Субъективная реальность украинских СМИ
Экс-президент Кучма сказал фразу, за которую заслуживает войти в классики современной украинской философии – место сидения определяет точку зрения. И этим постулатом поясняются любые процессы не только в обществе, но и в СМИ.
Экс-президент Кучма сказал фразу, за которую заслуживает войти в классики современной украинской философии – место сидения определяет точку зрения. И этим постулатом поясняются любые процессы не только в обществе, но и в СМИ.
Необходимо быть откровенными – независимых СМИ в стране нет. И на Западе их нет. Ибо все СМИ содержаться на чьи-то деньги. А эти кто-то мыслят везде одинаково: товар должен приносить пользу своему хозяину.
Логика владельцев СМИ совершенно проста. Если есть ресурс (зачастую – исключительно дотационный) – его необходимо максимально эффективно использовать. Для политического или экономического лоббизма. Для информационной защиты бизнеса. Для «войнушек» с конкурентами. Для создания имиджа честного бизнесмена в глазах Запада. Для бартерного обмена своего СМИ на должности во власти или иные привилегии. Наконец, иногда так приятно просто увидеть себя любимого на странице собственной газеты или сайта, или в сюжете на своем же канале.
Какое отношение хозяев СМИ к журналистам? Обычный бизнес-подход. Я плачу зарплаты - вы пишите. Сказал «фас» - все дружно побежали. Кому не нравится – может уходить. Какая редакционная политика? Какие права? Какие хартии? Какие профсоюзы? А без зарплат посидеть не хотите – на «голодном пайке»?
Нет, иногда у олигархов наступает период хорошего настроения. Если рядом попадется толковый медиаменеджер. И возникает мысль: надо бы сварганить кто-нибудь такое объективное, демократичное. Может, от этого увеличатся рекламные доходы – и придется меньше тратить со своего кармана. Можно даже и себя чуть покритиковать. Или даже - власть. Правда, сиюминутные добродушные порывы быстро заканчиваются после звонков вроде «Что-то твои распустились…». А надежды на рекламные миллионы не оправдываются. И все возвращается на круги своя.
Впрочем, времена можно и поиграть в свободу слова. Пока выборов нет. Народ-то устал от политики – и политические шоу или аналитические программы не смотрит. Можно даже имитировать разные точки зрения. Эффекта все равно никакого. А еще лучше – просто убрать политику из новостей, заменив на сериалы и кровавые разборки. Тогда никто и в цензуре не обвинит владельца СМИ.
Теперь поговорим о журналистах. Каждый журналист имеет свои собственные взгляды на жизнь и политические предпочтения. И в зависимости от этих взглядом журналисты разбредаются в СМИ тех или иных олигархов. Те, кто ненавидит «оранжевых» - радостно занимаются этим в одних СМИ. Те, кто «донецких» - в других. Каждая редакция – это коллектив единомышленников. Люди иных взглядов там «не выживают» -выдавливаются своими же. Совершенно логично, что если появляется новый собственник из иной политсилы – то он устанавливает свои правила игры. То есть – воевать надо уже с другим лагерем. И у журналиста всегда есть выбор - уйти, чтобы и дальше писать согласно своим взглядам.
Но журналисты не уходят. Они начинают воевать с собственником, кричать о цензуре. Заканчивается все плачевно. Или коллективными репрессиями-увольнениями. Или издание вообще могут закрыть, если собственник утомился играть в доброго дядю.
Правда, неизвестно, кто лучше. Те, кто хлопнул дверью – и отправился искать СМИ (или создавать), совпадающее с его взглядами. Или те, кто стал приспособленцем, начав писать противоположное вчерашнему и в первых рядах «закручивая гайки» своим же собратьям? Не зря говорят – нет хуже цензоров, чем вчерашние яростные крикуны о свободе слова.
В чем проблема? В собственнике? Так у него простой подход – можно обучить макак быть журналистами. Упадет уровень издания? Да кто это вообще заметит – если проект дотационный. Ну придется чуть больше потратится на покупку рейтингов.
Или проблема в журналистах? Да, с одной стороны, журналисты стали больше политиками – предпочитая поддерживать только одну сторону. С другой – журналистика не может не быть субъективной и авторской. Иначе это уже не журналистика.
Вот такие реалии в СМИ. И ничего не изменится. Так было всегда и будет всегда. Да, искажается информационное пространство в стране, если у провластных олигархов больше СМИ, чем у оппозиционных. Но кто сказал, что люди так уж желают знать некую правду? А кто захочет – тот ее найдет. Только для каждого она своя…