Постмайданное рейдерство: новые инструменты для «отжатия» бизнеса
В то время как большинство украинцев делили оливье и предавались праздничному безделью, кто-то положил глаз на куда боле лакомый кусок и начал наступление.
В то время как большинство украинцев делили оливье и предавались праздничному безделью, кто-то положил глаз на куда боле лакомый кусок и начал наступление. С Нового года в медиа промелькнуло уже два громких заявления о попытке рейдерского захвата предприятий. Речь о «Житомирских ласощах» и компании «Мегаполис-Украина». Корпоративные войны входят в активную фазу. Стоит отметить, что большинство конфликтов, которые развернулись на украинском рынке после Революции Достоинства носят одинаковый характер. Конечно, схема «отжатия» бизнеса не была придумана в постмайданный период, однако именно сейчас у общества появилась масса болевых точек, на которых без зазрения совести играют «захватчики».
На информационном поле конфликты всегда сопровождаются рядом схожих заявлений. Собственников, как под копирку, обвиняют в связи с режимом Януковича и причастности к переделу бизнеса «Семьей». Стоит отметить, что на украинском рынке мало крупных бизнес-игроков, которых нельзя упрекнуть в кооперации с предыдущей властью. Практически все компании большого бизнеса в той или иной степени были подчинены общим «понятиям» власти бело-голубых. Бизнес массово делили или принуждали делиться. Вполне закономерно, что «следы» регионалов или связей с ними можно найти у большинства предприятий.
Второй «мозоль», на котором предпочитают топтаться рейдеры – Евромайдан и война на Донбассе. Образ владельца предприятия демонизируется, его обвиняют в финансировании гастролей «титушек», содействии с силовиками, декларации поддержки власти Януковича. Все эти заявления, как правило, суммируются с чем-то более актуальным, вроде, поддержки террористов из псевдореспублик на востоке Украины. Интересно, что следующим логическим действием становится не обращение в СБУ и прокуратуру, а обращение в государственные профильные органы с целью оспорить право на ведение бизнеса тем или иным лицом.
Третья тема, которая используется редко, но метко – интеграция в Европейский Союз. Мол, не место старым рейдерам в креслах крупных компаний, бизнес должен быть честным и прозрачным. Зато новым «захватчикам» они по размеру. Интересно, что большинство предприятий, руководители которых были отстранены по решению суда под предлогом махинаций, фальсификаций или подлога, уходили не с молотка и не в руки прежним собственников, а в широко распростертые объятия совершенно новых хозяев.
«В жизни всегда есть место для подвига и важно быть подальше от такого места», - говорил юморист Михаил Жванецкий. Блокирование «неправильных» предприятий тоже можно внести в этот список, так как неизвестных в этом уравнении слишком много. Хочется думать, что большинство активистов-борцов, совершающих подвиг очищения украинского рынка от «недобропорядочных бизнесменов, не подозревают, что являются артиллерией в информационных войнах, сопровождающих все без исключения корпоративные конфликты. Именно они вместе с людьми в масках появляются на приглянувшемся третьему лицу предприятии спустя месяц-два после обращения в суды.
Далее включается информационный фон для легитимизации происходящего. Эрзац-спикеры выступают с обвинениями собственника бизнеса и всячески оправдывают «захват». Как правило, для аргументации используются популистические темы и патриотические лозунги. Наращивается «народный гнев» и недовольство. Конфликт становится оправданным в глазах широкой общественности, а предприятие переходит в руки нового владельца под благопристойным видом.
Понятия черного и белого редко совместимы с бизнесом. И если для украинцев передел рынка может быть «оправдан», то для международных инвесторов – едва ли. 2016 год только начался и, скорее всего, в дальнейшем мы станем свидетелями не одного корпоративного конфликта и информационной войны разворачивающейся по отработанной схеме. Следуя совету Ежи Леца, главное – не попасть под колесо чужой Фортуны.
Автор - Сергей Костюков, специалист по информационным войнам, директор агентства маркетинговых коммуникаций AG Communications