Осенний парад наступает. Скоро выборы
Уже следующей осенью в стране вовсю будет идти драка за главный пост. А нынче – смотр сил перед главной битвой
Уже следующей осенью в стране вовсю будет идти драка за главный пост. А нынче – смотр сил перед главной битвой
Если в природе жизнь пробуждается весной и понемногу замирает осенью, то в политике все наоборот. Всякое весеннее планирование исходит из того, что май, с его многочисленными выходными – потерянное время, а затем наступает и вовсе мертвый сезон: море превыше всего! Ничто так не уважается у нас, как право политиков на отдых. А вот с конца августа можно ожидать интересного. Есть много оснований ждать интересного грядущей осенью. Но как бы не разочароваться.
Если в природе жизнь пробуждается весной и понемногу замирает осенью, то в политике все наоборот. Всякое весеннее планирование исходит из того, что май, с его многочисленными выходными – потерянное время, а затем наступает и вовсе мертвый сезон: море превыше всего! Ничто так не уважается у нас, как право политиков на отдых. А вот с конца августа можно ожидать интересного. Есть много оснований ждать интересного грядущей осенью. Но как бы не разочароваться.
Пора удивлять
Собственно, разочарование – базовое ощущение от минувшего политического сезона. Все как-то серенько, без огня и задора. Даже освобождение Юрия Луценко не столько оживило общественную жизнь, сколько подчеркнуло ее анемичность. Власть окончательно отказалась от всякой реформаторской ереси, сосредоточившись на банальном удержании высот и низин. Оппозиция бесталанно имитировала протестную деятельность. За одними и за другими было сложно наблюдать, не зевая от скуки. Ноль динамики, отстой и застой. Очевидно, что перед большой электоральной сшибкой 2015 года сторонам требуется существенное перевооружение, если они хотят получить какой-то позитивный отклик от избирателей. А согласно упомянутому неформальному закону украинской политики, который гласит, что масштабно стартовать весной неполезно, то логично ожидать обновления репертуара ключевых игроков именно нынешней осенью.
Где взять нового Януковича?
Виктор Федорович не любит неожиданностей от других и сам удивлять не склонен. Но ситуация такова, что совсем без этого обойтись не выйдет. Даже те, кто его сейчас безоговорочно поддерживает, могут дрогнуть перед перспективой видеть Януковича во главе государства до 2020 года. Как-то это… слишком, пожалуй. Реванш за Майдан получен, а еще раз – за какие заслуги?
Да и моложе он не становится: 64 в 2015-м, 69 в 2020-м. Никакие медицинские ухищрения не скроют признаков увядания. Должны быть очень существенные причины, чтобы подписать и без того отнюдь не модерного дедушку на еще одну пятилетку. Заметьте, вопрос об ином кандидате от регионалов даже не ставится: что за глупости, все держится на Папе, государство – это «Я», т.е. он.
Но возможности сбросить старую кожу у Януковича крайне ограничены. Его ядерный электорат весьма консервативен и значительных новаций не воспримет. У государства Азарова-Арбузова-Клименко нет средств для существенного социального подкорма лояльных подданных, а любому бизнесу, не крышованному на самом верху, существовать в Украине крайне тяжело. Кличка «Минсдох» для одного из ключевых правительственных ведомств родилась не от избытка чувства юмора. Играть на ценностях стабильности хорошо, когда казна обильна, а если там мыши голодные бегают, статус-кво теряет всякую привлекательность.
Со внешним маневром тоже засада. Важно нормализовать отношения с ЕС и Вашингтоном, но евроинтеграционная риторика звучит чуждо для значительной части сторонников Партии регионов. Там и Америку, на российский манер, не очень… Непопулярна среди них и идея выпустить Тимошенко. Нынешняя недружелюбная таможенная политика России вынуждает, казалось, Президента Украины занять жесткую государственническую позицию, но он предпочитает отмалчиваться, поскольку нотки антироссийскости ему свои же избиратели не простят. При этом поддержки со стороны Путина, как уже стало ясно за прошедшее с 2010 года время, Янукович не дождется, а вот откровенно прокремлевский кандидат на президентских выборах может объявиться запросто, что на юге и востоке создаст дополнительные проблемы. Здесь Владимира Владимировича порой любят больше, чем Виктора Федоровича, а сочетать эти любови становится, чем дальше, тем труднее. В Москве об этом знают и будут постоянно ставить Киев в неудобное положение.
В общем, пока позитивной игры за Виктора Януковича не видно. Тем очевидней негативная: если не он, то кто? Эти?!
Как заставить претендентов претендовать?
Действующего Президента с теми, кто не прочь себя видеть следующим, объединяет уверенность, что для будущей победы достаточно рассказать, что оппоненты хуже. А поскольку это кажется достаточно очевидным, то особых усилий и не требуется. И Виталий Кличко, и Арсений Яценюк, и Юлия Тимошенко, и Виктор Янукович, и даже, похоже, Олег Тягныбок – каждый из них уверен, что конкуренты представляют собой чистое недоразумение. И ведь, что замечательно, при том, что каждый из них ошибается, все вместе они правы.
Оппозиции критически не хватает опасности. Как в ринге, когда искра проскакивает между противниками: чуть потеряешь концентрацию, окажешься на земле. Никто из деятелей, фигурирующих в президентских рейтингах, не представляет ощутимой угрозы для власти. Фон – да, и, чаще, выгодный.
И Виталий Кличко, и Арсений Яценюк, и Юлия Тимошенко, и Виктор Янукович, и даже, похоже, Олег Тягныбок – каждый из них уверен, что конкуренты представляют собой чистое недоразумение. И ведь, что замечательно, при том, что каждый из них ошибается, все вместе они правы
Все разговоры о неизбежном поражении Януковича сводятся к суммированию отдельных результатов оппозиционных лидеров во втором туре. Мелькнули данные, будто бы свидетельствующие о выходе Кличко на первую позицию по итогам опросов, но Владимир Паниотто, глава Киевского международного института социологии, справедливо заметил, что рейтинги во многом задаются списком кандидатов в опроснике. Добавьте туда Тимошенко и Порошенко, и на какой позиции окажется Кличко? А что всякого рода добавления во время избирательной кампании последуют, можно даже не сомневаться.
Кстати, о Порошенко. Ситуация с киевскими выборами продемонстрировала возможности оппозиции во всей красе. Во-первых, она не смогла добиться их назначения. Во-вторых, так и не появилось единой согласованной кандидатуры на случай их проведения. Зато вдруг свои услуги власти и оппозиции предложил Петр Алексеевич, в котором оппозиционности не больше, чем бензопирена в его шоколаде. Откуда у еще одного оппозиционера, Николая Катеринчука, вдруг оказалось столько денег на кампанию – вопрос для самых наивных.
Столица так и не заинтересовала не только Виталия Кличко, но и УДАР, а у «Батькивщины» уже традиционно не оказалось сильной фигуры. Т.е. оппозиционно настроенный Киев оказался не по зубам, а куда более неоднозначная в своих предпочтениях страна точно ляжет к ногам? Не ищите логики.
Что такого мы можем узнать о Виталии, Арсении, Олеге или, не ровен час, Юлии, чтобы симпатии к ним резко возросли и начался приток свежих сторонников? Пока же на осень, говорят, готовится продолжение акции «Вставай, Украина!», несмотря на то, что сама Тимошенко ее резко раскритиковала. С работой над ошибками все по-прежнему плохо.
И все-таки осень
Начнет ли рассасываться явный политический застой в ближайшие месяцы? Тут важно не выдать собственные желания за действительность. Если вдруг состоятся скоротечные киевские выборы, это чуть развлечет, но, с учетом участников, мало что изменит. Подписание соглашения об ассоциации с ЕС – мероприятие, скорей, стратегического значения, чем тактического. Состоится оно или нет, будет иметь долговременные последствия, но в текущем раскладе сил мало что изменит. Разве что ему будет предшествовать освобождение Юлии Тимошенко.
Но, опять же, случись такое освобождение, что изменится на рынке политического предложения, кроме еще большей фрустрации? Каждая из фигур первого ряда воплощает некую модель будущего, в которой она играет заглавную роль. Насколько уютно в будущем, например, а-ля Яценюк или Тимошенко? И что мы можем сказать о таком будущем? Стоит ли удивляться критическому отношению к оппозиции со стороны нелояльных к власти граждан. Им мало получить какого-нибудь не-Януковича, требуется куда большая ясность перспективы, а ее как не было, так и нет. Оппозиция поругивает за инертность народ; народ, в котором недовольства хватит на две революции, ругает всех и вся; нового качества политики не видно.
Собственно, а кто сказал, что Украине в ближайшие годы не уготована судьба болота, что все скоро изменится и непременно в лучшую сторону? Каждая осень рождает политические надежды, но она же их и регулярно хоронит. Почему в этот раз должно произойти иначе? Бо ми того варті? Пока не похоже.