Власть и оппозиция: евромай
Могут же, если захотят.
Могут же, если захотят. Приблизительно так можно охарактеризовать состоявшееся на прошлой неделе в Раде единение депутатов провластных и оппозиционных фракций, в унисон жмущих на кнопки за евроинтеграционные законы.
Активность украинского парламента, привычного для многих в состоянии унылого блокирования, по достоинству оценили в Европе. Недаром оперативно ратифицировали в Европарламенте Соглашение с Украиной об упрощении визового режима для отдельных категорий граждан. Но побаиваются, что в последний момент желание оппозиции «погетманстовать» может перечеркнуть все планы. Поэтому экс-президент Польши Квасьневский 22 апреля подчеркнул важность объединения власти и оппозиции в Раде. Хотя бы на время - для принятия евроинтеграционных законов. Мол, в Польше же смогли.
Вообще же, евроинтеграция по-украински происходит в лучших канонах жанра нашей ментальности. В спешке и в последний момент перед получением «зачета» от Европы. Но тут уже вопросы к нашей оппозиции, почему парламент реально работал считанные дни.
Времени остается все меньше. Крайний срок «работы над ошибками», поставленный Украине – конец мая.
Часть требований Украина уже выполнила. В частности, помилован Луценко, внесены изменения в УК, ужесточающие борьбу с коррупцией. Принят новый Уголовно-процессуальный кодекс с европейскими рекомендациями. Но это только малая часть обязательных пожеланий из так называемого «списка Фюле».
От Украины требуют срочное изменение избирательного законодательства, где бы были учтены ошибки парламентских выборов 2012 года. К примеру, непонятная система формирования членов избирательных комиссий.
Необходима реформа системы государственных финансов. А именно -увеличение полномочий Счетной палаты, подчиненной парламенту. Она, по требованиям Европы, должна контролировать не только расходы бюджета, но и доходы.
Минюст должен доказать Европе, что в Украине оперативно выполняются решения Европейского суда по правам человека.
Хотят от Украины также судебную реформу, конкретных планов по модернизации «Нефтегаза» , энергетического рынка и ГТС, прозрачность госзакупок, улучшение инвестиционного климата и многое другое. В общем, целый пакет, подробно перечисленный в февральском распоряжении Кабмина.
Особым вопросом стоит «дело Тимошенко». Тут возникнут самые сложные дискуссии между властью и европейцами. Однако, похоже, ЕС уже не так категорично настроен связывать свободу леди Ю и Ассоциацию с Украиной.
Конечно, не факт, что принятые под давлением Европы законы и реформы будут сразу выполняться на практике. Это наша известная особенность –оставлять на бумаге любой хороший закон. Однако уже сама Ассоциация – это гарантия хотя бы частичного движения Украины к европейским правилам жизни. Из-под палки к демократии. Тем более, игнорировать реформы не получится хотя бы потому, что Европа продолжит мониторить ситуацию в Украине. А поскольку мы надеемся получить еще и перспективу членства в ЕС, то реформы придется только углублять.
Что искренне радует – так это временный отход на задний план личных амбиций политиков, от которых устало за последние месяцы все население Украины. И - столь редкое желание действительно поработать на благо страны. Ведь, несмотря на все отличия партийных флагов и речей, наши политики наконец-то к 2013 году стали едины в своей цели – подписать Соглашение об Ассоциации с ЕС в ноябре.
Потом уже, в случае успеха, политики начнут перетягивать на себя лавры победы. И меряться длиной сделанного для евроинтеграции. Но это все лирика. Главное – полученный для страны результат: реформы, упрощение визового режима с Европой, более дешевые европейские товары. И, возможно, у Украины появится шанс стать настоящей европейской страной, в которой люди смогут жить, а не выживать…