЕС весной 2014 года. Власти Армении заявили, что ассоциация с Евросоюзом не помешает реализации планов по присоединению к ТС. Однако это совершенно не так.
Ассоциация постсоветских стран с ЕС предполагает не только упрощения визового режима, на чем делают упор в агитации «За». Гораздо важнее создание «зоны свободной торговли», что означает полное открытие рынков для европейских товаров, подчинение стран экономическим и техническим нормам Евросоюза. Фактически экономический суверенитет должен перейти в распоряжение Брюсселя, указания которого придется выполнять. Иначе говоря, не будет уже суверенитета вообще, останутся лишь рудименты национальной государственности.
Создание ТС серьезно напугало еврочиновников. Они увидели в нем угрозу создания объединения на основе равноправия, а не дискриминации. Новое евроазиатское экономическое объединение бросало вызов жесткой иерархической европейской модели интеграции, ставило под вопрос само существование ЕС. В Брюсселе это хорошо поняли. Именно поэтому, когда угроза отступила, ЕС так резво принялся ассоциировать бывшие советские республики. Но путь для этого открыли не только местные власти, но и сама Россия. Действия ее руководства привели к сбою интеграции.
Вступление России в ВТО было встречено Белоруссией с тревогой, которая в 2013 году усилилась до разочарования. Сближение Казахстана с Китаем и его готовность войти в ВТО тоже внесло вклад в развитие кризиса. В итоге ЕС перешел в наступление. Москва же обозначила свою главную экономическую ориентацию: ради сбыта сырья на внешнем рынке путь на внутренний рынок был конкурентам открыт. ТС потерял смысл как альтернативный интеграционный проект. Он стал казаться странным местным наслоением на глобальные торговые правила (определяемые ВТО), а не альтернативой неравноправному обмену и иерархическому устройству ЕС.
Старания Владимира Путина увлечь в ТС страны Кавказа и Украину в 2013 году не могли увенчаться успехом. Даже большой объем торговли с Россией не побуждал правительства искать с ней экономического сближения. Не было видно перспективы общего развития, плана инвестиций, замещения импорта и протекционистской стратегии. Однако и сами потенциальные члены ТС, в лице своих правительств, не ориентировались на подобные ценности. Лишь Белоруссия (в силу развитости обрабатывающей промышленности) видела подобную перспективу интеграции. Но, несмотря на сбой процесса еврозийской экономической интеграции, она не потеряла перспектив.
Ассоциация с ЕС и вступление в ВТО шире открывает транснациональным корпорациям постсоветские рынки. Украина и Молдавия — в лице своих народов — пожалеют об этих решениях. Пожалеют Армения и Грузия. Вместо потока инвестиций они получат поток иностранных товаров, на свои рынки европейские лидеры их не пустят. Неминуемо закрытие многих заводов и сельских предприятий. ЕС намеревается решать свои проблемы, а не развивать периферийные экономики. Он устанавливает над ними свой контроль. Но это временный успех евроамериканских сил: кризис экономический в в бывших советских странах неминуемо перейдет в кризис политический. Начнутся перемены, отключение от ЕС и США.
России в силу масштаба своей экономики, вероятно, не избежать роли локомотива новой интеграции. Процесс этот должен идти вразрез с правилами ВТО, порывать с ними, и подрывать ЕС, уже испытывающий острейший кризис. Нужен равноправный протекционистский союз. Он должен иметь общие экономические правила, программу развития производства и спроса. Лишь тогда он сможет расти вширь и вглубь, поднимая благосостояние людей.