Про местных царьков и силу гражданского общества
Если верить историкам, то первая коррупционная система была создана самим государством с введением принципа «кормления». Направленные центральной властью бояре на службу в отдаленные районы не получали жалования, но зато получали право кормиться за счет вверенного им населения.
Если верить историкам, то первая коррупционная система была создана самим государством с введением принципа «кормления». Направленные центральной властью бояре на службу в отдаленные районы не получали жалования, но зато получали право кормиться за счет вверенного им населения.
Когда такой чиновник только вступал в управление, люди платили ему «въезжий корм» и содержали кормленщика и его челядь, окружение и лошадей в течение всего периода его службы. С течением времени «корм» заменился денежным эквивалентом. Направленный центральной властью чиновник не знал, сколь долго он усидит на своем посту, и стремился урвать с подчиненных настолько много, насколько это было возможно.
Причем государи, придумавшие эту систему, были убеждены, что она способствует централизации страны и укреплению центральной власти. На самом деле ничто так не разрушало государство, не восстанавливало местных жителей против власти, как жадность, рвачество и утрата остатков человеческих черт «кормленщика». Находясь вдали от того единственного, кому он был обязан своим возвышением, чиновник мнил себя царьком на своей небольшой территории.
С тех пор минуло много веков, но система «кормлений» благополучно пережила и царей, и коммунистов, и в неизменном средневековом виде существует и поныне. В Одесской области перед выборами в ВР пытался заполучить депутатский мандат некий господин, спускающийся с небес к народу на вертолете и оповещавший местных жителей о своем «божественном исходе» фразой: «Здесь царь я!». Кстати, его с удовольствием «топили» другие кандидаты на должность местного царя – прокурор, главный милиционер и глава местного суда, рассудившие, что столь резвый конкурент в местные цари им ни к чему. Именно поэтому кандидату довелось царскую корону пока положить в сейф – до лучших времен.
А там, где местные царьки воссели на свои престолы на долгие годы – там корона в сейфе не хранится, а возлежит на их монументальных головах прочно. Народ, знакомый с народной мудростью "плетью обуха не перешибёшь" – молчит и терпит. Потому что понимает – он заложник, и если кто-то решается отстаивать свои права, то ему приходится серьезно опасаться не только за свое благополучие, но нередко и за жизнь. Местные царьки творят здесь все, что им заблагорассудится, поддерживаемые и покрываемые работающими с ними в крепкой связке милицией, прокуратурой и судами.
Недавно пришло письмо из чудесного города Гайсин. В нем местная жительница рассказывает об одном таком царьке, парящем, по ее словам, над поникшими головами своих подданных даже не в вертолете, а в самолете. Оттуда, с небес, он осматривает свои владения – 7 га лесных угодий, усадьбу и озеро, в котором когда-то купались все гайсинцы, а теперь, в озере, огороженном и охраняемом, гордо реет царский корабль. Холопам в царские земли ходить запрещено. Пока не под страхом смерти, а под страхом судебного решения и финансовых санкций. Но это пока…
Когда на одной из акций протеста этому господину, занимающему пост главы Гайсинской районной рады, активисты высказали свои претензии и обвинения, он обратился в местный суд с иском о защите чести и достоинства. Суд, конечно же встал на защиту, оценив поруганные честь и достоинство Сикорского С.А. в 20 тыс. гривен и 1 тысячу судебных издержек, кои и обязал выплатить Зою Высокогляд, осмелившуюся роптать против «царских» деяний.
Сейчас очень много говорят о повышении роли местного самоуправления, о том, что местной громаде необходимо предоставить больше прав. Это правильно, во всех демократических странах местное самоуправление является основой государства. Но становится не по себе, когда представишь, во что может вылиться еще большая самостоятельность для местных царьков. Обычные люди, живущие под произволом, давно поняли, что государство пренебрегло и их правами, и их жизнями. Поняли, и замкнулись в своем круге: работа (если она, конечно, есть) – ужин – сериал - сон. Выживание. Утрата веры в то, что что-то может измениться оборачивается равнодушием, апатией и тотальным недоверием ко всему, что выходит за пределы круга, сужающего гражданское и интеллектуальное пространство.
Изменения возможны, более того, изменения уже близко. Но для этого нужна коллективная воля всего общества, каждого, нашедшего в себе силы разомкнуть круг, в который его заключила Система. Об этом я говорила в эфире программы «Справедливость». Система не может уничтожить саму себя, она работает в режиме самосохранения. Ее можно только разрушить только извне.
Мы все должны настаивать на полной перезагрузке власти. Президент, правительство, все местные советы и местные царьки – в отставку. Парламент перед самороспуском принимает закон о выборах по высоким демократическим стандартам - открытым спискам при отлично отлаженном механизме контроля гражданским обществом.
Функционирование страны в это время поддерживает правительство, состоящее не из красиво говорящих политиков и компромиссных фигур, устраивающих олигархическое лобби, а из настоящих специалистов, ученых, талантливых менеджеров. Они обеспечивают жизнедеятельность промышленности, отрасли ЖКХ, работу экономики и энергетической сферы. Кандидатуры членов этого переходного Кабмина должны быть предложены и поддержаны обществом.
Назначаются выборы всех органов власти. Народ выбирает тех, кого считает достойным. Выбирает в соответствии с демократическими стандартами, и голос каждого будет честно учтен и засчитан. Выбирает президента, депутатов Верховной Рады и местных советов. Выбирает меров и руководителей местных советов. Формируются исполнительные органы на основе широких консультаций с обществом.
А после этого народ несет ответственность за свой выбор, контролируя через демократические механизмы тех, кому доверил право служить Украине.
А иначе – мы обречены жить под властью Царей и царьков, Семей и боярских опричников.