Ситуація на вугільному ринку: чим наші шахтарі гірші за американських?
Гроші й робочі місця повинні залишатися в Україні
Мовою оригіналу
Ситуация на угольном рынке Украины выглядит, как в старой донецкой поговорке. Простите за грубость, но звучит она так – «Отдай жену дяде, а сам иди к бл@ди». И если бы так было только на рынке угля, но ситуация с газом и нефтью выглядит очень похоже. Вместо того, чтобы развивать отечественную добычу, создавая рабочие места и увеличивая поступления в бюджет, мы предпочитаем импорт. Американские и российские шахтеры только рады, а что делать с нашими? ПАО «Центрэнерго» заключило с XCOAL Energy &Resources (США) контракт о поставке около 700 тыс. тонн угля антрацитовой группы до конца 2017 года. Цена первой партии составит $113 за тонну.
Давайте рассмотрим ситуацию в целом. Но сперва – немного истории. Раньше необходимый для украинских ТЭС уголь мы добывали на месте и возили с неконтролируемых территорий. И что бы там не говорили некоторые политики – уголь с НКТ поступал только при условии, что предприятие было зарегистрировано в Украине и платило все налоги в украинский бюджет. Стоило оно от 1400 до 1700 гривен за тонну. Гибридная война, гибридная торговля – это реальность. Потом общими усилиями разного рода депутатов (Семенченко и Парасюк) и вождей ДНР (Захарченко) поставки угля заблокировали и предприятия отжали. Не важно, кто организовал этот процесс в Украине и РФ, но работали ребята синхронно, как одна команда.
Результат – теперь часть угля мы импортируем из России, а еще часть из США. По цене почти 3 тысячи гривен. Спрашивается, что нам делать с этим счастьем? Понятно, что заключать договора с сепаратистами мы не будем, более того – их серые схемы с посредниками не пройдут. Отжали шахты? Кушайте антрацит. Украина переводит ТЭС на уголь марки «Г». Это дорого, требует времени, но мы справимся. А идиотам с шахты Скочинского и других, которые на митингах в Донецке кричали «Россия!», придется понять, что остались они без работы навсегда. Даже после освобождения Донбасса антрацит нам будет не нужен – обратно перестраивать блоки никто не станет. В общем, за что боролись то и получили.
Министр энергетики Насалик обещает решить вопрос с переводом украинских электростанций на газовый уголь уже к 2019 году. Повторюсь, это дорого, но оно того стоит. Уголь марки «Г» мы добываем в Украине. То есть за него будем платить гривной, а не долларом (что позволит удерживать курс и платежный баланс). Да и зарплаты получат наши шахтеры, они же и налоги в бюджет Украины заплатят. То есть дело правильное. Если бы не отдельные перекосы на местах – вообще нет вопросов. А вот теперь самый интересный момент. По мнению украинских чиновников, наши шахтеры не совсем хорошие люди. То есть они работают, им нужно за работу платить, но не так хорошо, как иностранным. Почему?! Я не понимаю.
Чем украинский шахтер хуже американского? Если он платит тут налоги и тратит тут свою зарплату – он даже нужнее государству! Но тариф для ТЭС, работающих полностью на газовом угле (к примеру «Захидэнерго») сейчас 1 гривна 24 копейки за КВ/ч. Это позволяет купить уголь по цене 1500 гривен за тонну. А на государственных шахтах цена 2000 гривен. И это еще не много, в сравнении с импортным. Логическую цепочку продолжить очень легко, потому что она уже работает в реальности. «Захидэнерго» не может покупать уголь у шахт. Соответственно шахтеры сидят без денег, у них задолженность по зарплате, акции протеста, перекрытия дорог и так далее. Государство гасит пожар за счет субсидий (сейчас не будем про схемы – отдельная тема). Понятно, что при такой ситуации у нас уже по углю марки «Г» дефицит. И тут вице-премьер Кистион принимает гениальное решение – давайте возить уголь из США! И именно марку «Г», которую мы сами добываем. 500 тысяч тон – заплатим американским шахтерам, а не своим. А почему бы и нет? Там всего 3 тысячи за тонну выйдет, а у нас за 2 покупать не будем. Бинго!
Если я правильно понимаю, то вместо того, чтобы платить нашим шахтерам достойные деньги (в гривне), с которых они заплатят все налоги и взносы в Пенсионный фонд, а потом потратят в наших магазинах на наши продукты, мы сделаем хитрый ход. Возьмем доллары и просто отдадим их за импорт. Свою добычу убьем, иностранцам поможем… ну, я уже про жену и дядю писал в самом начале. Осталось уточнить, что жену дяде ты отдаешь бесплатно, а сам к легкомысленной женщиной идешь с баксами. Но если мы все равно своих горняков отправляем на биржу и делаем ставку на импорт – зачем городить огород с переводом блоков на другую марку угля?
Ладно, оставим весь этот бред за скобками и посмотрим на ситуацию реально. Блоки переводить на марку «Г» нужно. Это стоит денег, но дает нам реальную независимость от РФ и Донбасса, который еще неизвестно когда станет нашим, и не факт, что мы сможем восстановить там шахты, которые сейчас уже затапливают грунтовые воды. Да, именно так выглядит картина – или кто-то думал, что «ихтамнеты» будут поддерживать шахты в рабочем состоянии, чтобы не стыдно было вернуть их Украине? Но не бесконечный финансовый ресурс украинского бюджета нужно использовать с умом. Не на создание рабочих мест в Пенсильвании или ЮАР, а делать упор на Волынь и Львов. На украинские шахты.
Деньги и рабочие места должны оставаться в Украине, это понятно даже первокурснику экономического ВУЗа. И с тарифами навести порядок. Потому что сейчас то же «Донбассэнерго» импортирует уголь (антрацит, кстати) из РФ по установленной очень нормальной цене, а «Захидэнерго» использует полностью украинское топливо и сидит на голодном пайке. Ребята, логику включаем. Очень нужно это сделать. Пока все к чертовой матери в отечественной добыче не обвалилось. Если, конечно, вы действуете в интересах Украины.