Люстрация: охота на ведьм?
Новая власть, которую, по сути, принудительно посадил на Олимп народ, хочет показать красивую картинку. Мол, пришли хорошие и честные люди, которые будут строить новую страну. А всех плохих мы сейчас люстрируем. То есть – куда-то просто уберем десятки тысяч «злочинцев».
Новая власть обещает в ближайшее время представить в Раду законопроект о люстрации. Иными словами, начать процесс «чисток» в среде чиновников и судейского аппарата. Однако результатом может стать еще больший коллапс страны и усиление внутреннего раскола. Что крайне важно избежать в условиях, когда в Украине, по сути, иностранная интервенция.
Каждая революция проходила через процесс разделения на «своих» и «чужих». И всегда «чужих» пытались после победы назвать «врагами», выбросив из системы управления страной. Причем под гребенку зачастую попадали опытные чиновники среднего и низшего звена, судьи, силовики. Которых, после неудачных экспериментов, вновь приходилось возвращать в систему. Те же большевики после 1917-го года в итоге были вынуждены вернуть большинство царских спецов на работу, чтобы вывести страну из кризиса. Ибо революционеры зачастую просто политики, привыкшие говорить. И ничего не смыслят в управлении инфраструктурой государства.
Нечто похожее может произойти в стране и сейчас. Хотя, казалось бы, тот же опыт 2005-го года должен был чему-то научить.
Новая власть, которую, по сути, принудительно посадил на Олимп народ, хочет показать красивую картинку. Мол, пришли хорошие и честные люди, которые будут строить новую страну. А всех плохих мы сейчас люстрируем. То есть – куда-то просто уберем десятки тысяч «злочинцев».
Причем, сами политики, похоже, толком не понимают, что это именно значит «люстрация». А есть такие, которые уже приготовились использовать сей механизм для сведения личных счетов. Против какого-то милицейского начальника, главы районной администрации или местного судьи. Как нельзя? Революция же победила – и новым хозяевам можно все.
Международные и отечественные эксперты обращают внимание: механизм люстрации был применен единоразово в начале 90-х годов после развала советской оккупационной системы. В той же Прибалтике, Восточной Германии или Польше. И под люстрацией там подразумевалось временный запрет занимать должности в исполнительной и законодательной власти высокопоставленным членам компартии, спецслужб. И это было консолидированное решение всего общества, мечтавшего избавится от советского прошлого.
А как проводить люстрацию в нынешней Украине? По каким критериям? Кто их вообще понимает?
Увольнять только за то, что кто-то был чиновником и судьей во время президента Януковича? Ну так этот же человек работал чиновником и при Ющенко, и при Кучме. Где логика?
А кто спрашивал у общества, хочет ли оно люстрации от новой власти?
Если чиновник и судья обвиняется в коррупции, то существуют компетентные органы, которые должны доказать вину. Или созданная люстрационная комиссия планирует стать таким себе новым ЧК, которая без суда и следствия будет выносить вердикты. Так проходили уже такое.
Несомненно, чиновники, причастные к преступлениям против народа, не должны занимать должности в исполнительной власти. Так для этого существуют суды и Уголовный кодекс. Причем тут люстрация?
Непонятно, как по мнению новой власти должна функционировать страна, если под каток люстрации отправить чиновников и судей. Кем их заменить? Где те тысячи молодых и честных? Или главное – это начать люстрацию, а там – разберемся?
Нынешняя власть, похоже, до конца не поняла, что она уже не оппозиция. И теперь несет ответственность за страну. А значит – пора отказаться от дешевого популизма. Понимать, что за каждое решение необходимо нести ответственность перед народом.
Да, в рядах наших чиновников, судей и милиции немало коррупционеров. Однако люстрацией не решить этот бич общества. Необходимо менять законы, контролировать чиновников, развивать гражданское общество. И не надо вновь откладывать реальные реформы и перемены в долгий ящик, как неоднократно делалось. А народу давать зрелища в стиле «Люстрируй или посади неугодного». Люди больше не верят…