Не «бодался теленок с дубом». Воровская психология крымских оккупантов
По правилам вопрос журналиста во время интервью не должен содержать подсказку ответа.
По правилам вопрос журналиста во время интервью не должен содержать подсказку ответа. Но Екатерина Козырь, назначенная оккупационной властью «гендиректором» ГТРК «Крым», журналист малоопытный, поэтому на последней в прошедшем году пресс-конференции у «главы Крыма» Сергея Аксенова она спросила так: «Вы говорите, что те, кто подталкивает к межнациональной розни будут наказаны. Расскажите о судьбе «пятой колонны», это достаточное количество средств массовой информации, в которых работают, в частности, бывшие крымчане, которые особенно агрессивны к российскому Крыму, понесут ли они какое то наказание?..» И получила ожидаемый ответ: «Мое отношение к оппозиционным СМИ: пожалуйста, любую точку зрения надо обсуждать, но те, кто не признают российскую государственность, нашего президента, те, кто дают надежду на возвращение Крыма в состав Украины, я считаю, что это вражеские СМИ, то есть они так или иначе на территории полуострова работать не должны». Аксенов тоже юрист малоопытный, потому он начал «таким СМИ» угрожать прокуратурой и российскими законами.
А теперь представим себе похожую сценку. Карманный вор в троллейбусе только что вытащил кошелек из сумки зазевавшейся женщины. Но сработал не очень аккуратно, и соседний пассажир заметил его воровство. Он смотрит на него и готов закричать «Держите вора!». Что в такие минуты думает вор-карманник? А вот что: «Господи, пусть этот мужик критикует меня за что угодно – за то, что я не брит, за грязные ботинки, за мятые брюки, за цвет пиджака, пусть только молчит об одном – не говорит о краже кошелька. А то я вышвырну его из троллейбуса: пассажиры, готовые меня выдать – не должны ехать вместе со мной». Похоже на Аксенова – «кто не признают российскую государственность -- это вражеские СМИ, они на территории полуострова работать не должны»? Как две капли воды…
А теперь разберемся с психологией. Кто первый враг для вора-карманника? Конечно, человек, который может закричать «Держите вора!». Поэтому свидетели преступлений – первые враги для преступников. Не зря «на заре советской власти» после «красного террора» большевики утверждали, что «республика в кольце врагов» – боялись каждого, кто мог бы рассказать, каким образом они пришли к власти. Поэтому не зря сейчас в крымскую политику возвратилось время, когда оккупантам кажется, что все вокруг их враги. В последнее время, когда Россия придушена санкциями, когда Украина ввела ограничения для Крыма, Сергей Аксенов занервничал. Не ровен час, крымчане спросят – а зачем тогда весь этот «концерт» с «российским Крымом» нужен был, если все вокруг стало хуже, чем при Украине? И поэтому тематика «врагов» и ложь про Украину в его риторике вышла на передний план.
-- Главное – «боевая» поза
Говорят: хороший понт иногда полезнее знание дела. А как объяснить тот факт, что «новая крымская власть» была героями при поддержке российских «зеленых человечков» с автоматами, а наедине с проблемами оказалась бессильна? Только одним – Крым со всех сторон окружен «врагами»! Не зря же когда Сталин был бессилен решить экономические проблемы СССР, он придумал теорию об усилении классовой борьбы по мере продвижения страны к социализму. Аксенов сейчас придумал аналогичную теорию о том, что Крым окружают сплошные враги.
Всем очевидно, что в последнее время из-за санкций и отсутствия управленческих способностей, в частности дара прогнозирования, Сергей Аксенов потерял бразды управления Крымом. Что ни сделает – все наперекосяк. Рассказал, что Россия заключила контракт с Украиной на «беспоребойную» (так в его тексте – авт.) поставку в Крым электроэнергии, как на другой день весь Крым оказался обесточенным. Более того, информацию о договоре опроверг никто иной, как такой же «герой крымской весны», Владимир Константинов. Договор не заключили, а еще только обсуждали (на тот момент). И слова «бесперебойное» в нем нет, а есть «ограниченные поставки». Поэтому на последней сессии оккупационный «госсовет» законопроект «об энергосбережении» принял сразу же в двух чтениях, чтобы поскорее что-то предпринять.
Как тут доказать крымчанам, что ты владеешь ситуацией и все еще остаешься при деле? А просто – надо «понтоваться». Отключили свет – в Крыму кричат «хунта снова дернула рубильник», «враги работают против Крыма», отменили поезда – опять «вражеская диверсия». Тон «понтам» задает сам Сергей Аксенов. На пресс-конференции он сказал так: «Вражеские диверсии не прекращаются». Когда крымчанам нужен свет, электричество для холодильников, для связи и передвижения, но Сергей Аксенов учит их, что «проблемы с энергоснабжением оккупированного Крыма не сравнимы с «ценой свободы Крыма». «Враги всегда пытаются нам в Крыму создать дискомфортные условия. Ситуация для нас понятна, но борьба за возможность свободы волеизъявления, за свободу говорить на своем языке, она чего-то стоит, то есть мы это получили. Никто таким образом с нами разговаривать не сможет, и Россию на колени никто не поставит, и в Крыму в том числе», – говорил Сергей Аксенов. Можно подумать, что Сергей Аксенов, владеющий только русским языком, когда-нибудь мог говорить на другом языке, или говорил на нем не свободно. Старо как мир. Бывшие «регионалы» тоже, когда видели, что их «реформы» проваливаются, ставили пластинку про «дискриминацию русского языка». А еще о намерении построить мост через Керченский пролив. Аксенов тоже сейчас рассказывает, сколько вариантов моста они уже перебрали, вот только не могут объяснить, почему его до сих пор нету, ведь по договору подписанному Путиным и Януковичем в Харькове в 2010 году, мост 2014-ом должен уже работать. И вот уже 2015-й, а моста все нет. Аксенов нашел новую отмазку: теперь проект нужно согласовать с Украиной. Он молит бога, чтобы Украина таки не разрешила. Тогда он скажет – так Украина виновата, не разрешила , нам построить, а мы так рвались, так мечтали, так стремились построить, что и деньги уже выделили!
А уж какая «свобода волеизъявления» установилась в Крыму все крымчане видели по итогам «референдума».
Метод прост. Чтобы крымчане не вспоминали как Аксенов раньше хвалился, что «совмин» всем управляет, что все проблемы уже решены и ничем крымчанам не грозят – им нужно рассказывать небылицы о том, что «запрещали русский язык», более того – могли всех уничтожить. Это же проще, чем оправдываться, что никакие проблемы «новая российская власть» так и не осилила.
И второй способ «понтоваться» – пугать «страшным прошлым»: «Если бы мы остались в той стране, нас бы, кроме уничтожения, ничего не ждало, так или иначе». Да что там говорить, Украина уже всех уничтожила, только как Аксенов с приближенными и остались невредимы?
-- Мечта Аксенова – «пободаться»
Агрессивность – тоже воровская черта. Говорят, что загнанный в угол пикинес и тот может палец откусить. А крымская власть, по всем признакам – стоит в углу. Поэтому старается тем крепче опираться на военную силу. Аксенов так боится крымчан, что передвигается по Крыму с многочисленной российской охраной и в сопровождении даже снайперов, – так вор с кошельком удирает от преследования уличивших его свидетелей. На пресс-конференции же он рассказывает крымчанам об их безопасности. «С точки зрения безопасности никаких проблем сегодня у республики нет, – говорит Сергей Аксенов. – Достаточное количество вооруженных сил и частей регулярной армии расквартированы на территории республики. В том числе и авиационные подразделения. Поверьте, не с кем бодаться. Сегодня Украина не в том состоянии, чтобы напасть на Российскую Федерацию, ни одной страны в мире такой нет, и никому не советую то делать – все получат по заслугам». Заявления украинских лидеров о возвращении в скором времени Крыма под контроль Украины Аксенов предпочитает не комментировать: «Их толкают американцы, они просто озвучивают то, что им говорят».
Аксенов осознает, что дальше будет только хуже, поэтому уповает на то, что удастся развязать какую-никакую войнушку. И вот она уже спишет все бессилие и весь авантюризм. Поэтому он мечтает «пободаться», да не с кем. Это ведь теленок (Аксенов) бодался бы с дубом (Украиной), а сам дуб ни с каким Аксеновым бодаться не собирается, и Крым намерен возвращать иными способами. Аксенов просто этого не понимает, а и понимал бы, так ничего уже сделать не сможет. По социологическим данным (результаты репрезентативного опроса DW-Trend), уже более половины россиян – 67% – не согласны отказаться от части своих доходов ради увеличения экономической поддержи Крыма. Покормили немного, и хватит! А откуда Аксенов и Константинов будут черпать ресурсы для жизнеобеспечения «угнанного» Крыма? Он у Олега Зубкова в зоопарке уже даже крокодилы без электричества дохнуть начинают. И от новогодних программ пришлось отказаться, потому, что львы так и не дождались российского мяса.
Поэтому мечты о том, чтобы «пободаться» – а это единственный выход для не способного решить проблемы Крыма Аксенова! – не покидают его сознание. На пресс-конференции он заявил, что проблемы переживаемые нынче жителями Крыма, – только начало грядущих проблем: «Сейчас идет тренировка перед основным боем». Вот о чем мечтают оккупанты.
Но все это – манипуляции сознанием крымчан.
«Почему у нас так много людей, которыми легко манипулировать?», – в недавнем интервью «Новой газете» этот феномен объяснила профессор кафедры нейро- и патопсихологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Елена Соколова.
«Социальная реальность становится все более сложной, непредсказуемой и пугающей своей неопределенностью. А телевидение еще и нагнетает страхи, умышленно доводя людей до состояния хаоса и паники. В ситуации созданного сильного стресса возможны «поломки» механизмов рационального мышления. Люди легко уподобляются толпе, где действуют архаические инстинкты, простейшие эмоции заражения и единообразия. Человеческие и личностные черты при этом смываются. Люди ждут и жаждут найти тех «сильных», кто предложит им «порядок» и успокоительные грезы. Манипулятор не думает о том, что станет с человеком, его отличает эмоциональная холодность, бессердечие, тупость своего рода. По сути, психология манипулятора – это психология убийцы», – отметила профессор Елена Соколова.
Вот почему Сергей Аксенов на публике «играет роль» «сильного и волевого», вот почему он стремиться «пободаться» вместо того, чтобы спокойно и методично решать проблемы крымчан, как много раз обещал. Украсть Крым, как кошелек в троллейбусе, вместе с Константиновым смогли, а решать его проблемы теперь оказались не способны. Психология не та.