Предложение Приднестровья: новая схема контрабанды?
Экс-спикер парламента Приднестровья Григорий Маракуца активно обсуждает с российской стороной новый план урегулирования конфликта на Днестре, который он уже презентовал от своего имени - «план Маракуцы».
Экс-спикер парламента Приднестровья Григорий Маракуца активно обсуждает с российской стороной новый план урегулирования конфликта на Днестре, который он уже презентовал от своего имени - «план Маракуцы».
В СМИ уже появились сообщения, что 22 октября 2012 года в Москве состоялась встреча Григория Маракуцы cо статс-секретарем Министерства иностранных дел России Григорием Карасиным, где представитель Приднестровья озвучил предложения по созданию новой территориальной единицы – еврорегиона «Приднестровье», куда должны войти, собственно, непризнанная республика и Одесская область. 16 ноября 2012 года в Тирасполе данная инициатива была обсуждена уже с участием спецпредставителя президента России Дмитрием Рогозиным.
Что же подразумевает под собой «план Маракуцы»? По информации сайта Moldonews, на базе мощного транзитно-транспортного узла предлагается создание еврорегиона «Приднестровье». По мнению экс-спикера Приднестровья, в этот узел должны войти «аэропорт-хаб «Тирасполь» (в составе воздушно-транспортного коридора «Китай-ЕС» (Пекин-Навои-Тирасполь-Сехешфехервар), а также Одесский, Ильичевский, Южный морские порта, автобан Киев-Одесса-Рени. В свою очередь Молдова должна предоставить разрешение на использование своего воздушного пространства, а также территорию для транспортировки и хранения транзитных грузов. Конечной целью будет создание специальной «свободной экономической зоны».
Рассматривая предложенный план, сразу заметны интересы Тирасполя – в случае реализации такой идеи Приднестровье получит в пользование воздушную, сухопутную и морскую инфраструктуру Украины и Молдовы. В этом свете не совсем понятно, каков интерес Киева и Кишинева поддерживать данное предложение? По-моему, «план Маракуцы», скорее всего, предусматривает идеальную схему для процветания контрабанды, когда Тирасполь будет производить товары, Молдова будет легализировать их сопроводительными документами, а Украина выступит в качестве рынка для их сбыта. Также не совсем понятно, зачем самолетам из Китая лететь в ЕС через Тирасполь, а не сразу в страны ЕС? Не говоря уже о качестве дорог, которые связывает Украину с Молдовой.
Отдельный интерес к предложенному плану пробуждает его стратегическое направление - сотрудничество с Таможенным Союзом (Россия - Беларусь – Казахстан). Пока не ясно, как может экономическое образование сотрудничать с ТС, поскольку это объединение не может выступать в качестве государственного субъекта. При отсутствии международной юридической базы сделать это не представляется реальным. Более того, вряд ли Молдова и Украина поддержит такой план, поскольку обе страны имеют другие внешне-политические взгляды. Молодова видит преднестровское урегулирование путем вхождение в ЕС и создание современного правового государства, которое создаст необходимые условия для «евпопеизации» приднестровского региона. Для Украины евроинтеграция также по-прежнему является главной целью. Единственный игрок, который может поодерживать данный проект – это Россия.