«Дорогу покажешь?». Украинская власть и оккупированный Крым
Власть проявит большую щепетильность в защите прав крымчан, вынужденных оформлять фейковое гражданство Российской Федерации? Или примет в отношении них репрессивные меры?
Стремительные рывки из стороны в сторону, регулярные изъяснения в любви и немой вопрос: «Ты меня уважаешь?» вызывают массу неприятных сомнений. Первое и главное – доберемся ли мы с нашим «шефом» до неблизкой цели – деоккупации крымского полуострова.
«Таксист», к слову, тоже до конца ни в чем не уверен: «Если Господь Бог нам поможет, еще при нас всех мы вернем контроль над Крымом. Если нет, то это сделают наши дети или внуки».
Данная ситуация свидетельствует об одном – надежды на квалификацию и мотивацию непутевого «рулевого» оказались слегка завышенными. Он нуждается в том, чтобы ему терпеливо и настойчиво показывали дорогу.
Двойное информационное дно
Порой сложно догадаться, что именно хотел сказать тот или иной чиновник по «крымскому вопросу». Еще сложнее соотнести публичные заявления разных официальных лиц.
В конце прошлого года жители полуострова были огорошены двусмысленным заявлением президента страны Петра Порошенко: «Для тех крымчан, которые приняли российское гражданство, у нас будут другие подходы, я вам обещаю».
Как однозначно интерпретировать слова первого лица? Власть проявит большую щепетильность в защите прав крымчан, вынужденных оформлять фейковое гражданство Российской Федерации? Или примет в отношении них репрессивные меры?
Вслед за заявлением президента последовало предупреждение главы МИД Павла Климкина о том, что «вскоре будут применяться санкции к тем, кто имеет по два и больше паспортов».
Опять же, с чем мы имеем дело? С ужесточением миграционной политики на материке или запугиванием жителей полуострова?
Если крымчан планируется все же «наказывать» за паспорт Российской Федерации, то как данная позиция согласуется со словами экс-министра КМУ Остапа Семерака: «Не бойтесь, берите их бумажки. Вы для нас остаетесь гражданами Украины и никакого наказания вам за это не будет».
Аналитикам и спичрайтерам украинских чиновников пора бы начать согласовывать подходы и детализировать публичные позиции по «крымскому вопросу». В противном случае, любую официальную позицию жители полуострова, в том числе переселенцы, будут загодя трактовать как недружелюбную и заведомо имеющую скрытый негативный подтекст.
Репутационная яма
Не только заявления, но и решения по Крыму носят зачастую не только несистемный, но даже бездумный характер, который позволяет критично оценивать уровень профессионализма нынешней власти.
Чего стоит Постановление НБУ №699, согласно которому все крымчане поголовно были признаны «нерезидентами» на территории своей страны. Под давлением общественности в него все же были внесены коррективы, реабилитирующие внутренне перемещенных лиц. Однако, если это можно было изначально предусмотреть, почему была допущена столь нелепая ошибка?
«Мы выплатим каждому гражданину Украины все пенсии и социальные выплаты. Останьтесь украинцами с украинскими паспортами», – попросил крымчан премьер-министр Арсений Яценюк в марте.
Что последовало вслед за этими словами? Министерство социальной политики предложило крымчанам выезжать за «украинскими» пенсиями и социальными выплатами в Херсонскую область.
А в конце года государство перекрыло прямое транспортное сообщение с Крымом, открыв дорогу «серым» автобусным перевозкам. Стоимость таких перевозок сделала бессмысленными любую «социальную» поездку на материк.
Что теперь делать крымчанам, которые доверились премьеру? Сложный вопрос, потому что правительство перестало «говорить» с крымчанами, перестало искать выход из сложившейся ситуации.
Глава Министерства юстиции Павел Петренко на протяжении всего предыдущего года также не рекомендовал жителям оккупированного полуострова оформлять российский паспорт.
Однако в поддержку этого призыва министерство так ничего и не предприняло. Хотя вполне было бы достаточно актуализировать перед международными институтами необходимость предоставления Москвой специального статуса тем крымчанам, кто не намерен оформлять российское гражданство. Или напротив, планирует от него отказаться.
Оторванные от реальности заявления, бездействие или действия, нарушающие права жителей Крыма – граждан Украины, постепенно подрывают репутацию нынешней украинской власти среди жителей полуострова и переселенцев.
По мнению Александра Турчинова, возвращение Крыма станет возможным «только при активной поддержке этого процесса большинством населения полуострова». С подобным «алгоритмом» деоккупации уровень поддержки не то что нынешней власти, но и украинского государства, в целом, будет семимильными шагами стремиться к нулю.
Бюрократическая «серость»
Парламент и правительство принимают решения зачастую кулуарно, непрозрачно, вне общественной дискуссии, без предварительных консультаций с экспертами и «крымскими» учреждениями власти. Кроме того, данные решения не анонсируются – власть огорошивает ими крымчан с каждым разом все чаще и сильнее.
Так, «втемную», в августе прошлого года был принят Закон №1636-VII «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины».
Закон ограничил в правах рядовых жителей полуострова, в первую очередь тех, кто связан с украинским материком, но при этом позволил снабжать Крым товарами на условиях оккупационной администрации и участвовать в наполнении крымского бюджета. То есть, развязал руки крупному отечественному бизнесу, имеющему в Крыму свои интересы.
Без предупреждения и соответствующего разъяснения было принято вышеупомянутое Постановление НБУ №699, дискриминирующее жителей полуострова.
Без консультаций и анонсирования, накануне новогодних праздников, Министерство инфраструктуры отменило прямое железнодорожное и автобусное сообщение между материком и полуостровом. В тот день ни министерство, ни предприятие «Укразалiзниця» даже не были готовы к общению с прессой.
Последним подобным решением стал контракт между украинской госкомпанией «Укринтерэнерго» и российской «Интер РАО», в рамках которого украинская сторона де-юре признала Крым «федеральным округом» Российской Федерации.
Согласно контракту, украинская сторона также согласилась принять условия сотрудничества, в рамках которых оккупированные территории выступили инструментом неприкрытого шантажа со стороны России.
Нужно отметить, что правительство зачастую не прислушивается не только к голосу общественных организаций и экспертных центров, но даже институтов национального самоуправления и государственной власти, которые представляют на материке крымский полуостров.
Власть фактически сама делает все, чтобы деятельность Меджлиса крымскотатарского народа, введенного прошлой весной в правовое поле Украины, и Уполномоченного Президента по вопросам крымскотатарского народа превратилась в простую формальность.
На это указывают, например, и последние назначения президента на должности глав районных государственных администраций в Херсонской области.
Ни одна кадровая позиция по этому региона так и не была согласована ни с одним из «крымских» органов власти. Хотя Херсонщина рассматривается как базовый регион компактного расселения внутренне перемещенных лиц из Крыма, прежде всего – представителей крымскотатарского народа.
Можно заранее говорить о том, что подобная кадровая политика закладывает фундамент для конфликта между администрацией и населением области, с одной стороны, и крымчанами-переселенцами, с другой.
Декларативность многих действий нынешней власти проявляется и в вопросе создания Государственной службы по вопросам АР Крым и г. Севастополя. Зарегистрированная в июле, Госслужба до сих так и не заработала.
Хотя, как показывает опыт, создание подобной структуры является первоочередной институциональной мерой, направленной на организацию комплексного процесса возвращения и реинтеграции оккупированных территорий.
Аналогичные структуры полноценно работают в Молдове (Бюро по реинтеграции) и Грузии (Министерство по вопросам примирения и гражданского равноправия).
Дальше – больше. В бюджете на 2015 год на Госслужбу по вопросам Крыма выделено средств даже меньше, чем на Государственную инспекцию по контролю за ценами – 2,7 млн грн. Где почти 1,8 млн грн запланировано на заработную плату, то есть, в среднем, по 2,5-3 тыс. грн на предполагаемого высококвалифицированного специалиста. При этом ни копейки не предусмотрено на административные расходы – аренду здания и оплату коммунальных услуг.
Чем больше и чаще Президент говорит на крымскотатарском языке, тем больше создается подозрение, что это максимум, на который сегодня способна действующая власть.
Можно ожидать, что к мусульманскому празднику Ораза байрам украинские чиновники уже не только выучат новые крымскотатарские слова, но и научатся танцевать хайтарму. Чтобы хоть как-то публично продемонстрировать свою заботу о крымцах и крымчанах.
Стратегический хаос
Отсутствие единой комплексной стратегии деоккупации и реинтеграции крымского полуострова указывает на то, что Крым играет для украинской власти вторичную, подчиненную роль.
Полуостров остается разменной монетой в «донбасской теме», рычагом при переговорах об энергопоставках с Россией, капиталом в дискуссии с западными партнерами. Но не более. Самодостаточной темой он пока еще не стал и, возможно, не станет еще очень долго.
Показательный пример. В начале года фонд «Демократические инициативы им. Илька Кучерива» опросил 65 представителей центральных органов исполнительной и законодательной власти, а также местного самоуправления. Среди прочего чиновников попросили выделить пять направлений аналитической деятельности, которые они считают для себя наиболее актуальными.
В ТОП-5 таких направлений, среди которых была названа в том числе «ситуация на Донбассе и прогнозы перспектив ее развития», «крымская тема» не попала. Украинские чиновники не посчитали для себя достаточно актуальным анализ ситуации и выработку решений по Крыму.
P.S. Balls to the wall
Что делать, чтобы изменить подобную ситуацию? Вариантов немного. Крымчанам придется превращаться из разобщенного сообщества в полноценное сетевое, координирующее свои активности, лобби. Артикулировать общие, консенсусные, позиции по решению критических «крымских» проблем. Обеспечивать комплексное общественное и медийное давление на власть. Искать союзников, вовлекать в свою работу, вовлекаться в их проекты.
Об индивидуальных амбициях общественникам и политикам придется на время забыть. «Крымская тема», как карьерный и имиджевый ресурс, сходит на нет. На текущем этапе она объективно требует рекапитализации – через малые, но регулярные победы на крымском фронте.