Готівка майже завжди пахне кров'ю, кокаїном та іншим криміналом
Можна констатувати, що, показавши свої заощадження і колекції, українська еліта дуже сильно ризикує
Мовою оригіналу
Завершение шумной компании с е-декларированием ставит перед украинским обществом тот же вопрос, который поставил в лесу медведь перед заблудившимся грибником, который кричал «Ау, кто-нибудь слышит меня?!» Медведь подошел, облизнулся и сказал: «Я услышал тебя, что дальше?» Вот и мы услышали, вернее, увидели декларации. Много часов, картин, квартир, счетов и милых сердцу выходцев из девяностых годов наличных. И что дальше? Откуда дровишки, уплачены ли налоги и кто будет контролировать искренность ответов на эти простые вопросы?
В настоящий момент Национальное антикоррупционное бюро Украины уже заявило, что будет приобщаться к проверке указанных в электронных декларациях сведений. Но проверка будет не тотальной, а только в отдельных случаях. Думаю, что Фискальная служба, прокуратура, экономические управления в МВД и СБУ тоже уже на низком старте и облизываются в предвкушении. Но первой скрипкой в этом оркестре выступит именно НАБУ, так что аппетиты прочих контролеров можно вынести за скобки (да и не по зубам им большинство декларантов), а вот выяснить критерии «отдельных случаев» лучше заранее.
Итак, НАБУ будет копаться в источниках доходов тогда, когда его попросит об этом НАЗК. Потому что тут очень хитрое разделение функций. Именно НАЗК занимается проверкой деклараций на предмет незаконного обогащения и внесения в них заведомо недостоверных данных. Но следственных функций, детективов и спецназа в дорогих носках у них нет согласно Закону Украины «О предотвращении коррупции». Только компьютеры. Так что если что-то заподозрят во время чтения – за дело возьмется НАБУ. Но есть у следователей Антикоррупционного бюро и более простые пути оперативно взять в оборот «понравившегося» чиновника.
Так основанием для проверок, расследований и прочих малоприятных для жертвы процедур согласно действующим законам может служить публикация в СМИ. О том что вот этот конкретный чиновник обогатился незаконно или скрыл чего от родного государства, заполняя декларацию. Так что было бы желание – обеспечить нужную публикацию в СМИ гораздо проще и быстрее, чем ждать ценных указаний из НАЗК. Самое интересное, что основанием может стать (и уже становилось) такая формулировка, как «широкий общественный резонанс» и «требования гражданского общества». В общем, пространство для маневра у НАБУ настолько широкое, что под расследование может попасть любой декларант. А может и не попасть. Удобно, правда?
В качестве вишенки на этом торте фигурирует еще одна формулировка от НАБУ. Выявленные в ходе расследования факты, в том случае, если «клиент» не попадает под подследственность НАБУ, станут основанием для возбуждения уголовного производства со стороны других правоохранительных органов. Все правильно прочитали? То есть традиционная формулировка «Я все это заработал и купил еще до того, как стал бедным депутатом или министром» служит стопроцентной защитой от детективов НАБУ. Они бизнесменами вне власти не занимаются. Но прокуратура, полиция или налоговая служба после этих слов начинают улыбаться еще шире и искреннее.
Радость «традиционных» правоохранителей и фискалов после слов «я заработал это в бизнесе до госслужбы» вполне объяснима. Потому что это уже тема для подробного разговора с ними. Тут даже «занял у девушек» или «снял с маминых депозитов» не панацея, как в случае с НАБУ. Потому что ГФС может посмотреть декларации мамы и девушек и пойти с вопросами дальше по цепочке. Это как раз тот случай, когда веревочка может виться очень долго, но финиш неизбежен и предсказуем. И в этом ключе Юлия Тимошенко, традиционно показавшая любопытному государству пустые карманы, вовсе не наивна. Она прекрасно понимает, что если твое богатство стало достоянием общественности, делиться придется. И лучше все отрицать, даже если никто не поверит. Ну, не поверят. Так и предъявить ничего не смогут.
Таким образом можно констатировать, что показав свои сбережения и коллекции украинская элита здорово рискует. Потому что нет никакого смысла просто получить ответ на вопрос «Сколько?» Это прелюдия к настоящей оргии вопросов «Откуда?» и «Уплачены ли все налоги?» Так что впереди нас ждут захватывающие истории, а также добровольные и не очень уплаты налогов. Не исключены и уголовные дела – куда же без них, когда фигурируют такие суммы да еще и наличными. Наличные вообще почти всегда пахнут не потом, а кровью, кокаином, оружием и прочим криминалом. Главное, чтобы в процессе все «лишнее» пошло в украинский бюджет. Потому что большие скандалы могут традиционно закончится большим круговоротом денег от чиновников к правоохранителям.