Условно свободна
Ситуация с осужденной экс-премьером Юлией Тимошенко напоминает шахматный пат или цугцванг.
Ситуация с осужденной экс-премьером Юлией Тимошенко напоминает шахматный пат или цугцванг. Все игроки либо не имеют возможности для следующего хода, либо этот ход означает неминуемые потери.
Даже для самой Тимошенко ситуация крайне неоднозначная. С одной стороны она понимает, что в тюрьме много не высидишь. Народ массово так и не поднялся на ее защиту, а активные усилия соратников могут с тем же успехом (и с не меньшей активностью) продолжаться еще очень долго. Значит, нужно искать выход из этой позиции в другую, более динамичную. Но сам факт ее помилования Януковичем наносит двойной удар по репутации. То есть ход делать надо, но вся надежда на то что смена позиции перекроет неизбежные потери.
Самому Виктору Януковичу радоваться такому положению Тимошенко мешает тот факт, что его позиция ничуть не лучше. Да, он выторговал еще месяц у миссии Кокса и Квасьневского, но отсрочка не будет вечной. Возможно, что даже ее продление после этого месяца не предусмотрено. Ему и только ему придется что-то решать с Тимошенко, а раз бесконечно затягивать процесс не дадут, придется выпускать.
Да-да, именно выпускать, потому что вариант оставить за решеткой, который очень нравится Виктору Федоровичу, чреват для него (и он это знает) настоящей катастрофой. Конечно, дворец в Межигорье глупо сравнивать с палатой в Харьковской больнице, но политическая ситуация Виктора Федоровича просто копирует ситуацию Юлии Владимировны. Его следующий ход очевиден – выпускать Тимошенко. И вся надежда на то, что он сможет это сделать так и на таких условиях, которые в конечном итоге перекроют неизбежные потери от самого факта.
А потери действительно неизбежны. И пусть политические возможности Тимошенко в немецкой клинике вырастут не радикально, но ловушка в другом месте. Так или иначе, но фракция Батькивщины под ее даже дистанционным, но круглосуточным руководством станет куда опаснее и резче в борьбе с президентом. Что еще важнее, сторонники Януковича увидят в этом не мудрость, не милосердие, а только слабость. И, что самое неприятное для Виктора Федоровича, эту слабость увидят и соратники. А законы стаи суровы и просты – ослабевшему вожаку не оставляют шансов. Кстати, это Виктор Федорович тоже знает лучше других. Благо, желающих вцепиться «Папе» в горло хватает и среди олигархов и среди вчерашних верных товарищей по политической борьбе.
Можно сказать, что принципиальное решение по Тимошенко уже принято. Ее даже можно назвать условно свободной. Сейчас идет только поиск формы, в которой оно будет проведено. Но каждому из участников этого процесса оно сулит не только решение старой проблемы, но и появление нескольких новых.