Россия: вперед, к полной изоляции!
Сегодня в Совете Федерации будет обсуждаться деятельность в России международных организаций и фондов (Фонд Сороса, Фонд Мак-Артуров и других).
Сегодня в Совете Федерации будет обсуждаться деятельность в России международных организаций и фондов (Фонд Сороса, Фонд Мак-Артуров и других). Из СМИ мы знаем, что это обсуждение и принятое там заявление даст старт составлению списка «нежелательных организаций». Мы знаем также из недавно принятого соответствующего закона, что вскоре эти организации будут лишены возможности работать в России.
На это совещание не пригласили, насколько нам известно, ни одного представителя неправительственных организаций, которые получали от этих фондов финансирование, что фактически противоречит практике, закрепленной в России в ряде актов — если какой-то вопрос, решаемый властью, касается общества, то проводятся общественные слушания с представителями сообществ, интересы которых он затрагивает.
Очевидно, что в Совете Федерации 3 июля начнется процедура изгнания этих международных фондов из России. Будет ли там сказано о том, что именно благодаря Фонду Сороса и Фонду Мак-Артуров в 1990-е годы реально была спасена наука в России? Пригласили ли они представителей Российской Академии наук, чтобы узнать об этом?
А если бы они пригласили неправительственный сектор, правозащитные организации, то мы могли бы рассказать, что в девяностые и нулевые годы именно эти фонды помогали удерживать на плаву гражданское общество в России, защищать интересы тысяч и тысяч граждан от произвола чиновников и силовиков. Об этом могли бы рассказать в том числе и многие члены Совета по правам человека при Президенте Российской Федерации.
Но силовикам такие сведения невыгодны, и я не сомневаюсь, что на совещании они представят свою информацию, дискредитирующую работу фондов и неправительственных организаций. У меня есть один яркий пример такого поведения спецслужб, который наверняка оказал влияние на серьезные решения, принимаемые руководством страны.
Весной 1991 года в Москве шло довольно жесткое противостояние недавно избранного Верховного Совета РСФСР под председательством Б.Н. Ельцина, и союзного руководства во главе с М.С. Горбачевым. Ельцин в то время опирался на общественно-политическую организацию «Демократическая Россия», одним из сопредседателей которой был я. И вот я прочитал в одной из центральных газет, будто Горбачев на встрече с рабочими-активистами одного из районов Москвы заявил о том, что кооперативы, подчиненные «Демократической России», получили задание изготовить веревочные лестницы, которые будут использованы при штурме Кремля. Поскольку «Демократическая Россия» всегда действовала публично и не проводила никаких закрытых заседаний, я даже хотел судиться с газетой и самим Горбачевым, но вскоре стало не до этого.
Уже позднее, в середине 1990-х годов я оказался рядом с А.Н. Яковлевым, в прошлом членом Политбюро, и спросил у него, откуда у Горбачева могла появиться такая деза, и он сказал, что видел на столе у Михаила Сергеевича донесение от председателя КГБ СССР В.А. Крючкова с этой информацией. Я могу твердо сказать, что если бы спецслужбы не разжигали противостояние Горбачева и Ельцина, то события тогда пошли бы, вероятно, по другому сценарию. Возможно, не случилось бы ГКЧП, распад Союза не проходил бы так мучительно, развал экономики не был бы таким страшным.
У меня мало сомнений, что те же приемы у спецслужб сохраняются и сейчас, тем более что никакого гражданского контроля парламент над ними не осуществляет.
Хочу привести также пример из недавнего прошлого. В интернет была вброшена фальшивая заявка в Фонд Мак-Артуров якобы от Движения «За права человека» и за моей подписью, на финансирование митингов на Триумфальной и Пушкинской площади. Эта фальшивка долго распространялась в интернете, и ведущий Александр Гордон на федеральном канале, когда я еще ходил на их передачи, прямо предъявил мне ее в качестве обвинения. Не исключено, что на завтрашнем совещании нечто подобное будет также «вытащено из рукава».
Именно поэтому я сегодня обратился в Совет Федерации с открытым письмом — предложением пригласить меня и представителей других правозащитных организаций на обсуждение этого вопроса. А правильнее всего было бы отложить рассмотрение данного вопроса и провести содержательное и открытое обсуждение этой проблемы, пригласив не только нас, но и представителей других общественных организаций, а также Академии наук, провести парламентские слушание по этому вопросу.
Возможно, это остановит сползание России к полной международной изоляции.
Источник: Эхо Москвы