Евроинтеграция: реальность и мифы
В общем и целом, Путин перехитрил сам себя. Что, естественно, заставило Украину броситься в другую крайность – в сторону Европы.
Подверженность влиянию манипулятивных технологий – одна из главных проблем нашего общества. Спровоцированный банковский кризис в 2008-м году, повлекший за собой выгодный для определенных кругов рост курса доллара. Никем не доказанная псевдоэпидемия «свиного гриппа» в 2009-м году, которая сыграла на руку фармацевтическому бизнесу. Сейчас на повестке – истерическая беготня в сторону Европы, которую пытаются возвести в статус «святой миссии». А после – хоть потоп.
В большинстве случаев украинцы так и не понимают до конца сути происходящих кулуарных процессов, что порождает ложные ожидания. Заканчивающиеся, в свою очередь, большими разочарованиями. Красноречивый пример - 2004-й год. Нечто подобное может и произойти после подписания Ассоциации с ЕС. Если, конечно, продолжать строить «воздушные замки».
Сторонники и противники процесса евроинтеграции разжигают в обществе массовую истерию. Играют на одних эмоциях. Множатся какие-то совершенно мифические прогнозы и «страшилки». Масло в огонь подливает Россия, теряющая потенциального члена Таможенного Союза.
Какое же реальное положение дел?
Первое – усиление евроинтеграции является вынужденным шагом Украины из-за перманентного давление Кремля
Украина была готова намного теснее сотрудничать с Россией еще год назад. Особенно – когда Запад сам заблокировал переговоры о Зоне свободной торговли с ЕС из-за Тимошенко.
Тогда условия были наиболее выгодными для Москвы: Киев был готов даже частично интегрироваться в Таможенный Союз и создать консорциум по управлению ГТС. Если бы не несколько «но». Цену на газ Украине никто снижать не собирался (хотя обещали), ввоз товаров периодически блокировали, аппетиты Кремля постоянно росли и прочее. Да и сам принцип построения Таможенного Союза оказался уж слишком авторитарным, как показала практика. В Белоруссии и Казахстане это поняли через несколько лет.
В общем и целом, Путин перехитрил сам себя. Что, естественно, заставило Украину броситься в другую крайность – в сторону Европы.
Второе – Ассоциация с ЕС отнюдь не говорит о перспективах членства Украины в ЕС
Это один из наиболее распространенных мифов, которые разжигают, как сторонники, так и противники евроинтеграции. Необходимо быть объективными: ЕС с большим трудом пережил предыдущие расширения, чтобы взвалить на свои плечи еще и Украину. Сама же суть Ассоциации для ЕС заключается в выходе на украинские рынки при минимальном ответном открытии собственных (Зона свободной торговли). Что и прописано в Соглашении об Ассоциации. Как и нет там никакого упоминания о перспективах членства Украины в ЕС.
Кстати, если читать текст Соглашения, то практически вся адаптация к европейскому законодательству, которое обязана сделать Украина после Ассоциации, связано именно с экономическими аспектами.
Да и существует множество стран, подписавших давно Ассоциации, но которым никогда не стать частью ЕС по идеологическим соображениям. Та же Турция.
Третье – никакого стремительного роста украинской экономики после Ассоциации не будет
Еще один миф. Говорят о каких-то европейских зарплатах для украинцев, мощном притоке инвестиций, миллиардах, которые получат наши экспортеры.
Ничего подобного не будет. Поскольку выход из кризиса – это долгий процесс. Просто украинские предприятия выйдут на рынки Европы. Где, может быть, будут брать наши товары. А, может, и нет. И все. Но кто же станет поднимать зарплаты украинцам до уровня европейских? Нигде подобного не записано. Для этого необходимо вывести нашу экономику на уровень развитых стран Европы. И то, если взять страны в кризисе а-ля Греция, то там зарплаты снижаются.
Аналогичная ситуация сложилась бы в случае присоединения к Таможенному Союзу. Никакая «манна небесная» не посыплется на головы украинцев.
Единственный быстрый «бонус» Украине от подписания Ассоциации – это получение нового кредита от МВФ и Евросоюза в конце года. Так сказать – на поддержание украинской экономики. Хотя все прекрасно понимают, что на эти деньги Украина будет просто возвращать предыдущие кредиты и покупать товары у той же Европы. Все крайне прагматично.
Четвертое - безвизовый режим между Украиной и Евросоюзом никак не связан с Ассоциацией
Для получения безвизового режима с ЕС необязательно быть членом ЕС или кандидатом в члены содружества. Пример – Израиль. Самый смешной пример, показывающий дискриминационное отношение к странам бывшего СССР, - это «безвизовые» Гондурас и Никарагуа.
Существует отдельный план по либерализации визового режима между Украиной и ЕС, начатый еще в 2010-м году. Согласно ему принимается отдельный пакет законов, не связанных с Ассоциацией. Украина благополучно умудрилась провалить даже первую часть намеченного плана. Кстати, скандальный закон о правах сексуальных меньшинств, о котором дискутируют в Раде, также относится к безвизовому режиму. Хотя какая тут связь с открытием границ для украинцев - знают только в самой Европе.
Когда Украина сможет выполнить все взятые на себя обязательства –вопрос риторический. Как и реальное желание Европы впускать к себе украинцев без виз. Хотя, если вспомнить, ведь именно мы сделали первый шаг, отменив визы для европейцев еще в 2005 году.
Пятое - после подписания Ассоциации Украина продолжит сотрудничество с Таможенным Союзом
Когда улягутся информационные войны и истерика у политиков, вызванные срочным желание подписать Ассоциацию (или –помешать этому), взаимоотношения между Украиной и Россией вернуться в прежнее конструктивное русло. Исходя из новых реалий.
На самом деле, Ассоциация (а точнее – Зона свободной торговли с ЕС) не мешает Украине сотрудничать с Таможенным Союзом. Но не вступать, конечно. И конфликт интересов банально связан с вопросом пошлин. Поскольку, став членом ТС, Украина уже не сможет самостоятельно регулировать таможенные тарифы.
По сути, Таможенный союз накладывает на своих членов такие же ограничения, как и Евросоюз. Поэтому стоит повторить: Украина подписывает именно Ассоциацию, сохраняя суверенитет и самостоятельность в решении экономических вопросов.
Украина как торговала, так и продолжит торговать с Россией. Однако придется принять ее условия игры, внедрить разные новые регламенты. Не исключено – на повестке встанет вопрос создания Зоны свободной торговли между Украиной и ТС. Точно также будут свои нормативы для торговли с Европой, прописанные в Ассоциации.
Подводя итог, можно сказать: обществу пора прекратить жить в мифах, создаваемых политиками. Трезво оценивать ситуацию. Не ожидая улучшения жизни уже завтра или послезавтра. Понимать, что внешняя политика строится на колебании между разными векторами, иначе ориентация на один из них заканчивается печально. История неоднократно это подтверждала. В то же время, именно избиратели на выборах должны дать оценку политикам и правильности выбранного ими пути, который мы ощутим (или –нет) на собственных карманах…