Страна «своих» и «чужих»
Мой дед любит говорить: самое понятное время для жизни было во время войны. Мир делился четко на «зло» и «добро», на «фашистов» и «наших». Но война закончилась - и сформированное сознание обывателей вскоре начало рушиться.
Мой дед любит говорить: самое понятное время для жизни было во время войны. Мир делился четко на «зло» и «добро», на «фашистов» и «наших». Но война закончилась - и сформированное сознание обывателей вскоре начало рушиться.
Многие «наши» вдруг стали называться «предателями» и всю жизнь писать в анкетах, что не сотрудничали с немцами. Не застрелились-де, как решили «умники» и «тыловые крысы» в партии, находясь на оккупированной территории. Прошло еще лет сорок – и уже «фашисты» стали называться спасителями Европы от сталинской угрозы «коммунистического рая на штыках».
Сначала, в рамках коммунистического эксперимента, нас поделили на три «сорта» - буржуазию, крестьянство и пролетариат. Первых –банально уничтожили, вторых – с душой постреляли, поморили голодом и превратили в рабов-крепостных, третьих – назначили правящим классом. Если тебе повезло быть выходцем из пролетариата, ты - «свой». Допущен к продпайку и номенклатурным благам с барского стола . Если нет – навсегда обречен быть «чужаком». И твой пожизненный удел и карма – виртуальные «трудодни» в колхозе.
Советский Союз распался. Однако все те же «советские» руководители со своим подходами к жизни остались при власти. Только поменяли флаги на «жовто-блакитні» и модернизировали систему принадлежности к касте «своих». Внедрили, как сказал бы Горбачев, «новое мышление».
На смену пролетарскому происхождению пришло региональное деление. Если сегодня у «руля» «днепропетровские», «галичане» или «донецкие» и тебе повезло родиться в тех краях, имеешь связи – ты при власти и сыт. Потому что - «свой». У «чужаков» же надо все отобрать, чтобы накормить «своих».
О какой интеграции с Европой мы говорим? Европейцам в страшном сне сложно представить, что украинцы в своем государстве могут стать заложниками не того места рождения.
Наблюдая за действиями власти, украинцы начали быстро переносить систему координат «свой-чужой» в обыденную жизнь. Она уже плотно вошла в нашу ментальность под видом «кумовства». Впрочем, наши правители – это плоть и кровь своего народа. Поэтому вскоре они также провели «апгрейд» системы «свой-чужой» «кумовский прошивкой».
Хочешь получить хорошую должность, открыть магазинчик в селе или стать депутатом местного совета? Поможем. Но ты должен быть «своим». К примеру, братом . На худой конец - кумом судьи, начальника милиции или главы сельсовета. Желаешь попасть в вуз без больших взяток? Двери открыты – если ты земляк ректора или декана. И таких примеров из жизни множество. А как же быть тем, кому не повезло быть «своим»? Платите по прейскуранту, господа!
Отсюда и коррупция в нашей стране, с которой мы так усиленно боремся всевозможными умными законами и концепциями. Коррупция, которую невозможно искоренить.
Однако система «свой-чужой» начала давать серьезный сбой. Тот же самый, который в свое время развалил казалось бы могучий Советский Союз. «Своих» стало становиться все меньше, «чужих» - все больше. Нарушен баланс соотношения сил. Аппетиты «своих» растут в геометрической прогрессии. Начинается интеллектуальное вырождение кадров во власти. Да что говорить - даже «своих» стали делить на людей первого сорта и второго. Причем «второсортникам», сидящим на должностях среднего уровня, запрещают воровать в ожидаемых объемах. Такое себе украинское ноу-хау в борьбе с коррпуцией.
Если вспомнить тот же Союз, главная реформа президента Горбачева – это попытка омолодить закостенелую номенклатуру, допустив туда молодых «своих», и даже - некоторых «чужаков». Впрочем, Горбачев опоздал. А вот Сталин столько лет продержался при власти во многом благодаря репрессиям против «своих». Народ видел – «свои» страдают также, как и «чужаки». И никто не завидовал особо. Да и не позволял Иосиф Виссарионович касте «своих» публично «жировать» - чтобы в простом народе агрессию не подпитывать.
Мы все хотим настоящей демократии. Хотим настоящих реформ. Хотим реального улучшения в экономике, отражающегося на наших зарплатах и пенсиях. Хотим, чтобы не было коррупции. Мы хотим не бояться за судьбу наших детей. Столь близкая Европа с понятным правилами игры – вот наш идеал.
Но возможно ли перемены в стране, много десятилетий живущей по волчьему закону «свой-чужой»? Где каждая новая власть зачастную ведет себя как оккупанты, стремясь быстрее «хапнуть», пока не пришли «чужие».
Готовы ли мы на бытовом уровне изменить себя? Готовы ли мы голосовать за политиков, не основываясь только на региональном патриотизме – отголоске деления на «свой-чужой»? Готовы ли мы не подпитывать коррупцию?
Двадцать лет независимости Украины показали – еще нет. Но, возможно, нам наконец-то надоест быть сортами «Свой» или «Чужой, и захочется стать уважающими себя украинцами в зажиточной и цивилизованной стране…
Автор - президент Центра инновационного консалтинга «КДА»