Как Москва идет к «энергонезависимости» Крыма. Ситуация похожа на известный анекдот
Во-первых, никто не уверен в политической ситуации. Не сегодня-завтра Крым опять передадут Украине
Симферополь – Такое могло быть только в России: выделили деньги на строительство новых электростанций в Крыму, не обращая внимания на то, что существующие электросети полуострова и так перегружены и новую мощность просто нечем доставить к потребителям. Поэтому и министерства, и энергетики сейчас ломают головы над тем, как построить электростанции, чтобы сэкономить еще и на строительство сетей? Еще запланировали и строительство «энергомоста» на 800 мегаватт, то есть силовой кабельной линии через Керченский пролив из Краснодарского края, не заботясь о том, что в Крыму эту мощность также некуда подсоединить. Более того – новые электростанции спроектировали, а о том, что к ним нужно строить сети для подачи газа, забыли. Нет ответа и на вопрос – где брать и откуда подавать этот газ?
Поэтому главная забота крымских энергетиков сейчас – строить две маленькие электростанции или одну среднюю? Как реконструировать сети? Где брать топливо для новых электростанций? Признаться Москве, что в Крыму имеют дело с очередным блефом, или и дальше хвалить «мудрость столицы»?
Ситуация похожа на известный анекдот. В одном лесу жило много зверей, и они страдали от того, что их место обитания разделяла река. Кого только ни посылали в столицу просить цемент, чтобы построить мост – и медведя, и зайца, и питона, и лося – не дают и все тут. На очередном собрании осел говорит: «Давайте я поеду!» Поехал, вернулся, и тут через неделю приходит один состав цемента, другой, третий, на следующей неделе еще три. Звери радуются, шлют в столицу телеграммы: все, хватит цемента, и так уже некуда девать! Спрашивают осла: как тебе это удалось? «Да все просто, – отвечает осел. – Захожу в министерство, смотрю, а там все свои сидят, то есть ослы. Говорю им, нужен цемент, чтобы построить мост, а то неудобно друг к другу в гости мокрыми ходить. Они спрашивают, а вы будете мост строить поперек реки или вдоль? Я растерялся, а потом думаю – была не была: говорю им – конечно вдоль! Правильно говорят они, ну и выписали мне цемента».
-- По силам ли сейчас ликвидировать дефицит энергии?
Крым на четырех ТЭЦ (Сакская, Камыш-Бурунская, Севастопольская и Симферопольская) и двух ТЭС (Севастопольская и Симферопольская) сам вырабатывает от 8 до 12% нужной электроэнергии. Немного добавили солнечные электростанции, построенные братьями Клюевыми, но поскольку потребители платили их высокопоставленным владельцам по «зеленому» тарифу, эта энергия обходилась Крыму очень дорого. С первых дней оккупации Москва встала перед выбором – как произвести недостающие мегаватты. В свое время Юрий Мешков, как известно, планировал перетянуть в Крым списанные на Северном флоте атомные подводные лодки, валяющиеся на берегу, расставить их вдоль крымского побережья и запустить ядерные генераторы. Но в этот раз решили идти более реалистическим путем.
По подводному кабелю из Краснодарского края после сдачи первой очереди планировали подавать до 300 мегаватт энергии. Было также решено на двух ТЭЦ добавить по одному энергоблоку. Это должно дать увеличение мощности Симферопольской ТЭЦ до 298 мегаватт, Сакских тепловых сетей до 96 мегаватт, а Камыш-Бурунской ТЭЦ до 156 мегаватт. Строители на «КрымТЭЦ» уже договорились с поставщиками оборудования о приобретении двух парогазовых установок по 110 мегаватт.
АО «Технопромэкспорт», входящий в госкорпорацию «Ростех», планирует построить две базовые электростанции в Симферополе и Севастополе с двумя энергоблоками мощностью по 235 мегаватт каждый. В мае правительство России выделило на проект первые 25 миллиардов рублей, хотя общая стоимость проекта составляет более 60 миллиардов рублей.
6 марта министр энергетики России Александр Новак подписал график строительных работ. В Севастополе проект прошел общественные слушания, а «правительство» города разрешило начать строительство. В Симферополе разработаны технические условия, проектный институт подготовил все документы и согласования, на 95 процентов все готово к началу работ. На участке уже провели разминирование, археологические и изыскательские работы, геологоразведку.
Но «министр топлива и энергетики» Крыма Сергей Егоров неожиданно для «проектантов» назвал еще одну проблему, о которой также забыли. Строительство новых ТЭС запланировали, а о том, где они будут брать топливо для работы, забыли. Как минимум строительство станций и установка новых энергоблоков потребуют строительства и новых газовых сетей для подачи к ним топлива. На это тоже нужны огромные средства. Кроме того, стоит вопрос – где брать это топливо, то есть откуда строить эти сети? Ответа на него также нет. И без него нельзя приступить даже к их проектированию.
Тем не менее, даже реализация всех этих проектов, если бы она была успешно реализована, не давала оснований для радости. Потребность Крыма в электроэнергии после оккупации сильно возросла за счет потребления новых мощностей новыми воинскими частями, передислоцированными из России. И при этом ни первая, ни даже вторая очереди всех проектов не замещали полностью украинскую электроэнергию и не освобождали Крым от зависимости от электролиний с материка. Реализации проблемы растягивалась на долгие годы. Поэтому энергетики, чувствуя подвох, просили не убирать с полуострова запасные передвижные электростанции, обильно завезенные в Крым еще год назад, чтобы в случае чего можно было ими латать дыры.
-- Перебор вариантов
В конце мая в Крыму уже должно было начаться строительство этих двух новых станций базовой генерации. Однако реализации столь блестящих планов мешает проблема, которую энергетики должны были предвидеть, но опять-таки забыли.
Хорошо разложенный уже энергетический пасьянс спутал так называемый «Штаб по обеспечению безопасности электроснабжения Крыма», который провел очередной «мозговой штурм» и вдруг обнаружил, что если эти прекрасные мощности и будут запущены, то ни принять их, ни передать к потребителям существующие сети не смогут. Большинство из них находится в эксплуатации около 60 лет. Износ энергетического оборудования составляет порядка 70%. Распределительные сети не позволяют обеспечить растущий спрос на электроэнергию. Их состояние не дает возможности даже в автоматическом режиме осуществлять веерные отключения. Это практически делается вручную – электрик на подстанции выключает рубильник. Оказалось, что в реальной жизненной ситуации Московский институт «Энергосетьпроект» просто не может составить схемы выдачи мощности действующими и новыми электростанциями.
«Невозможно строить объекты генерации без проводов, потому что произведенную электроэнергию должны принимать сети, объяснил журналистам проблему «министр топлива и энергетики» Крыма Сергей Егоров. – В Крыму они изношены, а линии 110 киловольт уже сейчас перегружены. За свой счет привести их в надлежащее состояние «Крымэнерго» и «Севэнерго» не смогут. Не заложены средства на реконструкцию распределительных сетей и в «федеральной целевой программе» развития Крыма и Севастополя».
«Состояние сетей 110 киловольт и подстанций 35 киловольт говорит о том, что реконструкцией нужно заниматься уже сегодня, но ни сейчас, ни в ближайшее время у нас не будет на это достаточных средств, – пояснил журналистам генеральный директор ГУП «Крымэнерго» Виктор Плакида. – Поэтому было бы хорошо направить на реконструкцию деньги, сэкономленные при реализации проектов строительства новых ТЭС. Тем более что двухблочная станция в одном городе учтет финансовые риски будущего, даст Крыму необходимый объем электроэнергии и сохранит для действующих станций возможность привлечь инвестиции на увеличение мощности».
Поэтому «штаб» сформулировал новые предложения для Москвы, несколько новых сценариев по наращиванию энергетических мощностей полуострова.
Журналистам о них после заседания штаба рассказал замминистра топлива и энергетики России Евгений Демин.
«Уже принято решение о выделении 25 млрд рублей на строительство первого и второго блока Севастопольской и Симферопольской ТЭС, – говорит он. – Предлагается начать стройку сразу двух одноблочных электростанций с мощностью по 235 МВт каждая. На этом настаивает компания ОАО «Техпроэкспорт» как генподрядчик. Но мы считаем, что нужно строить одну, но двублочную электростанцию на 470 МВт – в Симферополе или Севастополе. Легче и быстрее завершить одну стройку, чем вести две одновременно. Плюс – один блок электростанции не гарантирует ей надежность. Когда два, тогда есть страховка от аварийных ситуаций, любых форс-мажоров. Выгоднее в плане экономии затрат строить ТЭС в Симферополе. Она расположена ближе к центру распределения нагрузок и к газовой трубе. Плечо газопровода будет короче на 70 км, и не надо строить дополнительную компрессорную станцию».
Он также говорит, что третий блок генерации следовало бы поставить на АО «Крымтеплоэлектроцентраль». Очевиден эффект экономии. Плюс на этой электростанции есть дороги, газовые сети, вода, административные корпуса, квалифицированный персонал. На складе уже лежит новая турбина. Такие заделы помогут существенно сократить расходы, в том числе направить их на строительство электростанций на других существующих площадках тепловой генерации. В результате модернизаций, например, ТЭЦ Сакских тепловых сетей увеличит свою мощность на 84 МВт (сейчас – 12 МВт), а Камыш-Бурунская – на 126 МВт (сейчас – 30 МВт).
Вместо строительства четвертого генерирующего энергоблока «штаб» предлагает сформировать его из уже доставленных в Крым мобильных газотурбинных электростанций. Это даст сокращение расходов минимум на 15 млрд рублей. Минтопэнерго Крыма надеется сохранить эти станции как резерв на случай выхода из строя элементов основных генерирующих мощностей.
В результате из решений «штаба» возникает важный вопрос: если модернизация действующих ТЭЦ позволяет выйти из проблемной ситуации, то зачем вообще запускать многомиллиардный проект строительства новых ТЭС? Не продиктован ли этот амбициозный проект коррупционным желанием во что бы то ни стало освоить миллиарды из федерального бюджета? Вопрос пока остается риторическим. Реконструкция действующих ТЭЦ предпочтительнее, ведь бюджет может сэкономить 35-40 миллиардов рублей.
Таким образом, посредством такого передела в целом удается выкроить деньги на реконструкцию и строительство новых передающих сетей, но все равно это не решает проблему раньше 2020 года, да и то если все будет идти по уже скорректированному плану, в чем никто не уверен.
Во-первых, никто не уверен в политической ситуации. Не сегодня-завтра Крым опять передадут Украине, поэтому многих обуревает мысль, которую они даже не могут высказать: если так, то нужно ускорять или замедлять строительство, ведь жить-то люди здесь останутся все равно? Новые мощности в украинском Крыму также будут не лишние, хоть и строятся они чисто по-русски.
Во-вторых, если эти планы сорвались один раз, то они могут сорваться еще не раз. В Крыму нет уверенности в регулярном финансировании, в своевременных поставках оборудования – с деньгами в России, как и с другими ресурсами, напряженка. И в том, что сроки будут срываться, ни у кого нет сомнения.
Источник - КрымРеалии