Праздник крымского фашизма
В Крыму отмечают российский праздник День народного единства.
В Крыму отмечают российский праздник День народного единства. По данным социологов Фонда «Общественное мнение», в 2013 году 46% россиян не могли ответить на вопрос, что обозначает этот праздник. В Крыму подобные опросы не проводились, однако по аналогии можно предположить, что процентов 80-90 крымчан также не смогли бы ответить на этот вопрос. Просто потому, что сталкиваются с ним фактически первый раз. Видимо, поэтому даже в научной среде Крыма трактовки Дня народного единства самые неожиданные.
Например, профессор «Крымского федерального университета», член Российского исторического общества и «Экспертно-консультативного совета» при «главе» Крыма Олег Романько заявил, что «исторические параллели между лидерами Крымской весны – Сергеем Аксеновым и Владимиром Константиновым – и возглавившими народное ополчение Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, силами которого была освобождена Москва в 1612 году, очевидны». Он сказал: «Полтора года назад народ Крыма, конечно, при поддержке неравнодушных людей в России, сам преданный большей частью своей элиты, которую представляла Партия регионов, нашел новых лидеров, новых Минина и Пожарского – если проводить исторические аналогии, то ими соответственно стали Константинов и Аксенов. И произошли, по сути, такие же события, как и в Москве в 1612 году».
Авторы многих других комментариев также отмечают много «параллелей» между освобождением Москвы в 1612 году и аннексией Крыма в 2014 году и при этом на все лады восхваляют Константинова и Аксенова, хотя даже в Москве аналитики и комментаторы не решаются «видеть» параллели между Путиным и Медведевым. «Героев крымской весны», правда, восхваляют еще не в такой степени, как восхваляли в конце 30-х годов «вождя всех времен и народов» или фюрера в Германии и дуче в Италии, однако по этим «параллелям» отчетливо видно, что начало крымскому фашизму уже положено.
-- Выдуманный праздник
История Дня народного единства примечательна. Если оценивать реально и без преувеличений, то этот праздник появился в России случайно. До 1649 года трудное и сомнительное по геройству взятие Китай-города вторым народным ополчением не отмечалось вовсе. И что отмечать? Небольшой гарнизон польских наемников, занимавших московский Кремль, только после второго приступа ополчения при поддержке казаков Трубецкого согласился на почетную капитуляцию и без боя сдал позиции. С 1649 по 1917-й год царская Россия праздновала день иконы Казанской Божьей Матери, мало связанный с Мининым и Пожарским. В 1931 году стоявший с 1817 года посреди Красной площади памятник Минину и Пожарскому передвинули поближе к собору Василия Блаженного, чтобы не мешал парадам.
С 1918 по 2004-й год 4 ноября вообще не было праздником. Но к тому году власть постсоветской России, с одной стороны, почувствовавшая тягу к возрождению монархизма, а с другой, осознавшая противоречие между стремлением страны к демократизму и празднованием 7 ноября годовщины октябрьского переворота, уничтожившего любую демократию, решила отменить 7 ноября. Но вместо него народу нужно было дать какой-то иной праздник. И тут пригодилось воспоминание о Минине и Пожарском, которое вскользь упоминали в ближайший день 4 ноября.
В 2005 году по предложению религиозных лидеров указом Думы был отменен «День согласия и примирения» и поправкой к Трудовому кодексу день 4 ноября был объявлен нерабочим днем. День «главного события ХХ века» 7 ноября подменили днем «главного события XVII века» 4 ноября и громко назвали Днем народного единства.
В демократической России провозглашение 4 ноября праздником «было расценено в стране и мире как первый шаг к восстановлению монархии и превращению Путина в нового царя». Российские демократы считают, что «не может народ сплотиться вокруг придуманной даты. 4 ноября (25 октября) 1612 года в Москве вообще ничего знаменательного не происходило. Достаточно открыть любой подробный курс лекций по истории, чтобы убедиться: в этот день в Москве не было ни освобождения, ни единения, ни победы сил, возглавляемых Мининым и Пожарским.
1 ноября (22 октября) ополченцы и казаки отбили у поляков (точнее, у немцев) Китай-город. А польский гарнизон в Кремле капитулировал только 6 декабря (26 ноября).
4 ноября (22 октября по юлианскому календарю) в этом году празднуется день православной Казанской иконы Божией матери, установленный в честь освобождения Москвы от поляков. Но мы-то живем по григорианскому календарю, поэтому уже в XXII веке этот день будет приходиться на 5 ноября, в XXIII веке – на 6 ноября, и т.д. Какой смысл делать Днем народного единства религиозный праздник только одной из многих конфессий, представленных в Российской Федерации, да еще с плавающей датой? Разумеется, новый праздник не вызовет добрых чувств у наших соседей – поляков, литовцев да и немцев. Но власти это, пожалуй, только в радость – она ностальгирует о временах, когда Литва была в составе СССР, а Польша и ГДР – под советским протекторатом».
День народного единства, как и всякий новый праздник, установленный решением власти, до сих пор нуждается в мифологизации. Поэтому только в Крыму к сегодняшнему дню уже накручены десятки самых невероятных мифов, не имеющих ничего общего не только с реальной историей, но и с содержанием событий 1612 и 2014 годов.
-- Местечковая мифологизация
Тот же молодой профессор молодого КФУ Олег Романько отмечает: «Именно в то время народ смог самоорганизоваться, причем весь российский народ, а он уже тогда был многонациональным. Сейчас связанный с этими событиями День народного единства, возможно, кем-то воспринимается со скепсисом, так как празднуется победа, в первую очередь, над поляками, а в современном мире праздновать победу над кем-то считается нетолерантным. Но дело даже не в самой победе над поляками, а в том, что русский народ сам взял судьбу в свои руки – нашел в себе силы и сам организовался, сам освободил свою страну».
А такой известный «эксперт» как Дмитрий Полонский считает, что «ранее День народного единства не имел большой ценности в Российской Федерации, так как нация и народ не могли сплотиться вокруг общей цели – годами единство народа разрушалось, а сама Россия втаптывалась в грязь западными странами, что повлияло и на развал Советского Союза, и повлекло неудачи первых лет развития независимого государства». «Но на сегодняшний момент благодаря мудрой, правильной государственной – как внутренней, так и внешней – политике, к россиянам вернулось чувство гордости за свою страну, вернулся патриотизм и понимание того, что в этом единстве, независимо от происхождения, вероисповедания, положения в обществе, заложен наш один большой и серьезный русский успех», – сказал он.
Дмитрий Полонский уверен: «Сегодня русское оружие приносит мир и безопасность не только нашей стране, но и нашим партнерам, нашим друзьям, тем дружеским государствам, с которыми Россия имеет отношения по всему миру. Конечно, это вызывает гордость и означает, что мы вырвались уже из той западни, в которую нас так долго загоняли. Это значит, что мы имеем полное право считать себя не просто великим народом, великой нацией, но и великим государством – государством мирового масштаба, если не самым сильным государством в мире». Как тут после слов «министра правды» не вспомнить тезисы Оруэлла «Война – это мир!», «Ложь – это правда», «Рабство – это свобода!», «Незнание — сила!»
Для крымских комментариев характерно: о чем бы кто ни говорил, он обязательно находит параллели между Москвой-1612 и Крымом-2014, между Мининым-Пожарским и Аксеновым-Константиновым. Например, замдиректора РИСИ – руководитель Центра исследований проблем стран ближнего зарубежья Тамара Гузенкова считает, что это и хорошо, что крымчане мало знают, что за событие было в 1612 году. «Что касается Крыма, то, поскольку это новая присоединенная территория и для крымчан этот бэкграунд не имеет такого большого значения, они могут эмоционально гораздо ближе его воспринимать и праздновать гораздо ярче и осмысленнее, чем это происходит в других регионах России. Не исключен такой вариант, что этот праздник будет в крымских условиях гораздо быстрее, сильнее и эмоциональнее инкорпорирован в местное сообщество, и вполне возможно, что здесь он будет иметь гораздо большее значение, чем в других регионах России», – говорит она.
По мнению проректора КФУ Сергея Юрченко, аннексия Крыма прямо перевернула сознание россиян. «Воссоединение Крыма с Россией и все связанные с этим события дали новое измерение в понимании Россией самой себя и стали важным фактором изменения в ментальности россиян и крымчан, которые стали россиянами, и, соответственно, этот фактор повлиял и на то, что был построен крымский мост между обществом и властью в России», – говорит Сергей Юрченко.
Другие комментаторы считают, что дело 1612 года продолжается и сейчас. Так, доцент КФУ и член Общественной палаты Крыма Андрей Никифоров заявляет: «Если русских еще недавно можно было назвать самым большим разделенным народом, то ситуация пусть и не полностью изменена, но в значительной степени скорректирована тем, что такой регион, как Крым, где люди себя в отрыве от России никогда не мыслили, вернулся в состав российского государства. Предпосылок для дальнейшего сплочения народа масса, причем не без нашего участия консолидация народа, гражданского общества, идет гораздо более ударными темпами, поскольку происходят любопытные, даже титанические сдвиги в том, как себя позиционирует Россия в мире»
Некоторые эксперты по Фрейду, очевидно, проговариваются о том, что аннексия принесла Крым только лишения и нужны титанические усилия, чтобы их преодолеть. Так, депутат «госсовета», директор академии биоресурсов и природопользования КФУ Сергей Додонов говорит: «Когда я встречаюсь с представителями других регионов, они говорят: да, мы приезжаем к вам и видим, в каком состоянии вы, понимаем, что нам надо временно поделиться и потерпеть. И здесь тоже есть общая объединяющая задача: сделать так, чтобы Крым ничего не потерял от воссоединения с Россией. И поэтому все мы готовы сегодня терпеть, но еще больше готовы доказать, что мы можем больше, чем о нас думают».
Сергей Додонов также отрицает внутренние факторы единства русского народа и указывает, что объединяет россиян только внешняя угроза: «На мой взгляд, усилению сплоченности российского народа будет способствовать, прежде всего, внешний фактор, нежели внутренние… Внутренними факторами в данном случае каждый старается пренебречь: «Все для фронта, все для Победы» – лозунг, который был актуален в 40-х годах, актуален и сейчас, в принципе».
Избегает подчеркивать внутренние факторы и сам «герой крымской весны» Владимир Константинов. Он, видимо, понимает, что внутренние факторы единения – пшик. Чтобы скрыть, это он выдумывает внешние факторы: «Нашему народному единству брошены новые вызовы, и нам приходится вновь, но теперь уже иначе, чем полтора года назад, отстаивать единство нашей Родины – России. Могу отметить, что задача, стоящая между нами сейчас, в чем-то сложнее тех, которые мы успешно решили в предыдущую историческую эпоху… Наше единство с Россией – надежная гарантия от любой внешней блокады Крыма. Наш народ накопил уникальный опыт противодействия внешней угрозе… Но гораздо менее успешно мы преодолеваем неустроенность быта, добиваемся благосостояния и материального благополучия – такова особенность нашего народа. Эти особенности российского менталитета в полной мере присущи и нам, крымчанам. По мере того, как мы приступаем к осуществлению программы экономической модернизации республики, выясняется, что расстаться с украинским прошлым так просто и безболезненно, как бы нам хотелось, не получается…»
Ну что ж, в бедах России всегда виновата Украина как «внешняя угроза».
И тут весь геройский вклад Крыма в единство России и значение его ополченцев Аксенова-Константинова испортил председатель наблюдательного совета АНО «Экспертная группа «Крымский проект», первый зампредседателя Экспертно-консультативного совета при «главе» Крыма Сергей Михеев, который сказал правду: «Я думаю, напрямую изменений (связанных с возвращением Крыма в Россию) не было, но постепенно отношение к этому празднику меняется. Крым вписывается в контекст единения, потому что впервые с 1991 года, с распада СССР, мы увидели возврат исторических российских территорий на свою историческую родину. В принципе, об этом можно говорить, хотя я не думаю, что людьми как-то напрямую это связывается».
Источник: Крым.Реалии