Газовый цирк, или Тимошенко не меняется
После отстранения Юлии Тимошенко от активной политической деятельности, возникала надежда - от популизма она сможет перейти к конструктиву.
После отстранения Юлии Тимошенко от активной политической деятельности, возникала надежда - от популизма она сможет перейти к конструктиву. Занять нишу общенационального оппозиционного лидера, который таки воспарит над политической ситуацией, предложить план развития страны. Однако едва леди Ю нарушает обет молчание, становится ясно: ничего не изменилось за эти годы в ее поведении и мировоззрении. Те же отговорки, поиск врагов и «перевод стрелок» за принятые решения.
Последний красноречивый пример – интервью Тимошенко «Украинской правде», в котором она радостно расписывает, какая польза государству от подписанных ею «газовых» договоров 2009 года.
Оказывается, самая высокая цена на газ в Европе освободила Украину от «газового» рабства. Именно благодаря такой цене мы сократили потребление российского газа, готовимся добывать сланцевый газ, наладили поставки «голубого топлива» из Европы. Ну а в 2020-м году можем вообще отказаться от газа из России. И, как всегда, откровенное передергивание фактов. Дескать, российский газ используют только промышленные предприятия. Интересно, а какой газ, по мнению Тимошенко, используют теплокоммунэнерго?
Тимошенко не меняется. «Черное» вновь называется «белым» и наоборот. И не хочет Юлия Владимировна говорить о других неприятных вещах.
Во-первых, именно контракты Тимошенко обязали Украину покупать 52 млрд. кубов газа в год (минимум 41 млрд. кубов) по самой высокой цене в Европе.
Не стоит забывать, что в договоре прописаны кабальные штрафные санкции за уменьшение объема закупок. То есть – ни о каком сокращении энергопотребления Тимошенко не думала, подписывая договора. И накапливающиеся многомиллиардные штрафы «Газпром» еще выставит в претензию Украине. Просто пока не время – в Москве поджидают выгодный момент. Например, ближе к зиме.
Во-вторых, сокращение закупок российского газа стало возможным по ряду временных причин
Это и теплая весна. И серьезное падение промышленного производства, начавшееся с осени прошлого года. И жесткие лимиты на потребление газа, которые «Нефтегаз» выставляет для теплокоммунэнерго. И практически остановившийся с осени из-за высокой цены на газ химпром.
Не забываем и о других ухищрениях, к которым приходится прибегать власти. К примеру, заполнять подземные хранилища газом Фирташа, чтобы сэкономить деньги и компенсировать Европе возможную холодную зиму.
В-третьих, все альтернативные источники поставок газа являются только проектами
Единственное исключение пока составляет начавшийся реверс из Европы. Но мощности «трубы», к сожалению, пока не позволяют говорить о том, что немецкий газ заменит российский в ближайшие годы.
А миллиарды некого сланцевого газа, поставки некого сжиженного газа через море, мифический туркменский газ от Азарова - это только слова. Элементы торговли власти с российской стороной.
Тимошенко рассказывает о том, что, мол, все альтернативные проекты по поставкам (добыче) газа она собиралась осуществить, став в 2010-м году президентом. Но до этого она была три года премьером, имевшим все полномочия по Конституции 2004-го года, однако, ни одного проекта так и не было начато. Кроме угроз перевести весь ТЭК на солому.
И вот что интересно. Если нынешняя власть все же сможет сократить потребление газа или наладить альтернативные поставки, то Тимошенко припишет заслугу в этом себе. Точнее – уже приписала.
В принципе, задача Тимошенко простая – снять с себя ответственность за «газовые» договора. Тем более, если цены на газ для населения даже вырастут в ближайшем будущем, виновата будет уже новая власть. Кто там вспомнит (да и толком поймет), что предысторию стоит искать в 2009-м году? Кто там разбирается, что миллиарды, которые могли бы пойти на зарплаты и пенсии, уходили на субсидирование «Нефтегаза», а ВВП не может показать нормальную динамику?
К сожалению, Тимошенко не меняется в своем популизме. Ее речи также рассчитаны на людей, мало понимающих экономические процессы. Кстати, как и аналогичные речи премьера Азарова. Тимошенко по-прежнему не готова признавать свои ошибки и нести ответственность.
Но вот вопрос – остался ли в обществе запрос на популизм Тимошенко? Или люди все же готовы объективно воспринимать слова Юлии Владимировны, понимая, что это обычная попытка манипуляции сознанием?