Первый пошел! Епископ выступил против патриарха Кирилла
Главное не в том,что еп.Лонгин перестал возносить имя патриарха...
Епископ Лонгин - викарий. Своей епархии у него нет. Значит, это не епархиальное собрание. В президиуме только монахи. Но обращается и к сестрам. Возможно, это возглавляемый им Банченский Свято-Вознесенский мужской монастырь в с. Банчены Герцаевского р-на Черновицкой обл. Полторы сотни (!) монахинь видны на полном видео.
Собрание явно не экспромт. Вопросы заготовлены и записаны заранее. Ответы распределены между монахами и тоже заранее записаны.
Главное не в том,что еп.Лонгин перестал возносить имя патриарха. В конце концов - не очень и обязан: он викарий, и его кириарх - в Киеве, не в Москве. Повсеместное вознесение имени патриарха всеми литургисающими (а не только главами епархий) - это чисто русская традиция. Но еп. Лонгин объявил патриарха Кирилла сущим вообще вне православной Церкви. А это нельзя не заметить.
Но и отреагировать громами и молниями тоже трудно. И в силу зарубежности Лонгина и в силу того, что его человеческий авторитет по крайней мере в Украине много выше, чем у его оппонента. Это не чукотский одиночка Диомид.
Думаю, что еп.Лонгин прав с точки зрения экклезиологической, "процедурной". "Эпохальное деяние" все же можно было обсудить со своими современниками. см. описание атмосферы на архиерейском соборе на 1.28 мин и 1.51 полного видео.
Но не всегда еп. Лонгин прав в своих богословских аргументах. И почти всегда он неправ в своих исторических ссылках. Например, на 2.08 он говорит, что православные патриархи никогда не встречались с папами. Русские - да. Но вселенские- много раз.
Он говорит, будто ВСЕ отцы Первого Вселенского Собора были изувеченными исповедниками кто без глаз, а кто без рук. Это неправда. Таковых было два-три человека.
И обращение к римскому папе как к "Святейшему" - это давняя традиция. Так обращались к нему Императоры России. И Журнал Московской Патриархии в 1970-80 годы публиковал рождественские и пасхальные поздравления патриарха Пимена к Римскому Папе с обращением "Ваше Святейшество!".
На 1 ч 45 мин цитируется послание князю Изяславу как принадлежащее преп. Феодосию Киево-Печерскому. Утверждается, что это 1074 год.
Однако, в современный литературе считается, что антилатинские сочинения, приписываемые преп. Феодосию, на самом деле относятся не к 11, а к 12 веку, адресованы они не князю Изяславу Ярославичу (1054-1078), а князю Изяславу Мстиславичу (1146-1154) и принадлежат перу монаха Феодосия Грека, что убедительно показал русский историк-эмигрант К.К.Висковатый, сотрудник Славянской библиотеки при Карловом университете в Праге:
Висковатый К. К вопросу об авторе и времени написания "Слова к Изяславу о латинах" // Slavia. Praha, 1939. Т. 16, сс. 535-567;
Подскальски Г. Богословская литература Киевской Руси, 988-1237 гг. т.1. Спб., 1996, сс. 294-296;
Назаренко А. В. "Зело неподобно правоверным". Межконфессиональные браки на Руси в 11-12 вв. // Вестник истории, литературы и искусства. Том I, Москва 2005.
На 1.53 владыка уже прямо врет, будто на Всеправославном соборе готовят ревизию догматов и литургии.
***
Собрание это было еще до начала Великого Поста. И столько времени об этом не было ни слова!
Источник: Facebook