Игры «регионов»
В кинотеатре, где нет туалета, даже самый плохой фильм держит зрителя в напряжении до конца сеанса.
В кинотеатре, где нет туалета, даже самый плохой фильм держит зрителя в напряжении до конца сеанса. Оппозиции нужно добиться того же чувства от избирателя, но с другим инструментарием. Потому что фильм не то чтобы плохой – скучноватый. Нет развития сюжета. Актеры, бесконечно повторяющие реплики в разных вариациях начинают надоедать. И что делать?
Переговоры заходят в тупик, ничего не происходит, народ начинает рассуждать о том, что этих вождей неплохо бы заменить. Понятно, что нужно как-то людей взбодрить, но как? И тут на выручку приходит уже испытанный метод. Из оппозиционного лагеря сторонникам сообщают, что Партия регионов (как вариант – фракция ПР в Верховной Раде) на грани раскола. Осталась максимум неделя – и победа сама упадет в руки терпеливой оппозиции. Там 30, а то и 40 (иногда 52 депутата) уже готовы перейти на сторону оппозиции. Так что мы не просто стоим на месте, мы стоим в засаде. Действительно, один раз показалось, что именно так все само и случится. Янукович явно потерял контроль над фракцией и оппозиция предвкушала победу. Но за спиной Януковича неожиданно образовалась третья сила, и оппозиции прилось просто вернуться в свою засаду.
Раньше «добрые вести» приносили эксперты, потом Инна Богословская, а последним этот тезис озвучил Николай Томенко. По его словам, последние дискуссии и консультации с депутатами Партии регионов свидетельствуют, что «в этой фракции - довольно большое количество нардепов, ориентированных на европейский выбор Украины, демократические ценности и т.д». Николай Томенко считает, что это дает основания говорить, что эта неформальная группа депутатов фракции Партии регионов в ближайшее время может формализоваться как своеобразная демократическая платформа проевропейской ориентации во главе с Сергеем Тигипко. На следующей неделе (то есть уже на этой).
Если повторить сто раз «халва», то во рту слаще не станет. Но если три раза сказать, что Тигипко формирует какую-то платформу внутри ПР, может стать горько. Похоже, Сергея Тигипко таки пригласили на разговор, и поставили вопрос ребром – «что за игры в демократию?» После этого его пресс-служба распространила заявление, что Сергей Тигипко не собирается выходить из ПР. «В эти непростые времена, как и раньше, мы останемся рядом с нашими однопартийцами по всей стране», - говорится в сообщении.
Тигипко, конечно, человек с тонким чувством юмора. Потому что «как и раньше» он сперва после второго тура 2004 года очень быстро ушел с поста главы штаба кандидата Виктора Януковича. А потом, на местных выборах в 2010 году шел со своим проектом «Сильная Украина». Так что «как и раньше» ничего не гарантирует. Что интересно, даже в этом верноподданническом заявлении Сергей Тигипко отметил, что «считает недопустимым уровень коррупции на всех уровнях власти, а работу правительства по преодолению экономических проблем Украины и улучшение уровня жизни людей – неэффективной». Но не уходит.
Похоже, если раскол в ПР действительно существует, то с планами и надеждами оппозиции он никак не связан. Это внутренняя борьба между группами влияния, что очень удачно охарактеризовал нардеп от УДАРа Павел Розенко.
«Не верю я ни в какие «демократические платформы» в Партии регионов, также не верю в массовый выход регионалов из фракции. Да, возможно, единичные случаи будут. Мне кажется, что все эти выбросы информации о различных «платформах и течениях» с конкретными фамилиями лидеров этих «течений» организуют сами регионалы. Цель одна - активно участвовать в разделении кресел в новом правительстве. Идет примитивний пиар - шантаж «бати». Мол, если не будут учтены наши предложения 30-40 человек может выйти из фракции. Вот собственно и все! Банальные торги за должности, о «выходе из кризиса» или «будущем Украины» там мало кто думает», - считает Павел Розенко.
Конечно, внутривидовую борьбу в Партии регионов оппозиция может использовать в своей игре. Может переманить на свою сторону часть депутатов, может играть на противоречиях ради реформы Конституции, перетягивая влияние в парламент. Может создавать коалицию с прицелом на выборы 2015 года, как делали это накануне выборов в 2004-ом. Но для этого нужно иметь какой-то план и, собственно, вести свою игру. А не ждать «в засаде», пока мимо что-нибудь проплывет. Потенциальным раскольникам нужно не так много – внятный план на перспективу и реальные гарантии. Но если задача оппозиции просто держать сторонников в напряжении с помощью новостей – можно и так.