Путин! Крым! Фальстарт?
Ровно за месяц до 080808 я писал: ...
Ровно за месяц до 080808 я писал:
«10.07.2008 Стратегия Саакашвили понятна. Он вбил себе в голову, что Россия не решится испортить отношения с Западом и признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Поэтому всячески форсирует события. Игра даже не рисковая, а заведомо проигрышная. Ну, атакует он Цхинвали, и что? Наши тут же признают независимость Южной Осетии и примут на себя гнев международного сообщества? Как бы не так! 10 против 1, что дадут ему пролить кровушки, разрушить полгорода, хорошенько это обыграют, а уж потом и примут «вынужденное решение».
И пусть хоть одна задница рот откроет, после того, таких репортажей».
Цинизм? Да. Но эти правила установлены не нами. Одна страна может потрясти в Совбезе ООН пробиркой с белым порошком и разнести в пыль страну на другом конце света. Другим предлагается изображать из себя участкового-недоумка: «Вот когда сосед начнет вас убивать, тогда и приходите с заявлением». Иначе неизбежный ярлык «агрессора» и/или «оккупанта». Даже если речь идет о защите соотечественников в соседнем государстве. Даже если речь идет о нападении на вооруженные силы «обвиняемого» государства, находившиеся в сопредельном государстве на законных основаниях: см. пункт d) статьи 3 определения агрессии ГА ООН-1974.
Вовремя ли Путин выступил в этот раз?
22 февраля в Киеве произошел захват власти Правым сектором.
23 февраля Верховная Рада одним из первых послереволюционных актов отменила «закон о языках».
26 февраля у здания парламента Автономной республики Крым (АРК) состоялись два митинга – русских и крымских татар – несколько раз перераставшие в силовое противостояние.
27 февраля, рано утром, группа людей, очень хорошо вооруженных, но разномастно одетых (включая «треники»), захватывает здания парламента и Совмина АРК. К вечеру парламент принимает решение о проведении референдума. Вопрос референдума безупречен, но оставляет широкое поле для толкования и последующих действий. Подразделения МВД и МО Украины показывают полную неспособность восстановить статус-кво.
28 февраля, рано утром, группа вооруженных людей в военной форме без опознавательных знаков захватывает международный аэропорт Симферополя. В тот же день начинается переподчинение силовых ведомств Украины правительству АРК.
1-3 марта выступления в Харькове, Донецке, Одессе под лозунгами федерализации и изменения статуса этих регионов.
4 марта – фактическое завершение переподчинения силовых ведомств Украины правительству АРК либо их разоружение и нейтрализация, а также завершение начатой 26 февраля комплексной проверки боеготовности войск и сил Западного и Центрального военных округов.
Были ли необходимы эти меры?
Сегодня министр внутренних дел Украины Арсен Аваков признал, существование «банд мародёров и отморозков», терроризировавших украинские города под видом Самообороны Майдана.
Временно исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов отказался подписывать принятый Верховной Радой акт об отмене «закона о языках». Он цитирует Конституцию, где говорится о русском языке, как языке «межнационального общения», будто не понимая, что, например, в налоговую инспекцию с Конституцией не придешь: там действуют законы и подзаконные акты. Лидеры вчерашних оппозиционных партий Олег Тягнибок и Виталий Кличко обещают в кратчайшие сроки принять новый закон о языках. Во Львове проводится день русского языка. Тут, извините, одно из двух: либо все они считают русскоязычных сограждан идиотами, пугающимися собственной тени, либо признают, что действительно наступили на их естественные и неотъемлемые права, породив ирредентистские настроения.
Так все-таки, допустил ли Путин фальстарт? Это зависит от того, какую цель он ставил перед собой.
У автора не было ответа до сегодняшнего дня.
Если Путин ставил целью распад Украины с последующим присоединением Юго-Востока страны к России или созданием там дружественного государства, то следовало действовать по лекалам 080808: не мешать противнику делать глупости, провоцировать его военными учениями и более специфичными мероприятиями. Включая, может быть, действия на Юго-Востоке неких групп «под видом Самообороны Майдана».
До этих групп не дошло. Путин громко анонсировал военные маневры и тихо их закончил, он направил в Харьков нашистов, которые, кажется, напугали местное население больше, чем бандеровцы. И, конечно, не мог не знать, что разрешение Совфеда на ввод ВС РФ на Украину не расколет, а сплотит украинцев. И как замечательно в стратегию грубого запугивания ложились ужасы о потоках украинских беженцев и бандах бандеровцев, пробравшихся на Белгородчину. Чистый Гляйвиц и Майнила в одном флаконе! Завтра война! Зато! Зато сегодня все в обеих странах и в мире вздохнули облегченно. Уффф... Пронесло... Войны не будет. А... Крым... Ну, это как-нибудь разрешится. Здесь уже будет работать дипломатия. И, кстати, ничто так не помогло киевским властям в наведении порядка: Правый сектор благоразумно отошел в сторону.
То есть целью был Крым, и только Крым. А фальстарта не было.
Разительный контраст сегодняшней пресс-конференции Путина: невероятная жесткость и безапеляционность в оценке событий в Крыму, и реверансы в отношении Майдана и новых властей в Киеве. Это приглашение к торгу. Между тем дата референдума в Крыму может быть перенесена еще раз. Еще ближе.