Нелюбовный треугольник

Переговоры о статусе Донбасса идут уже не первый день.

Переговоры о статусе Донбасса идут уже не первый день. Меняется состав участников, ситуация в зоне боевых действий, цена на нефть и прочие сопутствующие факторы. Но достичь окончательного решения не получается. Слишком разные цели у высоких договаривающихся сторон.

У Киева свое видение завершения конфликта, а вот у Москвы совершенно противоположное. При этом истинные цели с декларируемыми часто никак не связаны. У Донбасса есть свои пожелания, но их практически никто не учитывает. Просто потому что не совсем понятно – с кем там вести переговоры. Прежняя власть разбежалась, выборы новой никто не признал. То есть фактически у территории сегодня нет легитимных представителей, а садиться за стол переговоров с самопровозглашенной властью ДНР и ЛНР желающих нет.

России это просто не нужно – она и так контролирует эту силу. А Украина не видит смысла разговаривать с марионетками, если кукловод в пределах доступности. Таким образом договаривающихся сторон три, но в расчет стоит принимать только две из них. Оккупированные территории и их хозяева не стали самостоятельным участником политического процесса. Однако это не слишком упростило переговоры об их судьбе и статусе. Повторюсь – слишком разного хотят Москва и Киев.

Для украинской власти принципиальным моментом является прекращение боевых действий и укрепление границы. Это открывает двери для инвесторов и позволяет добиться быстрого экономического роста. По большому счету это главная цель. И если для ее реализации необходимо пожертвовать частью разрушенного Донбасса, власть на это пойдет. Конечно, вслух об этом политики не говорят, но такое мнение имеет место в самых высоких кабинетах. Оккупированные территории готовы отпустить (не признавая их независимости) или отдать России.

Кремль такой сценарий категорически не устраивает. Независимые ДНР и ЛНР, равно как федеративный округ из этих территорий Москве категорически не нужен. Крым пробил брешь в федеральном бюджете, рубль несется вниз наперегонки с ценами на нефть, за толстыми коровами пошли тощие, впереди очень мрачная перспектива. В этой ситуации спасти экономику РФ само по себе – сверхзадача. И взять на баланс еще и регион с разрушенной инфраструктурой и четырехмиллионным населением с преобладанием пенсионеров – приговор. Оставить республики помирать в одиночку Москва тоже не хочет. Во-первых это удар по репутации, а во вторых «Новорусский мавр» еще не сделал свое дело, чтобы уйти.

Главная задача Кремля сегодня – не дать Украине стать экономически успешной частью Евросоюза. Это слишком большая потеря и очень плохой наглядный пример для собственного населения. Украина должна быть бедной, несамодостаточной. Чтобы украинцы и россияне видели – от демократии только беды, лучше Путин, чем голод. И роль Донбасса в этой ситуации – стать камнем на шее Киева. С одной стороны стать черной дырой для бюджетных средств, а с другой – очагом нестабильности и вялотекущего конфликта, чтобы отпугнуть инвесторов. Но для этого оккупированные территории должны остаться в составе Украины и никак иначе.

В этой ситуации мнение жителей Донбасса и самопровозглашенных лидеров ДНР и ЛНР Москву интересуют даже меньше, чем Киев. Есть четкая задача и будьте добры выполнять. Командир сказал «сурок», а значит никаких «сусликов». Найти компромисс в ситуации, когда две стороны имеют противоположные цели, а мнение третьей вообще никому не интересно – задача архисложная. То есть треугольник есть, а любви нет. Совершенно нелюбовный у нас треугольник получается.⁠