Ремонт доріг в Україні: китайці будуть завозити своїх фахівців, а наші сидітимуть без роботи?
Наші компанії - це робочі місця, інвестиції в виробництво і систему професійного навчання
Мовою оригіналу
Друзья, а вы в курсе, что подряд на ремонт трассы из Киева в Харьков отдали китайцам? В прошлом году подписано три соглашения с китайскими подрядчиками в автодорожной сфере! В «Укрдоринвесте» (занимается распределением западных кредитов на строительство украинских дорог) говорят, что после первой победы китайцы устроили в настоящую экспансию на наш рынок. Очень им стала интересна Украина. Пробивают у миграционной службы разрешение, чтобы массово завозить к нам свою рабочую силу.
Складывается парадоксальная ситуация: китайцы и другие иностранцы толпой выстраиваются в очередь за деньгами западных доноров - ЕБРР или Мирового банка. Но на Prozzoro, где разыгрываются заказы на дорожное строительство за средства нашего госбюджета, китайцы не спешат. Там ничего не заработаешь, там установленный норматив прибыли – 1% от суммы заказа, – и крутись, как хочешь. Поэтому на ProZorro соперничают в основном украинские компании, и за совсем другие деньги.
Иностранцам загонять себя в такие условия не интересно!
Что получается? Западные кредиты – это не подарок Украине, это деньги, которые нам же из своих налогов, из бюджета отдавать. Но эти средства получают зарубежные строительные компании – китайские, испанские – не суть важно. Украинские компании отсекаются с помощью разных «рогаток». Например, претендент обязан предоставить аудиторское заключение за последние пять лет, где «четко прослеживается доходность». А какая может быть у украинской компании доходность, если она обязана работать фактически без прибыли??
А может, все правильно, и в Украине просто нет своих достойных автодорожных компаний? Неправда! Зайдите в Google и убедитесь: лидер отрасли «Автомагистраль-Юг» открывает новые асфальтобетонные заводы по всей Украине. За последний месяц три новых производства – в Харьковской, Днепропетровской, Запорожской областях. Заводы ничем не отличаются от тех, что работают в Германии или Франции. Техника – самосвалы, асфальтоукладчики и т.д. - ничем не отличается от той, что работает в Австрии или Испании. Наладили сотрудничество с техникумами и автодорожными институтами: Украина потеряла поколение специалистов-автодорожников, нужно срочно наверстывать.
«Автомагистраль-Юг» - это самая крупная и достаточно известная компания. В Киеве они сейчас заканчивают ремонт на Телиги и начинают на Заболотного, а есть еще десятки, если не сотни других объектов по всей стране. Работает сейчас и много не таких крупных, но очень активно развивающихся автодорожников – к примеру, «Ростдорстрой», начинавший в Одессе, а теперь выбившийся в пятерку самых крупных компаний, тернопольский «Технобудцентр», о котором читаешь очень позитивные отзывы. В Украине есть кому строить дороги - как местного значения, так и общенационального. У нас сформировались отечественные компании, способные полноценно давать европейское качество строительства. При условии, разумеется, адекватного финансирования. Открою любопытный факт, о котором никто почему-то не говорит – наши украинские компании понемногу выходят на рынки соседних стран и начинают строить дороги там.
В Китае никому не нужно объяснить, почему государству так важно лоббировать именно своего производителя – причем как внутри страны, так и за ее пределами. В Украине, увы, это приходится делать. Наши компании – это рабочие места, инвестиции в производство и систему профессионального обучения. И Украина должна быть заинтересована, чтобы и бюджетные, и кредитные средства, выделяемые на дороги, получал наш собственный производитель. Но заинтересована ли? Я понимаю, когда китайцев берут проводить дноуглубление в глубоководном порту «Южный», - Украина действительно не имеет такой спецтехники. Но дороги мы и сами научились строить.
Не знаю, как вы, а я против того, чтобы китайцы кораблями завозили к нам рабочих, а украинские специалисты паковали чемоданы и семьями выезжали «за кордон» в поисках работы.