Увядшая «история успеха»
Долгое время Молдова воспринималась как история успеха Восточного партнерства.
Долгое время Молдова воспринималась как история успеха Восточного партнерства. В настоящее время лидерство Молдовы оказалось под угрозой из-за ряда проблем в процессе внедрения реформ, главным образом — из-за коррупционных скандалов в банковской системе и других важных сферах. Коррупция разъедает «историю успеха» Молдовы и превращает европейскую интеграцию из плана модернизации страны в обманчивый лозунг, под которым процветают постсоветские практики.
Молдова объявила войну коррупции еще в первые годы своей независимости, однако результаты до сих пор не впечатляют. Скорее, наоборот: в соответствии с последним Индексом восприятия коррупции Transparency International, Молдова опустилась с 89-го места в 2009 г. на 103-е — в 2014 г. Коррупция зашкаливает на всех уровнях, но почти никогда не наказывается «в верхах».
В 2014 г. молдавское общество и политическую элиту потряс масштабный коррупционный скандал. Более 1 млрд долл., что составляет приблизительно 15% ВВП, ушло из Молдовы через коррупционную схему. Она управлялась через Banca de Economii (Сберегательный банк), в котором государство является акционером, и через два других частных банка. Хотя коррупция была широко распространена в банковской системе, по крайней мере, с 2007-го, суммы украденных средств достигли своего пика в 2014-м, достигнув сотни миллионов долларов за несколько дней перед парламентскими выборами 30 ноября 2014 г.
Ноябрьские выборы слегка изменили парламентский расклад, усилив пророссийское лобби в виде Партии социалистов Додона и умеренных сторонников России — Партии коммунистов, находящейся сегодня в явном упадке. Хотя у т.н. проевропейских партий — Либерально-демократической, Демократической и Либеральной — было достаточно мандатов, чтобы сформировать правительство, в ходе продолжительных дискуссий они так и не смогли договориться. Со второй попытки было сформировано правительство меньшинства — Либерально-демократической и Демократической партиями плюс неофициально коммунистами. Парламентские выборы проходили на фоне высокой поляризации в обществе по линии проевропейской и пророссийской ориентаций, усиливаемой неоднозначным (с юридической точки зрения) снятием с выборов партии еще одного ставленника России — Ренато Усатого — буквально за несколько дней перед днем голосования. Предположительно, его финансировали из России, что запрещено молдавским законодательством.
Общественная поляризация сохранилась и после выборов. Она продиктована, в первую очередь, недовольством населения из-за отсутствия эффективной борьбы с коррупцией. В частности, обвинения по банковскому делу были озвучены только через полгода, когда около 50 тыс. чел. вышли на улицы Кишинева на масштабный антикоррупционный протест. Кроме того, отчеты о банковском коррупционном скандале, включая предварительный отчет о расследовании, подготовленный американской компанией Kroll, указывают, что вывод денег был бы невозможен без прикрытия со стороны высокопоставленных лиц. Хотя расследование продолжается, доверие к нынешнему политическому руководству серьезно упало, и это, очевидно, отобразится на всеобщих местных выборах 14 июня 2015 г.
Рассматривая борьбу с коррупцией в более широкой перспективе, следует отметить, что реформы, начатые в 2009 г., имели определенный положительный эффект. «История успеха» Молдовы в Восточном партнерстве ЕС была, конечно, гиперболизирована, однако имела под собой определенные основания. И дело было не только в молдавском драйве к реформам, но и в регрессивных процессах в других странах Восточного партнерства. Согласно Индексу европейской интеграции стран Восточного партнерства, Молдова четвертый год подряд остается на первом месте, несмотря на явный застой в 2014 г. Таким образом, ее хорошие показатели — результат как слабого прогресса в других странах Восточного партнерства, так и некоторых положительных реформ, проведенных в Молдове.
Начиная с конца апреля
2014 г., молдаване, имеющие биометрические паспорта, могут путешествовать в страны ЕС без визы. Молдова стала первой и пока единственной страной СНГ, добившейся безвизового режима с ЕС. План действий по либерализации визового режима был начат Молдовой на три месяца позже Украины (в феврале 2011-го против декабря 2010-го), и с тех пор РМ приняла десятки законов, запустивших процесс модернизации государства. Антидискриминационное и антикоррупционное законодательство было принято именно в процессе визовой либерализации. Другое дело, как это законодательство имплементируется. Особенно по борьбе с коррупцией.
Реформы, начатые в 2009 г., оказали серьезное влияние на политическую жизнь республики. Чем больше проводилось требуемых ЕС реформ, тем меньше оставалось у правящих элит поля для маневра: они либо должны были начать реальное внедрение этих реформ в проблематичных сферах, либо поставить на паузу процесс евроинтеграции, дабы не навредить своим собственным интересам. Правящая элита сделала выбор в пользу второго варианта. В итоге главной заботой политических элит стала внутренняя политика, точнее, защита интересов олигархов.
Два олигарха, контролирующих свои партии (Владимир Плахотнюк — Демократическую и Владимир Филат — Либерально-демократическую), игнорировали правила, ранее принятые в рамках процесса приближения к ЕС. Процесс реформ был приостановлен, поскольку он затрагивал их собственную политическую и экономическую базу. Оба олигарха не чувствуют себя привязанными к своему электорату, поэтому политическое выживание, которое для них состоит в защите активов, является куда важнее, чем реформы. Кроме того, широко обсуждаемые в Молдове успехи румынского антикоррупционного ведомства, с 2011-го посадившего за решетку десятки бывших министров, премьер-министра и других высокопоставленных лиц, отбивало у молдавской политической элиты желание делать серьезные шаги в борьбе с коррупцией, поскольку они могли бы сами оказаться в тюрьме.
Об изменении в политике правительства сообщили вскоре после того, как новоизбранный парламент приступил к своим обязанностям в январе 2015 г. Лидеры фракции правящих партий объявили, что Молдова больше не стремится подавать заявку на членство в ЕС из-за «определенных сигналов», полученных от чиновников Евросоюза. Хотя это может быть хорошей новостью для ЕС, но это плохая новость для Молдовы. Объяснение более низкого уровня ожиданий в отношениях Молдовы и ЕС состоит из трех компонентов. В первую очередь, неэффективность в некоторых реформах, а также неспособность провести серьезное и беспристрастное расследование в банковском коррупционном скандале затрудняют любое продвижение в отношениях с ЕС. Во-вторых, Коммунистическая партия неофициально вошла в правящую коалицию, поэтому с целью задобрить коммунистов и уравновесить их интересы в рамках коалиции было принято решение отказаться от более глубокой интеграции с ЕС. В-третьих, предполагается, что в глазах Кремля Молдова будет выглядеть нейтральной в сфере внешней политики страной, что позволит снизить давление России на Молдову. Но самое главное — решение о более тесной интеграции с ЕС значительно уменьшит молдавской правящей элите поле для маневра.
Так как правящая политическая элита оказалась сильно коррумпированной и, учитывая, что основные партии позиционируют себя как проевропейские, имиджу ЕС в Молдове был населен серьезный ущерб. Если в 2007—2008 гг. поддержка ЕС в Молдове составляла более 70%, то теперь — 32%, в то время как поддержка Таможенного союза с Россией повысилась до 50%. Снижение проевропейских настроений — результат не только неумелого руководства, политической и элитной коррупции, российской пропаганды, но и снисходительности ЕС. Евросоюз был слишком толерантен к макиавеллевской политике в Молдове и часто предпочитал не замечать определенные проблемы или слишком доверял некоторым политикам.
Похоже, ЕС учится на собственных ошибках и теперь открыто и ясно формулирует свое несогласие относительно регресса молдавских реформ. Вмешательство ЕС должно быть своего рода политической акробатикой, поскольку Брюссель должен удержать Молдову на пути реформ и не свести контакты с ней до минимума. Но для Брюсселя будет крайне трудно оставаться убедительным без угрозы применения более жестких мер. Скорее всего, подходящим инструментом для укрепления сотрудничества должно быть сокращение финансирования ЕС в сферах, в которых молдавское правительство не демонстрирует ожидаемых результатов.
Пример Молдовы и других стран Восточного партнерства демонстрирует, что пересмотр Европейской политики соседства — своевременный процесс, поскольку подход «больше за больше» не принес ожидаемых результатов. Трудности в Молдове, где институты власти оказались неэффективными перед олигархами, демонстрируют, что бизнес и политика тесно связаны, и государственные органы неспособны изменить систему. Подход «больше за больше» должен быть дополнен подходом «назад к основам», главный акцент которого состоит в создании прочных институтов, иначе трудности в осуществлении реформ останутся.
В то же время для Молдовы есть луч надежды. Несмотря на поляризацию вдоль геополитических линий и исторического наследия, внутри общества существует потенциал для нахождения точек соприкосновения для сотрудничества. Протест против коррупции в начале мая отчетливо продемонстрировал, что определенная мобилизация общества против беззакония возможна, и объединение различных групп реалистично вокруг проблем, имеющих большее влияние на жизнь граждан, чем геополитика.
Увядающая «история успеха» Молдовы — это иллюстрация того, что процесс европейской интеграции не является необратимым. Более того, может произойти откат реформ, если они затрагивают интересы олигархов. Молдове необходима поддержка со стороны ЕС более чем когда-либо, поскольку сегодня перед Кишиневом стоят два серьезных вызова: внутренний — коррупция, и внешний, связанный с напористой политикой России в Молдове. Финансовые и политические инструменты, имеющиеся в распоряжении ЕС, могут помочь Молдове вернуться на путь реформ. Несмотря на потерю «истории успеха» и решение отложить продвижение в евроинтеграции, у Кишинева и Брюсселя остается много сфер для сотрудничества, и они определены в Соглашении об ассоциации.
Источник: Зеркало недели. Украина