Украинский яд для Таможенного союза
Украинцы – очень коварный народ.
Украинцы – очень коварный народ. Мы даже бездействием способны сделать больше, чем многие страны активной борьбой. Ситуация с Таможенным союзом скорее типичный случай. Ряд российских аналитиков предостерегали Владимира Путина от втягивания Украины в единое экономическое пространство. Мол, в РФ кризис, более половины бюджетных доходов составляет продажа нефти и газа, страна больше практически ничего на экспорт не производит. А цены на углеводороды падают.
И вот уже кормить братскую Беларусь становится очень трудно. Кавказу дань – попробуй вовремя не заплати. Всякие непризнанные республики требуют денег каждый день – иначе отколются. А если добавить Украину – крупнейшего покупателя газа по самой высокой цене «в друзья» и снизить цену – экономика России рухнет. Следом, по эффекту домино, рухнет экономика Таможенного союза.
То есть вступление Украины в ТС на самом деле не благо, а приговор. Отравленное яблоко. При этом порознь страны как-то выживали и даже неплохо сотрудничали. Да, друзьям Путина не позволили провести в Украине повторную приватизацию, но ведь интересы российского государства формируются не только жадностью отдельного дачного кооператива «Озеро». Геополитика – она шире. Так что дружба без брака для Украины и России выглядели как-то спокойнее и надежнее.
У Путина были свои геополитические резоны (и экономические тоже), потому эти предупреждения он игнорировал. Теперь о том, помогла бы Украина Таможенному союзу или угробила бы его в случае вступления можно спорить до бесконечности. В первую очередь потому, что вступление это так и осталось нереализованным проектом. Во вторую, потому что Украина и без вступления имеет все шансы Таможенный союз развалить на куски. Вот такая магия всепобеждающего украинского неделания.
Сделано это будет элементарно. Россия может сколько угодно отгораживаться таможенными барьерами и спускать своего санитара Онищенко. Это только испортит имидж государства российского в глазах украинцев, европейцев и, что самое неприятное, в глазах членов Таможенного союза.
В первую очередь, потому что Онищенко в этой роли уже смешон. И хрен бы с ним, с Онищенко, но он выставляет в смешном свете Путина, а авторитет российского президента держится в основном на его сакрально могуществе и образе безупречного сильного политика. Клоунский колпак в этой ситуации убивает быстрее, чем пуля.
Во-вторых, меры по изоляции Украины от российского рынка совершенно неэффективны. Потому что лидер Беларуси отказался участвовать в этой игре. Да, бацько Лукашенко натурально кинул Владимира Владимировича в украинском вопросе. Он готов покупать украинские товары и продукты, включая шоколадки Рошен, в которых его санитары не нашли ничего плохого.
Упрекнуть Лукашенко не в чем. Ему выгодно дружить с Украиной, ему интересно это сотрудничество. А если он сможет через Украину торговать с Евросоюзом, то это становится еще интереснее. Россия перед выбором – терпеть торговлю с Украиной при посредничестве братьев-беларусов или перекрыть кордоны с Бацькой. Накрылся Таможенный союз? Без вопросов. Без Украины и Беларуси Россия может создавать Кавказский или Азийский союзы. Про Европу лучше забыть. Но и с Азийскими союзами не сложится. Потому что союза народов и союза экономик, увы, не существует. Таможенный союз – это совсем другое. Это, если хотите, союз диктаторов или союз сильных национальных лидеров – подчеркните понравившуюся формулировку и смиритесь с сутью.
Да, кстати, мы еще забыли про один важный аспект. Российские лидеры любят рассуждать о геополитике и стратегии на «Западном фронте». Там мало быстрых событий и можно бесконечно трепаться о вырождении Запада, русской духовности, гей-парадах и чистой неприкосновенной славянской попе. Для пустого трепа это подойдет. Но с другой стороны – на Востоке растет новый игрок. Китай постепенно поглощает русский восток и вытесняет Россию. Он ведущий инвестор и ведущий покупатель продуктов и товаров. И теперь именно неожиданный союз Китая с Украиной бьет по российским интересам сильнее всего. Фехтовальщики в этих случаях говорят – туше.